Помните это: «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю»? Ну как, сразу захотелось отломить кусочек тёплого багета или круассана? А ведь можно не просто похрустеть французской булкой, но и открыть свою пекарню. Сейчас это одно из самых популярных направлений для старта бизнеса. И если не хочется самостоятельно начинать всё с нуля, можно присмотреться к проверенным франшизам.
В этой статье узнаем, как открыть пекарню по франшизе, сколько это стоит, какие есть особенности бизнеса, и рассмотрим популярные сети.

Как работает франшиза
Представьте, что вы решили построить дом. Можно всё делать самостоятельно с самого начала: разработать дизайн-проект и систему внутренних коммуникаций, искать материалы и сравнивать стоимость, строить вручную и набивать шишки на ошибках. А можно купить готовый дом у известной фирмы с хорошей репутацией, которая уже построила сотни качественных домов.
Франшиза работает примерно так же. Вы покупаете право использовать готовую бизнес-модель и можете начинать работу под популярным брендом с минимальными рисками.
В случае с франшизой пекарни это может быть пакет услуг, который включает помощь в открытии и продвижении точки, доступ к базе поставщиков и рецептур, рекламную поддержку, подключение к CRM и программе лояльности, обучение персонала.
Преимущества и недостатки франшизы пекарни
Преимущества
Быстрый старт. Вместо экспериментов, которые тратят время, деньги и нервы, вы получаете готовую схему бизнеса, которую можно брать и использовать.
Минимальные риски. Франчайзер (тот, кто продаёт франшизу) уже протестировал свою модель и скорректировал её, учитывая ошибки.
Известный бренд и готовая база клиентов. Люди знают бренд и доверяют ему, а значит, вам не нужно завоёвывать репутацию с нуля. Новые покупатели скорее выберут знакомый бренд, чем неизвестный, а постоянные покупатели других точек сети станут и вашими клиентами.
Маркетинговая поддержка. «Материнский» бренд придумывает и запускает рекламу и другие активности, а ещё управляет программой лояльности.
Отработанные технологии производства. Не нужно изобретать велосипед — франчайзер уже проверил все рецепты и выбрал подходящее оборудование.
Обучение. Во многих франшизах есть программы обучения для руководителей и персонала.
Недостатки
Ограничения. В бизнесе по франшизе есть чёткие стандарты. Вы не сможете управлять пекарней полностью по-своему, а любые изменения и нововведения нужно согласовывать с франчайзером.
Штрафы и возможность потерять право на франшизу. За нарушение стандартов и условий сотрудничества можно получить штраф, а в некоторых случаях франчайзер может расторгнуть договор.
Обязательные платежи. По условиям большинства франшиз при заключении договора нужно оплатить первоначальный паушальный взнос за вход в сеть. Иногда нужно вносить и регулярные платежи — роялти.
Зависимость от репутации бренда. Любые изменения в имидже сети влияют и на вас. Негатив по отношению к бренду франшизы может отпугнуть клиентов от вашей точки. Это работает и в обратную сторону: любой отзыв (положительный и отрицательный) о вашей точке отражается на репутации всей сети.
На что обратить внимание при выборе франшизы
Репутация компании. Изучите историю бренда, почитайте отзывы действующих франчайзи (теми, кто купил франшизу) или пообщайтесь с ними лично, посетите работающие точки, изучите мнение клиентов.
Финансовые условия договора. Внимательно изучите все платежи: паушальный взнос, общие инвестиции. Уточните, есть ли роялти и каков срок окупаемости. Посчитайте общую стоимость всей франшизы и оцените свои возможности. У некоторых брендов есть разные форматы работы, например, вместо пекарни полного цикла можно открыть маленькое кафе. Такие точки обойдутся дешевле.
Юридические нюансы. Обратите внимание на срок действия договора, условия расторжения и штрафы. Узнайте, обеспечивает ли франчайзер территорию эксклюзивности, где не будет других точек вашей сети. Это поможет исключить внутреннюю конкуренцию.
Поддержка франчайзера. В лучшие франшизы обычно входят: помощь в подборе локации и помещения, обучение сотрудников на старте бизнеса, поставки ингредиентов и оборудования, а также ремонт техники, маркетинговая и рекламная поддержка. Ещё могут быть включены консультации по юридическим и финансовым вопросам.
Популярные франшизы пекарен
Хлебничная
Федеральная сеть «Хлебничная» — одна из самых популярных франшиз в России, в которой уже более 150 точек. У неё есть два формата работы: пекарня полного цикла и торговая точка.
Франчайзер предлагает помощь в поиске и подборе локаций, обучение управляющих и персонала, полное документационное сопровождение, собственную систему управленческого учёта и дистанционного управления пекарнями, отработанные рецептуры и технологические карты, производственный план, который позволяет минимизировать количество списаний, добавление адреса пекарни в фирменное приложение и на сайт, где клиенты могут оформлять онлайн-заказы с доставкой. А ещё проект помогают вести персональные менеджеры.
Буханка
Демократичная сеть «Буханка» развивается в сегменте мини-пекарен в Москве и Московской области.
Франчайзер помогает подобрать и отремонтировать помещение по дизайн-проекту, предоставляет стартап-команду на открытие точки, обеспечивает производственным и торговым оборудованием, устанавливает инновационное ПО, подключает видеонаблюдение, обучает и проверяет персонал, проводит маркетинговые мероприятия. До и после запуска бизнес сопровождает персональный менеджер. Большинство процессов автоматизированы, включая онлайн-отслеживание остатков продукции. В экстренных ситуациях можно взять подменное оборудование.
Жар Свежар
С 2010 года в сети «Жар Свежар» уже открылось более 140 пекарен в Татарстане и Чувашской республике.
При покупке франшизы вам помогут найти и отремонтировать помещение, закупят оборудование, подберут персонал, обучат его теории и практике в действующей пекарне, а ещё предоставят список проверенных поставщиков сырья по лучшим ценам. В дальнейшем франчайзер помогает управлять бизнес-процессами и поддерживает в других организационных вопросах.
Дом Хлеба
Сеть «Дом Хлеба» была основана в 2015 году, и с тех пор в ней открылось более 350 пекарен в России и Казахстане. Есть три формата точек: пекарню полного цикла, пекарню-павильон и пекарню в торговом центре.
В рамках франшизы вас ждёт полное сопровождение: подбор и оценка локации по собственной интеллектуальной системе, проектирование пекарни и её комплектация под ключ, помощь команды запуска на открытии и налаживание всех процессов. Что касается обучение, то в сети есть своя онлайн-система и корпоративная база знаний для новых партнёров, менеджеров и линейного персонала пекарни, а также партнёрский портал и чат. Бизнес-процессы автоматизированы благодаря ERP-системе.
Любимая пекарня
В этой федеральной сети уже более 450 точек в России и странах СНГ. Они представлены в двух форматах: классическая пекарня и фабрика-кухня.
В пакеты франшизы «Любимая пекарня» входит сопровождение персонального аккаунт-менеджера, услуги риелтора при поиске помещения, выбор оборудования и мебели, подбор ассортимента, индивидуальные планы открытия и развития бизнеса, собственная онлайн-платформа для обучения и практические офлайн-тренинги, база рецептов с видеоуроками от технологов, активная маркетинговая поддержка, программа лояльности, а ещё юридическая поддержка и бухгалтерия под ключ.
Трдельник
У сети «Трдельник» необычная концепция, которая основана на рецептах ароматной чешской выпечки. Пекарни работают в 26 городах России и СНГ в двух форматах: мини-кофейня и киоск.
Франчайзер предлагает подробную систему управления с постоянным сопровождением и обширную облачную базу знаний, в которой есть всё: от стандартов работы для пекарей и скриптов продаж до инструкций и чек-листов по контролю за всеми процессами. Помимо прочего, в бизнес-модели есть программа мотивации персонала на основе KPI и помощь в регистрации ИП или ООО.
Советы по выбору и запуску франшизы пекарни
Главное правило успешной пекарни — грамотно выбранное место! Обратите внимание на пешеходный трафик, парковки поблизости и присутствие конкурентов в выбранной локации. Ещё проверьте, можно ли разместить вывеску на фасаде (если у вас не отдельно стоящая точка) и открыть летнюю веранду.
Понаблюдайте за потоком людей в разное время суток и проверьте график посещаемости соседних заведений (кафе, музеев, офисов, магазинов) на сервисах с картами: Яндекс Картах, 2ГИС, Google Картах. В идеальной локации должен быть стабильный поток клиентов с утра до вечера.
Ваши сотрудники — лицо бизнеса. Важно нанимать людей с опытом работы в общепите или с искренним желанием работать в этой сфере. Обеспечьте качественное обучение, создайте систему мотивации (если её нет в пакете франшизы) и регулярно проводите аттестации сотрудников. Сервис всегда должен быть на высоком уровне.
Частые ошибки начинающих франчайзи
1. Экономия на оборудовании
Не пытайтесь сэкономить на печах и холодильниках — это основа успеха вашего бизнеса. Если однажды клиент попробует недопечённую или подгоревшую булочку, он никогда не вернётся к вам.
2. Пренебрежение обучением
Даже если у вас уже есть опыт в сфере общественного питания или ретейле, пройдите все курсы и изучите все материалы, которые рекомендует франчайзер. У каждой сети свои особенности, и важно понять их, чтобы эффективно управлять точкой. Следите, чтобы и ваши сотрудники регулярно учились — не «для галочки», а по-настоящему.
3. Несоблюдение стандартов сети
Требования франчайзера — это не просто абстрактный список условий работы. Это правила, которые проверены на опыте и которые способствуют успеху всей сети, а значит, и вашему тоже.
4. Неправильный расчёт финансов
Помимо первоначальных инвестиций, запаситесь деньгами на пару месяцев работы и экстренные расходы. Всегда стоит иметь финансовую подушку.
Фото на обложке: pixelfit / Getty Images