Счёт на оплату регулярно используется в бизнесе, но для него нет регламентированной формы и чётких правил, которые помогут его составить. Разбираемся, как выставить счёт на оплату, можно ли обойтись без него и когда счёт на оплату может заменить договор.
Что такое счёт на оплату товаров и услуг
Счёт на оплату — это документ, который предприниматели составляют для контрагентов, чтобы получить деньги.

Можно ли обойтись без счетов
Счёт можно не оформлять — в общих случаях законодательство не относит его к первичным документам, поэтому налоговая или другие организации запрашивают счета для проверки. В учётной политике ООО можно прописать, что счёт в вашем бизнесе считается первичкой, но с ним сложнее будет работать.
Если вы подписали с контрагентом договор и включили в него сведения, которые перечислены выше, счёт можно не составлять.
Иногда по условиям договора сначала нужно выставить счёт. В этом случае счёт нужно оформить, чтобы у контрагента было основание для оплаты.
Является ли счёт на оплату договором
Счёт на оплату может стать договором, если содержит существенные условия, то конкретные условия, значимые для этой сделки. Мы описали их в первом разделе. Такой счёт представляет собой оферту, которую контрагент должен принять — акцептовать.
Счёт-договор можно составить для небольших сделок, например, небольших заказов или разовых продаж.
Как выставить счёт на оплату
Чтобы выставить счёт на оплату, нужно выбрать шаблон или составить его самостоятельно. Он может быть бумажным — тогда его составляют в двух экземплярах, или электронным — тогда счёт подписывают с помощью ЭЦП.
Разберём, как заполнить счёт от ООО с помощью шаблона платформы «Курс».
Шаг 1. Заполнить бланк
Составить счёт на оплату может сотрудник, у которого есть доверенность, или на имя которого выпущен приказ.
Информация на бланке поделена на разделы — пойдём по ним сверху вниз.
Итоговую цену указывают под таблицей. Если есть НДС, его размер можно указать по-разному: написать под итоговой стоимостью цену без налога, ниже — размер НДС, а затем общую стоимость. Также можно указывать цены в таблице сразу вместе с НДС, а под таблицей добавить подпись «В том числе НДС» и прописать размер.
Ещё одна рекомендация — дублировать сумму к оплате прописью, на случай, если ошибётесь, допишите лишнюю или пропустите нужную цифру.
Дополнительная информация
Это необязательный блок, но может пригодиться, если указываете срок или период оплаты, необходимость сообщить о ней. Удобно, когда есть контакты ответственного лица, с которым можно связаться по вопросам.
Подпись и печать
Раздел заполняют по-разному, в зависимости от того, какой будет счёт — электронный или бумажный. Бумажный нужно подписать, а печать ставить необязательно. Электронный счёт на оплату подписывается ЭЦП.

Шаг 2. Проверить счёт
Перед отправкой убедитесь, что всё правильно: название компании, реквизиты, стоимость и другие существенные условия.
Если счёт выставили неправильно, ошибки могут испортить отношения с контрагентами, а компания не получит деньги вовремя. Исправлять ошибки нужно, отталкиваясь от учётной политики. Если счёт не считается первичным документом, его можно переписать и отправить новый. Если всё же относится к первичке, то исправлять его нужно по правилам бухучёта.
Шаг 3. Отправить счёт на оплату
Бумажный вариант можно передать лично или отправить «Почтой России». Электронный счёт отправляют по электронной почте или с помощью сервисов ЭДО.
Покупатель проверит данные и переведёт оплату, если заполнено правильно.
Как выставить счёт, если вы индивидуальный предприниматель, мы тоже писали на платформе.
Фото на обложке: CreativeDJ / Getty Images