Содержание
В начало
Как работает франшиза
Преимущества и недостатки франшизы пекарни
На что обратить внимание при выборе франшизы
Популярные франшизы пекарен
Советы по выбору и запуску франшизы пекарни
Частые ошибки начинающих франчайзи

Франшизы пекарен: готовый бизнес с ароматом свежей выпечки

Рассказываем, как выбрать франчайзера, и сравниваем популярные сети

Помните это: «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю»? Ну как, сразу захотелось отломить кусочек тёплого багета или круассана? А ведь можно не просто похрустеть французской булкой, но и открыть свою пекарню. Сейчас это одно из самых популярных направлений для старта бизнеса. И если не хочется самостоятельно начинать всё с нуля, можно присмотреться к проверенным франшизам.

В этой статье узнаем, как открыть пекарню по франшизе, сколько это стоит, какие есть особенности бизнеса, и рассмотрим популярные сети.

null

Как работает франшиза

Представьте, что вы решили построить дом. Можно всё делать самостоятельно с самого начала: разработать дизайн-проект и систему внутренних коммуникаций, искать материалы и сравнивать стоимость, строить вручную и набивать шишки на ошибках. А можно купить готовый дом у известной фирмы с хорошей репутацией, которая уже построила сотни качественных домов.

Франшиза работает примерно так же. Вы покупаете право использовать готовую бизнес-модель и можете начинать работу под популярным брендом с минимальными рисками.

В случае с франшизой пекарни это может быть пакет услуг, который включает помощь в открытии и продвижении точки, доступ к базе поставщиков и рецептур, рекламную поддержку, подключение к CRM и программе лояльности, обучение персонала.

Преимущества и недостатки франшизы пекарни

Преимущества

Быстрый старт. Вместо экспериментов, которые тратят время, деньги и нервы, вы получаете готовую схему бизнеса, которую можно брать и использовать.


Минимальные риски. Франчайзер (тот, кто продаёт франшизу) уже протестировал свою модель и скорректировал её, учитывая ошибки.


Известный бренд и готовая база клиентов. Люди знают бренд и доверяют ему, а значит, вам не нужно завоёвывать репутацию с нуля. Новые покупатели скорее выберут знакомый бренд, чем неизвестный, а постоянные покупатели других точек сети станут и вашими клиентами.


Маркетинговая поддержка. «Материнский» бренд придумывает и запускает рекламу и другие активности, а ещё управляет программой лояльности.


Отработанные технологии производства. Не нужно изобретать велосипед — франчайзер уже проверил все рецепты и выбрал подходящее оборудование.


Обучение. Во многих франшизах есть программы обучения для руководителей и персонала.

Недостатки



Ограничения. В бизнесе по франшизе есть чёткие стандарты. Вы не сможете управлять пекарней полностью по-своему, а любые изменения и нововведения нужно согласовывать с франчайзером.

Штрафы и возможность потерять право на франшизу. За нарушение стандартов и условий сотрудничества можно получить штраф, а в некоторых случаях франчайзер может расторгнуть договор.

Обязательные платежи. По условиям большинства франшиз при заключении договора нужно оплатить первоначальный паушальный взнос за вход в сеть. Иногда нужно вносить и регулярные платежи — роялти.

Зависимость от репутации бренда. Любые изменения в имидже сети влияют и на вас. Негатив по отношению к бренду франшизы может отпугнуть клиентов от вашей точки. Это работает и в обратную сторону: любой отзыв (положительный и отрицательный) о вашей точке отражается на репутации всей сети.

На что обратить внимание при выборе франшизы

Репутация компании. Изучите историю бренда, почитайте отзывы действующих франчайзи (теми, кто купил франшизу) или пообщайтесь с ними лично, посетите работающие точки, изучите мнение клиентов.

Финансовые условия договора. Внимательно изучите все платежи: паушальный взнос, общие инвестиции. Уточните, есть ли роялти и каков срок окупаемости. Посчитайте общую стоимость всей франшизы и оцените свои возможности. У некоторых брендов есть разные форматы работы, например, вместо пекарни полного цикла можно открыть маленькое кафе. Такие точки обойдутся дешевле.

Юридические нюансы. Обратите внимание на срок действия договора, условия расторжения и штрафы. Узнайте, обеспечивает ли франчайзер территорию эксклюзивности, где не будет других точек вашей сети. Это поможет исключить внутреннюю конкуренцию.

Поддержка франчайзера. В лучшие франшизы обычно входят: помощь в подборе локации и помещения, обучение сотрудников на старте бизнеса, поставки ингредиентов и оборудования, а также ремонт техники, маркетинговая и рекламная поддержка. Ещё могут быть включены консультации по юридическим и финансовым вопросам.

Популярные франшизы пекарен

Хлебничная

Федеральная сеть «Хлебничная» — одна из самых популярных франшиз в России, в которой уже более 150 точек. У неё есть два формата работы: пекарня полного цикла и торговая точка.

Франчайзер предлагает помощь в поиске и подборе локаций, обучение управляющих и персонала, полное документационное сопровождение, собственную систему управленческого учёта и дистанционного управления пекарнями, отработанные рецептуры и технологические карты, производственный план, который позволяет минимизировать количество списаний, добавление адреса пекарни в фирменное приложение и на сайт, где клиенты могут оформлять онлайн-заказы с доставкой. А ещё проект помогают вести персональные менеджеры.

Паушальный взнос: 350 000 рублей за пекарню полного цикла или 250 000 рублей за торговую точку
Роялти: 3%
Окупаемость: 6–10 месяцев
Средний оборот в месяц: от 1,3 млн рублей
Помещение: 60 м² для пекарни полного цикла или 20 м² для точки продаж

Буханка

Демократичная сеть «Буханка» развивается в сегменте мини-пекарен в Москве и Московской области.

Франчайзер помогает подобрать и отремонтировать помещение по дизайн-проекту, предоставляет стартап-команду на открытие точки, обеспечивает производственным и торговым оборудованием, устанавливает инновационное ПО, подключает видеонаблюдение, обучает и проверяет персонал, проводит маркетинговые мероприятия. До и после запуска бизнес сопровождает персональный менеджер. Большинство процессов автоматизированы, включая онлайн-отслеживание остатков продукции. В экстренных ситуациях можно взять подменное оборудование.

Инвестиции: от 2,8 млн рублей
Паушальный взнос: 300 000 рублей
Без роялти
Окупаемость: 18 месяцев
Средний оборот в месяц: от 1,05 млн рублей
Средняя прибыль в месяц: 250 000 рублей
Помещение: 40–100 м²

Жар Свежар

С 2010 года в сети «Жар Свежар» уже открылось более 140 пекарен в Татарстане и Чувашской республике.

При покупке франшизы вам помогут найти и отремонтировать помещение, закупят оборудование, подберут персонал, обучат его теории и практике в действующей пекарне, а ещё предоставят список проверенных поставщиков сырья по лучшим ценам. В дальнейшем франчайзер помогает управлять бизнес-процессами и поддерживает в других организационных вопросах.

Инвестиции: от 3,5 млн рублей
Паушальный взнос: 500 000 рублей
Роялти: 7%
Окупаемость: 14 месяцев
Средний оборот в месяц: от 1,5 млн рублей
Средняя прибыль в месяц: 250 000 рублей
Помещение: 60–80 м²

Дом Хлеба

Сеть «Дом Хлеба» была основана в 2015 году, и с тех пор в ней открылось более 350 пекарен в России и Казахстане. Есть три формата точек: пекарню полного цикла, пекарню-павильон и пекарню в торговом центре.

В рамках франшизы вас ждёт полное сопровождение: подбор и оценка локации по собственной интеллектуальной системе, проектирование пекарни и её комплектация под ключ, помощь команды запуска на открытии и налаживание всех процессов. Что касается обучение, то в сети есть своя онлайн-система и корпоративная база знаний для новых партнёров, менеджеров и линейного персонала пекарни, а также партнёрский портал и чат. Бизнес-процессы автоматизированы благодаря ERP-системе.

Инвестиции: от 1,95 млн рублей
Паушальный взнос: 450 000 рублей
Роялти: 3%
Окупаемость: от 6 месяцев
Средний оборот в месяц: от 1,2 млн рублей
Помещение: от 50 м² для пекарни полного цикла или 15–25 м² для пекарни-павильона или пекарни в торговом центре

Любимая пекарня

В этой федеральной сети уже более 450 точек в России и странах СНГ. Они представлены в двух форматах: классическая пекарня и фабрика-кухня.

В пакеты франшизы «Любимая пекарня» входит сопровождение персонального аккаунт-менеджера, услуги риелтора при поиске помещения, выбор оборудования и мебели, подбор ассортимента, индивидуальные планы открытия и развития бизнеса, собственная онлайн-платформа для обучения и практические офлайн-тренинги, база рецептов с видеоуроками от технологов, активная маркетинговая поддержка, программа лояльности, а ещё юридическая поддержка и бухгалтерия под ключ.

Инвестиции: от 3 млн рублей
Паушальный взнос: 350 000 рублей
Роялти: 3,3% (2,3% — для владельцев не менее трёх пекарен полного цикла)
Окупаемость: от 12 месяцев
Средний оборот в месяц: от 1,8 млн рублей
Средняя прибыль в месяц: от 250 000 рублей (для фабрики-кухни) и от 500 000 рублей (для классической пекарни)
Помещение: 50–100 м²

Трдельник

У сети «Трдельник» необычная концепция, которая основана на рецептах ароматной чешской выпечки. Пекарни работают в 26 городах России и СНГ в двух форматах: мини-кофейня и киоск.

Франчайзер предлагает подробную систему управления с постоянным сопровождением и обширную облачную базу знаний, в которой есть всё: от стандартов работы для пекарей и скриптов продаж до инструкций и чек-листов по контролю за всеми процессами. Помимо прочего, в бизнес-модели есть программа мотивации персонала на основе KPI и помощь в регистрации ИП или ООО.

Инвестиции: от 1,2 млн рублей
Паушальный взнос: 490 000 рублей
Без роялти
Окупаемость: 3–6 месяцев

Советы по выбору и запуску франшизы пекарни

Главное правило успешной пекарни — грамотно выбранное место! Обратите внимание на пешеходный трафик, парковки поблизости и присутствие конкурентов в выбранной локации. Ещё проверьте, можно ли разместить вывеску на фасаде (если у вас не отдельно стоящая точка) и открыть летнюю веранду.

Понаблюдайте за потоком людей в разное время суток и проверьте график посещаемости соседних заведений (кафе, музеев, офисов, магазинов) на сервисах с картами: Яндекс Картах, 2ГИС, Google Картах. В идеальной локации должен быть стабильный поток клиентов с утра до вечера.

Ваши сотрудники — лицо бизнеса. Важно нанимать людей с опытом работы в общепите или с искренним желанием работать в этой сфере. Обеспечьте качественное обучение, создайте систему мотивации (если её нет в пакете франшизы) и регулярно проводите аттестации сотрудников. Сервис всегда должен быть на высоком уровне.

Частые ошибки начинающих франчайзи

1. Экономия на оборудовании


Не пытайтесь сэкономить на печах и холодильниках — это основа успеха вашего бизнеса. Если однажды клиент попробует недопечённую или подгоревшую булочку, он никогда не вернётся к вам.

2. Пренебрежение обучением


Даже если у вас уже есть опыт в сфере общественного питания или ретейле, пройдите все курсы и изучите все материалы, которые рекомендует франчайзер. У каждой сети свои особенности, и важно понять их, чтобы эффективно управлять точкой. Следите, чтобы и ваши сотрудники регулярно учились — не «для галочки», а по-настоящему.

3. Несоблюдение стандартов сети


Требования франчайзера — это не просто абстрактный список условий работы. Это правила, которые проверены на опыте и которые способствуют успеху всей сети, а значит, и вашему тоже.

4. Неправильный расчёт финансов


Помимо первоначальных инвестиций, запаситесь деньгами на пару месяцев работы и экстренные расходы. Всегда стоит иметь финансовую подушку.

Фото на обложке: pixelfit / Getty Images