Наверняка, забирая товары на Wildberries, вы обращали внимание на наклейки со штрих- и QR-кодами. Это не просто прихоть продавцов, а законные требования маркетплейса маркировать свою продукцию.
Если вы собираетесь начинать бизнес на Wildberries, вам обязательно нужно знать, что это за наклейки, где их взять, зачем они нужны и как маркировать товар.
Что такое маркировка
Продавцы товаров на Wildberries обязаны маркировать их перед отгрузкой специальными штрихкодами. С помощью этих кодов сотрудники WB принимают и ведут учёт товаров, в них содержится вся информация о продукции.
Маркировка — это нанесение идентификационных знаков на упаковку товара.
Штрихкоды наносят не только на упаковку, но и на сам товар, сборный заказ, коробы и палеты. Коды содержат самую разную информацию: страну производителя, размер, состав, сведения о подлинности товаров. Также с их помощью можно отслеживать перемещения товара.
Сотрудники Wildberries не примут ваши изделия, если вы их не маркируете или если маркировку невозможно считать сканером. В таком случае товар может отправиться обратно продавцу или на склад, а это дополнительные логистические расходы.
Маркировка товаров на Wildberries не нужна, только если продавец работает по системе DBS, то есть хранит изделия на своём складе и сам отправляет их покупателям. При других системах маркировка товара обязательна.
Маркировка товара и баркод: в чём разница
Скорее всего, вы замечали, что на товарах с Wildberries несколько этикеток. Всё это важные опознавательные знаки, и чаще всего нельзя наклеить только что-то одно. Давайте разберёмся, что именно клеить на упаковку, какие есть виды маркировок и какие требования к маркировке товаров.

Разберёмся с ними подробнее.
Баркод Wildberries
Первый элемент — это штрихкод или баркод системы Wildberries. Он обязателен, без него вы не сможете работать на маркетплейсе. Сотрудники сканируют код и получают всю информацию о товаре.
Эти наклейки очень ускоряют логистику, в противном случае покупатели могли бы дожидаться своих товаров очень долго.
В среднем пункт выдачи Wildberries выдаёт около 180 заказов в день.
За задержку в выдаче ПВЗ могут начислять штрафы, а клиенты будут недовольны тем, что заказы идут долго. Если бы не было баркода, сотруднику ПВЗ пришлось бы вручную вскрывать упаковку и смотреть, что внутри. Баркод позволяет сразу понять, что в коробке лежат женские чёрные кожаные сапоги 38 размера, а не мужские лакированные туфли 42 размера. К тому же, если бы не баркод, товары бы чаще терялись и путались.

Маркировка «Честный знак»
Второй вид маркировки товаров для Wildberries — это код системы «Честный знак». Он нужен, чтобы отслеживать движение товара от производителя к импортёру, продавцу и покупателю. Кроме того, благодаря этой системе определяется контрафакт. «Честный знак» — это национальная система маркировки товаров.
Специальный код Data Matrix выдаётся производителю или продавцу при регистрации на сайте честныйзнак.рф.
Необходимо маркировать все товары из списка, который регулярно пополняется, мы рассмотрим его ниже.

С 1 марта 2023 года все товары из списка «Честного знака» обязательно маркировать для продажи на маркетплейсах.
Если вы не нанесёте маркировку на упаковку товаров из списка, штраф грозит как Wildberries, так и вам.
Какие товары должны иметь маркировку «Честный знак»
В системе «Честный знак» есть товары с обязательной маркировкой, а есть те, что маркируются в порядке эксперимента.
Некоторые категории товаров производители маркируют по своей инициативе, чтобы отладить процесс и показать свои намерения как добросовестная компания.
Определённые же категории обязательно продавать только с маркировкой.
Если вы продаёте на Wildberries что-то из перечисленного, на упаковках вам необходимо будет разместить код «Честного знака».
Как выглядит маркировка товара и где её взять
Получить необходимые коды для работы с маркетплейсами просто.
Баркод
Баркод выглядит как штрихкод или как QR-код. Большой разницы между ними нет, просто штрихкоды легче повреждаются во время транспортировки и потом их сложнее считать. QR-код же считывается даже при небольшом повреждении. Поэтому Wildberries постепенно переходит на второй вариант.
Сгенерировать баркод можно прямо в личном кабинете на Вайлдберриз.
После этого вам необходимо преобразовать полученные баркоды в штрихкоды. Такой функции на ВБ нет, для этого придётся воспользоваться сторонними сервисами. Найти их можно по запросу «Сервисы для генерации штрихкодов» и выбрать тот, что понравился. Туда необходимо будет загрузить баркоды, и сервис их преобразует, вам останется распечатать их на самоклеящейся бумаге.
Если вы не сами произвели товар, а купили у поставщика, на упаковке уже может быть штрихкод или QR-код. В этом случае всё равно нужно наклеить рядом баркод Wildberries.
Для маркировок товаров на Wildberries можно использовать любые форматы штрихкодов, но предпочтительные — Code-128 и EAN-13. Длина — не более 20 символов.
Требования к размеру для этикеток Wildberries: 40 × 30 или 58 × 40 мм.

«Честный знак»
Чтобы воспользоваться маркировкой «Честного знака», для начала нужно зарегистрироваться на официальном сайте, указать свои данные и подождать подтверждения. Оно придёт на указанную электронную почту.
Готово! У вас есть необходимые наклейки для того, чтобы промаркировать свой товар.
Штраф за отсутствие маркировки — от 10 000 до 300 000 рублей.
Как маркировать товары для Wildberries при схеме FBO
Существует несколько схем сотрудничества с маркетплейсами в зависимости от того, где продавец хранит товар — у себя или на складе маркетплейса — и кто занимается доставкой заказов. Это схемы называются FBO и FBS.

На FBO продавец отвозит партию товаров на склад Wildberries, маркетплейс обрабатывает заказы и отправляет их покупателю. В этом случае продавец должен отмечать маркировкой партию товара и формировать поставку.
Перед поставкой на склад продавцу нужно внести нужные товары в систему «Честный знак», получить для них коды и пометить маркировкой каждую единицу.
Как маркировать товары для Wildberries при схеме FBS
На FBS же продавец хранит товары у себя, сам отслеживает заказы, упаковывает их и передаёт маркетплейсу.
В этом случае процесс маркировки отличается.
Если не вывести товары из оборота, государство выставит штраф — до 10 000 рублей для должностных лиц и до 100 000 рублей для юридических лиц.