У маркетплейсов отличаются требования к продавцам и товарам, способы работы, поэтому важно знать правила перед выходом на платформу. В первой части статьи рассказываем, кто и какие товары может продавать на Яндекс Маркете, как устроен процесс и как зарегистрировать бизнес.
Во второй части разбираемся в комиссиях и выплатах для продавцов и показываем, как запустить продажи и ничего не забыть.
Что такое Яндекс Маркет
Это маркетплейс — площадка, на которой покупают товары онлайн. Яндекс Маркет на третьем месте в России по объёму продаж, количеству заказов и поисковых запросов. Средний чек здесь выше, чем на других маркетплейсах, — 3750 рублей.
Вот статистика за 2023 год.

Кто может продавать на Яндекс Маркете
Выйти на площадку могут люди с разным опытом в продажах, но важно зарегистрировать бизнес: стать самозанятым, открыть ИП или ООО.
Для этого нужно выбрать форму регистрации бизнеса, вид деятельности, налоговый режим и расчётный счёт. Ниже расскажем, как это сделать.

Форма регистрации бизнеса
В блоге Маркета для продавцов есть инструкция. Она рассказывает, что выбрать, чтобы получать больше прибыли и уменьшить налоги.
Например, самозанятый может продавать только то, что сделал сам, работать только без сотрудников, а годовой доход ограничен 2,4 млн рублей.
Если вы планируете перепродавать товары и зарабатывать больше, выбирайте ИП, а если будете работать с партнёрами — ООО.
Вид деятельности
Его указывают только ИП и организации. Для этого нужно выбрать код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности — ОКВЭД. Торговле посвящён раздел 47.
Можно указать дополнительные коды. Они зависят от того, что вы будете продавать, кому, как будут доставлять товары.

Налоговый режим
Их шесть: ОСН, УСН, АУСН, ЕСХН и ПСН, НПД. Режимы отличаются по сложности бухгалтерского учёта, видам налогов и другим нюансам.
Самый простой режим — НПД, потому что не нужно сдавать налоговую декларацию и делать страховые взносы.
ОСН считается самым сложным для предпринимателей, потому что нужно платить несколько видов налогов, заполнять декларации — для этого лучше нанять бухгалтера.
Конструктор на сайте ФНС поможет выбрать подходящий режим. Нужно указать форму регистрации бизнеса, размер годового дохода, число наёмных сотрудников.
Также есть фильтр «Особенности».

Например, ваш годовой доход — 10 млн рублей, а в штате — 10 сотрудников. Тогда подойдут ОСН и УСН. Если вы производите подакцизные товары, например, этиловый спирт, можно применять только ОСН.
Что можно продавать на Яндекс Маркете
Продавать можно почти всё что угодно: одежду, игрушки, технику, книги, мебель и другое. Если вы делаете вещи своими руками — открытки, украшения, амуницию для животных и так далее — тоже можете зарабатывать на Маркете.
Нет единого перечня товаров, запрещённых для онлайн-торговли. Разные категории прописаны в разных нормативных документах. Например, табачная и никотисодержащая продукция — в ст. 19 закона № 15-ФЗ.
Маркетплейсы создают дополнительные списки товаров, которые нельзя продавать. В перечень Яндекс Маркета входят алкоголь, оружие, взрывчатые материалы, ритуальные товары, наркотики и табак.
Информация может меняться. Подробные ограничения и особенности продажи есть в разделе «Справка» для селлеров.
Яндекс Маркет — это маркетплейс товаров. Строители, бьюти-мастера, юристы, репетиторы и другие специалисты сферы услуг не могут выйти на платформу. Для них есть отдельный сервис — Яндекс Услуги.
Какие модели работы есть на Яндекс Маркете
Платформа предлагает четыре модели — рассмотрим их.

FBY (Fulfillment by Yandex) — маркетплейс самостоятельно работает с товарами: хранит у себя на складе, готовит к отправке и доставляет. Продавцу нужно только привозить их на склад.
FBS (Fulfillment by Seller) — более независимая схема работы. Продавец хранит товары на своём складе и готовит их к отправке, а потом передаёт в пункт приёма или сортировочный центр для доставки.
DBS (Delivery by Seller) — работа силами продавца. Яндекс Маркет показывает товары пользователям, а селлер хранит их, обрабатывает заказы и доставляет покупателям.
Такие товары будут отображаться в регионах, куда продавец может их привезти. Понадобится техника, чтобы печатать чеки для клиентов.
«Экспресс» — товары хранятся у продавца на складе или в магазине. Он упаковывает их в течение часа и передаёт курьеру Маркета. Это самый быстрый вариант отправить заказ, но у него самая маленькая зона доставки: курьер должен успеть за 1–2 часа.
Например, товары для животных: корм по модели FBY или «Экспресс», клетки и домики — по FBS, дизайнерскую амуницию — по DBS.

Какие гарантии Яндекс Маркет даëт продавцам
Если товар повреждён или утерян
Компенсацию можно получить, если проблема в зоне ответственности маркетплейса.

За повреждённый товар Яндекс Маркет выплатит продавцу от 10 до 100% стоимости. Если испорчена или отсутствует упаковка, селлер получит 10%, а если товар нельзя восстановить — 100%.
Изучить варианты компенсации и научиться определять её размер можно в разделе «Справка» для продавцов.
Компенсацию за утерянный товар делают автоматически или после оформления претензии.

Если покупатель отказался от товара
Товар возвращается к продавцу в разных статусах: «Невыкуп» или «Возврат». Это зависит от того, в какой момент оформили отказ.
Место, куда вернётся товар, зависит от модели работы.

Преимущества и недостатки маркетплейса
