Содержание
В начало
Как работает маркировка товаров
Какие товары подлежат обязательной маркировке на OZON
Как выглядит маркировка товаров на Ozon
Требования к штрихкоду и этикетке
Требования к маркировке Ozon FBO
Требования к маркировке Ozon FBS
Что будет с неправильно промаркированными товарами 

Как маркировать товары на OZON

Зачем это надо, как работает на Ozon и можно ли не использовать маркировку

Каждый раз, когда вы забираете заказ из пункта выдачи, сотрудник сканирует штрихкод. Штрихкод позволяет понять, что внутри упаковки, кому принадлежит товар, надо ли за него платить. Но штрихкод — не единственный элемент маркировки, и необходим не только покупателю. Разберём, как маркировать поставки на Ozon, какие есть требования к маркировке и куда отправляются товары, которые промаркированы неправильно.

Как работает маркировка товаров

Маркировка — это уникальный набор символов, который позволяет проверить подлинность товара и проследить его путь от производителя до покупателя. Обязательную маркировку ввели, чтобы контролировать товарооборот в России, поэтому её нужно делать при производстве, а также при ввозе товаров в страну.

Как устроен процесс маркировки для отслеживания товарооборота. Источник: «Честный знак»
Как устроен процесс маркировки для отслеживания товарооборота. Источник: «Честный знак»
Разберём, как работает система маркировки для товаров на Ozon.
1.
Производитель описывает товар. Это делают разными способами. • В системе GS1, которая разрабатывает стандарты учёта и кодирования по всему миру. • В «Национальном каталоге» — сервисе отечественной маркировки бренда «Честный знак».
2.
На каждый товар производителю выдают GTIN — 13-значный номер маркировки, который кодирует товар в системе учёта.
3.
Через платформу «Честный знак» производитель заказывает код маркировки на каждый товар для контроля за товарооборотом.
4.
Код маркировки вводят в оборот или передают продавцу, используют для вывода из оборота.
5.
Чтобы передать код маркировки другому юрлицу, составляют универсальный передаточный документ — УПД, и передают его с помощью системы ЭДО.
6.
Когда поставка маркированных товаров для Ozon согласована, шаблон УПД передают на платформу, чтобы товары появились на балансе маркетплейса в «Честном знаке». Когда товары на Ozon будут проданы, маркетплейс сам выведет коды маркировки из оборота, если вы работаете по схеме FBO. На FBS выводить код маркировки из оборота должен продавец.

Какие товары подлежат обязательной маркировке на OZON

Есть товары, которые маркировать не нужно, но их становится всё меньше. Остальную часть товаров продавать без маркировки нельзя. Их список закреплён в Постановлении Правительства № 792-р. Для системы маркировки и кодов в России создали бренд «Честный знак». На его сайте тоже можно узнать, какие товары нужно маркировать.

На главной странице перечислены:
категории товаров, которые нужно маркировать уже сейчас;
категории товаров, которые маркируют в качестве эксперимента, — вы можете пока не заниматься маркировкой, если не хотите.

На Ozon в Базе знаний есть статья, с помощью которой вы научитесь обязательной маркировке: зарегистрируетесь в «Честном знаке», промаркируете товары, получите коды, введёте в оборот, передадите маркетплейсу и сможете выводить коды маркировки при необходимости.

Откройте конкретную группу товаров и увидите, какие из них маркировать обязательно и необязательно. Посмотрим маркировку упакованной воды: главная страница → «Упакованная вода» → «Товары, подлежащие маркировке». 


Не маркируют лёд и снег; воду, которую реализуют при беспошлинной торговле; воду для использования при дипломатических встречах и так далее.

Упакованная питьевая вода, которую не нужно маркировать. Источник: «Честный знак»
Упакованная питьевая вода, которую не нужно маркировать. Источник: «Честный знак»

Обязательной маркировке подлежат минеральная, детская вода и некоторые другие её категории, например, газировка.

Упакованная питьевая вода, которую обязательно маркировать. Источник: «Честный знак»
Упакованная питьевая вода, которую обязательно маркировать. Источник: «Честный знак»
Для всех товаров указаны коды маркировки.
Если товар произведён в России — ОКПД 2, или Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.
Если товар ввезён из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — код ТН ВЭД, или товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Страны-участницы ЕАЭС
Страны-участницы ЕАЭС

В Базе знаний для продавцов Ozon есть материал, который посвящён кодам ТН ВЭД: вы узнаете, для каких товаров нужно указывать коды, как его это сделать. По коду ТН ВЭД тоже будет понятно, подлежит ли товар маркировке: в кабинете продавца появится надпись «МАРКИРОВКА РФ».

Как по коду ТН ВЭД понять, что товар должен быть промаркирован. Источник: Ozon
Как по коду ТН ВЭД понять, что товар должен быть промаркирован. Источник: Ozon

Ответственность за торговлю товарами без маркировки регулируется ст. 15.12 КоАП, ст. 171.1 УК РФ и ФЗ-204 от 11.06.2021.

Административная ответственность предусмотрена, если:
продавать немаркированные товары;
предоставлять недостоверную информацию о товарах;
подделывать маркировку товаров;
не передавать сведения об обороте, когда товар продали, вернули или передали другому продавцу.
Штрафы для бизнеса за отсутствие обязательной маркировки товаров
Штрафы для бизнеса за отсутствие обязательной маркировки товаров

Уголовная ответственность наступает при продаже немаркированных товаров более чем на 1,5 млн рублей. Нарушителю грозит штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет.

Если нарушать законодательство, связанное с маркировкой товаров, маркетплейс оштрафуют, но он удержит штраф из выручки продавца. Это правило закреплено в договоре, который каждый селлер заключает с платформой.

Как выглядит маркировка товаров на Ozon

Обязательная маркировка товаров по системе «Честный знак» зашифрована в виде двумерного кода Data Matrix. Это чёрно-белое квадратное или прямоугольное изображение. В отличие от классического штрихкода, в нём информация закодирована и читается в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном. Поэтому Data Matrix позволяет закодировать больше информации, чем классический линейный штрихкод, и дублирует её. Если маркировка повредится, код всё равно получится считать, но для считывания Data Matrix нужен специальный двумерный сканер.

Data Matrix из двух функциональных частей: кода идентификации, который позволяет распознать маркированный товар, и криптографического хвоста, который позволяет проверить подлинность товара.

Код идентификации состоит из идентификатора применения, GTIN, который описывает разные параметры маркированного товара, и серийного номера.
Криптохвост может состоять из 4–88 символов в зависимости от категории маркированного товара.
Как может выглядеть код идентификации. GTIN и серийный номер включают 13 символов, идентификаторы применения — по два. Источник: Ozon
Как может выглядеть код идентификации. GTIN и серийный номер включают 13 символов, идентификаторы применения — по два. Источник: Ozon

Если вы работаете по схеме FBO, нужно внести GTIN в карточку с товаром. У Ozon есть инструкция, которая поможет это сделать.

Требования к штрихкоду и этикетке

Штрихкод — ещё один уникальный код, он нужен, чтобы маркированный товар приняли на складе маркетплейса, вернули товар на склад и компенсировали стоимость потерянных возвратов, если с товарами что-то случится. Поэтому без штрихкодов не обойтись, если вы работаете по схеме FBO или FBS.

Штрихкоды — это линейные коды, которые состоят из цифр и сочетания чёрных и белых полос. Они генерируются в личном кабинете продавца по определённому алгоритму, и размещаются поверх штрихкода производителя. Если штрихкоды производителя соответствуют правилам Ozon, вы можете не создавать свои.

Требования к созданию штрихкодов на Ozon
Требования к созданию штрихкодов на Ozon

Важно не заклеивать штрихкод сверху скотчем, иначе его не получится отсканировать. 


Подробную информацию о штрихкодах на Ozon можно изучить в Базе знаний


Этикетка — важная часть логистики на Ozon. В отличие от штрихкода, она отслеживает целые партии товара, чтобы они не потерялись, и содержит информацию о заказе, покупателе, доставке и самом товаре, например, его наименование.

Этикетка для товара на Ozon FBS
Этикетка для товара на Ozon FBS

Требования к маркировке Ozon FBO

Без этикетки товары не примут на склад, так как их невозможно идентифицировать и отследить.

Вот правила для маркировки на FBO Ozon.
Рекомендуемый размер этикетки — формат А4 (210 х 297 мм), минимальный — 120 х 75 мм. У сотрудников склада не получится отсканировать этикетку меньшего размера.
Для печати используют термотрансферный или термопринтер, глянцевую или полуматовую бумагу. Важно, чтобы бумага не бликовала.
Этикетка должна быть наклеена ровно, всей поверхностью, без заломов и разрывов.
Этикетку помещают на грузовое место, которое на ней указано, — на палету или коробку. На грузоместе важно выбрать самую большую сторону по площади, чтобы расположить на ней этикетку.
Поставку могут не принять, если этикетка не на том грузовом месте; на одном грузоместе несколько этикеток; на разных грузоместах одинаковые этикетки.
Как правильно разместить этикетку на грузовом месте при работе по схеме Ozon FBO. Источник: Ozon
Как правильно разместить этикетку на грузовом месте при работе по схеме Ozon FBO. Источник: Ozon

На упаковке каждого товара тоже должна быть этикетка со штрихкодом: на русском языке, размером от 40 х 25 мм, не заклеенная скотчем сверху. Если вы создавали новый штрихкод, он должен полностью перекрывать старый.

Требования к маркировке Ozon FBS

На схеме FBS селлер готовит заказы и привозит их в сортировочный центр.

Рассмотрим правила маркировки товаров.
Рекомендуемый размер этикетки — 120 х 75 мм, но сейчас также тестируется размер 58 х 40 мм — его можно выбрать в настройках печати. Этикетку меньшего размера не получится отсканировать.
Для печати используют термотрансферный или термопринтер, глянцевую или полуматовую бумагу. Важно, чтобы бумага не бликовала.
Этикетка должна быть наклеена на самую большую сторону упаковки, ровно, всей поверхностью, без заломов и разрывов.
На упаковке с товаром не должно быть других кодов и опознавательных знаков, например, товарного знака.
Варианты правильного оформления этикеток на Ozon. Источник: Ozon
Варианты правильного оформления этикеток на Ozon. Источник: Ozon

Важно помечать хрупкие товары — наклейка с надписью «Хрупкое». Если её не будет, и товар повредится во время доставки, продавец не сможет получить компенсацию.

Хрупкие товары на Ozon. Источник: Ozon
Хрупкие товары на Ozon. Источник: Ozon

Если товар упакован в коробку, он не должен болтаться внутри, поэтому коробку нужно заполнить бумагой или уплотнителем.

Ozon советует делать пометку «Заказ собран и упакован с видеофиксацией». Она снижает необоснованные возвраты от клиентов. Пометку можно сделать в виде наклейки или листа бумаги, приклеенного скотчем. Проследите, чтобы скотч не закрывал штрихкод.

Пример наклейки о сборке заказа с использованием видеофиксации
Пример наклейки о сборке заказа с использованием видеофиксации

Что будет с неправильно промаркированными товарами 

Товары, на которых нет маркировки, или она оформлена неправильно, не примут на склад или в сортировочный центр. Поэтому их вернут, чтобы продавец промаркировал товары.

Самые частые причины возврата.
Маркировка на товаре не читается, например, этикетка разорвана, не пропечатана, заклеена скотчем, распечатана на бликующей бумаге;
Штрихкод не наклеен или наклеен неправильно, например, на товар, а не на грузоместо при работе на FBO;
В карточке товара не указан GTIN из кода Data Matrix.

Иногда необязательно вывозить товары со склада или из сортировочного центра, если у продавца есть возможность исправить недочёты на месте.


После приёмки товаров нужно подписать УПД-2, в котором указаны все принятые маркетплейсом коды обязательной маркировки. У продавца есть три дня, чтобы подписать документ и начать продажи.

Фото на обложке: Sergei Elagin / Shutterstock