Каждый раз, когда вы забираете заказ из пункта выдачи, сотрудник сканирует штрихкод. Штрихкод позволяет понять, что внутри упаковки, кому принадлежит товар, надо ли за него платить. Но штрихкод — не единственный элемент маркировки, и необходим не только покупателю. Разберём, как маркировать поставки на Ozon, какие есть требования к маркировке и куда отправляются товары, которые промаркированы неправильно.
Как работает маркировка товаров
Маркировка — это уникальный набор символов, который позволяет проверить подлинность товара и проследить его путь от производителя до покупателя. Обязательную маркировку ввели, чтобы контролировать товарооборот в России, поэтому её нужно делать при производстве, а также при ввозе товаров в страну.

Какие товары подлежат обязательной маркировке на OZON
Есть товары, которые маркировать не нужно, но их становится всё меньше. Остальную часть товаров продавать без маркировки нельзя. Их список закреплён в Постановлении Правительства № 792-р. Для системы маркировки и кодов в России создали бренд «Честный знак». На его сайте тоже можно узнать, какие товары нужно маркировать.
На Ozon в Базе знаний есть статья, с помощью которой вы научитесь обязательной маркировке: зарегистрируетесь в «Честном знаке», промаркируете товары, получите коды, введёте в оборот, передадите маркетплейсу и сможете выводить коды маркировки при необходимости.
Откройте конкретную группу товаров и увидите, какие из них маркировать обязательно и необязательно. Посмотрим маркировку упакованной воды: главная страница → «Упакованная вода» → «Товары, подлежащие маркировке».
Не маркируют лёд и снег; воду, которую реализуют при беспошлинной торговле; воду для использования при дипломатических встречах и так далее.

Обязательной маркировке подлежат минеральная, детская вода и некоторые другие её категории, например, газировка.


В Базе знаний для продавцов Ozon есть материал, который посвящён кодам ТН ВЭД: вы узнаете, для каких товаров нужно указывать коды, как его это сделать. По коду ТН ВЭД тоже будет понятно, подлежит ли товар маркировке: в кабинете продавца появится надпись «МАРКИРОВКА РФ».

Ответственность за торговлю товарами без маркировки регулируется ст. 15.12 КоАП, ст. 171.1 УК РФ и ФЗ-204 от 11.06.2021.

Уголовная ответственность наступает при продаже немаркированных товаров более чем на 1,5 млн рублей. Нарушителю грозит штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет.
Если нарушать законодательство, связанное с маркировкой товаров, маркетплейс оштрафуют, но он удержит штраф из выручки продавца. Это правило закреплено в договоре, который каждый селлер заключает с платформой.
Как выглядит маркировка товаров на Ozon
Обязательная маркировка товаров по системе «Честный знак» зашифрована в виде двумерного кода Data Matrix. Это чёрно-белое квадратное или прямоугольное изображение. В отличие от классического штрихкода, в нём информация закодирована и читается в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном. Поэтому Data Matrix позволяет закодировать больше информации, чем классический линейный штрихкод, и дублирует её. Если маркировка повредится, код всё равно получится считать, но для считывания Data Matrix нужен специальный двумерный сканер.
Data Matrix из двух функциональных частей: кода идентификации, который позволяет распознать маркированный товар, и криптографического хвоста, который позволяет проверить подлинность товара.

Если вы работаете по схеме FBO, нужно внести GTIN в карточку с товаром. У Ozon есть инструкция, которая поможет это сделать.
Требования к штрихкоду и этикетке
Штрихкод — ещё один уникальный код, он нужен, чтобы маркированный товар приняли на складе маркетплейса, вернули товар на склад и компенсировали стоимость потерянных возвратов, если с товарами что-то случится. Поэтому без штрихкодов не обойтись, если вы работаете по схеме FBO или FBS.
Штрихкоды — это линейные коды, которые состоят из цифр и сочетания чёрных и белых полос. Они генерируются в личном кабинете продавца по определённому алгоритму, и размещаются поверх штрихкода производителя. Если штрихкоды производителя соответствуют правилам Ozon, вы можете не создавать свои.

Важно не заклеивать штрихкод сверху скотчем, иначе его не получится отсканировать.
Подробную информацию о штрихкодах на Ozon можно изучить в Базе знаний.
Этикетка — важная часть логистики на Ozon. В отличие от штрихкода, она отслеживает целые партии товара, чтобы они не потерялись, и содержит информацию о заказе, покупателе, доставке и самом товаре, например, его наименование.

Требования к маркировке Ozon FBO
Без этикетки товары не примут на склад, так как их невозможно идентифицировать и отследить.

На упаковке каждого товара тоже должна быть этикетка со штрихкодом: на русском языке, размером от 40 х 25 мм, не заклеенная скотчем сверху. Если вы создавали новый штрихкод, он должен полностью перекрывать старый.
Требования к маркировке Ozon FBS
На схеме FBS селлер готовит заказы и привозит их в сортировочный центр.

Важно помечать хрупкие товары — наклейка с надписью «Хрупкое». Если её не будет, и товар повредится во время доставки, продавец не сможет получить компенсацию.

Если товар упакован в коробку, он не должен болтаться внутри, поэтому коробку нужно заполнить бумагой или уплотнителем.
Ozon советует делать пометку «Заказ собран и упакован с видеофиксацией». Она снижает необоснованные возвраты от клиентов. Пометку можно сделать в виде наклейки или листа бумаги, приклеенного скотчем. Проследите, чтобы скотч не закрывал штрихкод.

Что будет с неправильно промаркированными товарами
Товары, на которых нет маркировки, или она оформлена неправильно, не примут на склад или в сортировочный центр. Поэтому их вернут, чтобы продавец промаркировал товары.
Иногда необязательно вывозить товары со склада или из сортировочного центра, если у продавца есть возможность исправить недочёты на месте.
После приёмки товаров нужно подписать УПД-2, в котором указаны все принятые маркетплейсом коды обязательной маркировки. У продавца есть три дня, чтобы подписать документ и начать продажи.
Фото на обложке: Sergei Elagin / Shutterstock