Содержание
В начало
Что такое интернет-эквайринг?
Зачем нужен интернет-эквайринг?
Чем он отличается от торгового эквайринга?
Как работает интернет-эквайринг?
Сколько это стоит?
Как подключить интернет-эквайринг?

Интернет-эквайринг. Вопрос — ответ

Чем отличается от торгового эквайринга и как подключить

Всё больше покупателей уходят в онлайн. Это удобнее, быстрее, а часто ещё и дешевле, чем офлайн-магазины. Продавцы тоже в плюсе: не надо держать торговую точку, оплачивать аренду, коммунальные расходы и заниматься инкассацией. Однако есть один важный вопрос для обеих сторон процесса — скорость и безопасность платежей. На это влияет эквайринг — услуга банка по переводу денег от покупателя к продавцу.


В этой статье объясним простыми словами, что такое интернет-эквайринг, как он работает, чем отличается от торгового эквайринга, где его нужно подключить и сколько это стоит.

Что такое интернет-эквайринг?

Технология эквайринга позволяет клиенту покупать товары и услуги, не используя наличные деньги, а продавцу — принимать такие платежи. Бывает торговый, мобильный, интернет- и ATM-эквайринг.

Интернет-эквайринг подразумевает оплату не только банковскими картами, но и другими способами. Например, с помощью СБП, мобильных платёжных систем (AlfaPay, Yandex Pay, Мир Pay) или сервисов для оплаты покупок по частям вроде Подели.

Чтобы получать оплату на сайте, в приложении, в соцсетях и мессенджерах, предприниматели подключают интернет-эквайринг. Эту услугу предоставляет банк.

Компания или ИП может подключить интернет-эквайринг только при наличии онлайн-кассы. За работу без кассы владелец бизнеса несёт ответственность по статье 14.5 КоАП РФ. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 30 000 рублей, ИП — на сумму от 10 000 рублей.

Обычно предприниматели заключают договор с тем же банком, в котором открывают расчётный счёт.

Например, подать заявку на эквайринг можно на сайте Альфа-Банка.

Интернет-эквайринг бывает с интеграцией на сайте и без неё.

Интеграция означает, что вам нужно установить специальный платёжный модуль (плагин) на сайте или использовать API банка. API позволяет получить такие возможности, как платёж в один клик, приём оплаты в мобильных приложениях, процессинг продаж авиабилетов, агрегаторская схема и холдирование денег без комиссии. Если сайта нет, некоторые банки предлагают создать его с помощью бесплатного конструктора, который позволит легко и просто интегрировать платёжный модуль или API.

Есть два варианта интернет-эквайринга без интеграции. Первый — оплата по прямой ссылке. Вы получаете заказ, генерируете уникальную ссылку на оплату в личном кабинете в банке и отправляете её покупателю. После оплаты вам придёт уведомление. 


Второй способ — платёжная форма на сайте. Сначала нужно настроить поля формы в личном кабинете, добавить ссылку для оплаты на сайт или страницу в соцсетях. Когда клиент будет готов оплатить покупку, он попадёт на страницу с формой заказа. После заполнения формы и оплаты вы получите уведомление.


Обычно интеграцию выбирают предприниматели, которые продают товары и услуги на сайте. Вариант без интеграции удобен тем, кто продаёт через соцсети, мессенджеры и email-рассылки. Некоторые продавцы выбирают оба варианта, чтобы предоставить клиентам выбор.

Зачем нужен интернет-эквайринг?

Он нужен, чтобы официально получать оплату от клиентов онлайн.

Чем он отличается от торгового эквайринга?

Торговый эквайринг подключают в магазинах, салонах красоты и других офлайн-точках продаж, а интернет-эквайринг — для получения платы за онлайн-покупки. Здесь не нужны терминалы — достаточно настроить платёжный модуль или специальную форму для клиентов.

Как работает интернет-эквайринг?

Участники процесса: компания-продавец, покупатель, банк-эквайер (где открыт расчётный счёт компании), банк-эмитент (где выпущена карта покупателя) и платёжная система (МИР, UnionPay, Visa, MasterCard).

Механизм интернет-эквайринга:
1.
Покупатель переходит к оплате заказа и вводит данные банковской карты на защищённой платёжной странице или оплачивает заказ по QR-коду с помощью СБП.
2.
Данные отправляются в банк-эквайер. Оттуда информация поступает в платёжную систему.
3.
Платёжная система отправляет информацию в банк-эмитент и проверяет счёт покупателя.
4.
Покупатель получает код подтверждения оплаты и вводит его на специальной странице банка-эмитента.
5.
Банк-эмитент передаёт информацию о проверке счёта покупателя в банк-эквайер.
6.
Банк-эквайер отправляет запрос на списание денег или отклоняет платёж — в зависимости от результатов проверки счёта.
7.
Банк-эмитент подтверждает запрос или отклоняет его.
8.
На следующий день банк-эквайер перечисляет деньги на расчётный счёт продавца.

В этом процессе много шагов, но благодаря технологиям всё происходит за секунды.



Сколько это стоит?

В среднем ставка торгового эквайринга колеблется от 1 до 2,7%. Многие банки подключают и настраивают его бесплатно.

От чего зависит размер комиссии:
обороты компании;
отрасль бизнеса.

Размеры комиссии можно узнать на сайте банка. 


Ставка при оплате по QR-коду — от 0,4% до 0,7%. Она зависит от сферы деятельности.

Пример

У Полины и Ани свой сервис психологических онлайн-консультаций. Также они проводят мастер-классы и курсы. Предпринимательницы решили Средний оборот в месяц — 900 000 рублей.


Рассчитаем ставку интернет-эквайринга на калькуляторе на сайте Альфа-Банка.


Выбираем отрасль «Здоровье» (также Полина и Аня могут выбрать «Образование»). Тариф — 15 260 рублей в месяц.

Пример расчёта ставки интернет-эквайринга для сервиса психологических консультаций. Скриншот с сайта Альфа-Банка
Пример расчёта ставки интернет-эквайринга для сервиса психологических консультаций. Скриншот с сайта Альфа-Банка

Как подключить интернет-эквайринг?

1.
Выберите банк. Ориентируйтесь на репутацию, тарифы и техподдержку — в крупных банках она бывает 24/7. Изучите акции и специальные предложения. Часто банки предлагают особые условия для новых клиентов и бесплатно помогают настроить интернет-эквайринг.
2.
Заключите договор. В некоторых банках это можно сделать онлайн, если у вас уже открыт расчётный счёт. Например, так можно сделать в Альфа-Банке. Если у вас нет счёта в выбранном банке, нужно будет открыть его. Вам понадобятся: свидетельство о регистрации компании или ИП, учредительные документы, приказы о назначении руководителя и главного бухгалтер, паспорта руководителя и бухгалтера. У каждого банка свои правила, где-то будет нужно больше документов.
3.
Выберите вариант установки интернет-эквайринга: с интеграцией или без.
4.
Настройте все необходимые параметры и проверьте, что оплаты проходят.
5.
Научите сотрудников работать с системой эквайринга. Ещё объясните, как оформлять возврат денег и что делать, если не проходят платежи.