Содержание
В начало
За что продавцы платят Яндекс Маркету
Как рассчитать расходы на Яндекс Маркете
Как продавцы получают деньги за товары
Как зарегистрироваться на Яндекс Маркете

Как начать работу на Яндекс Маркете. Часть 2

Пошаговая инструкция по регистрации и краткий гайд по выплатам и комиссиям

Товары, компьютер и принтер — всё, что нужно подготовить для старта работы на маркетплейсе. В этой статье знакомимся с выплатами для продавца и стоимостью услуг Маркета, регистрируемся на площадке и готовимся к первым продажам. Как работает маркетплейс — писали в первой части инструкции.

За что продавцы платят Яндекс Маркету

Платежи Маркету бывают двух типов. Первые обязательные — их платят все продавцы. Вторые зависят от модели работы и инструментов продвижения товаров, которые использует селлер.

Обязательные платежи

За размещение

Платёж взимается, если покупатель заказал и получил товар, за просмотры платить не нужно. 



Если покупатель вернёт товар, Маркет сделает скидку в размере 100% стоимости размещения. Стоимость размещения зависит от модели работы, категории товара и рассчитывается от цены, которую указал продавец.

Комиссии Яндекс Маркета за размещение товаров разных категорий
Комиссии Яндекс Маркета за размещение товаров разных категорий
Пример

Вы продаёте книги и указали цену 500 рублей. Тариф за размещение на вашей модели — 6%. Маркет установил скидку на книгу 20%, и покупатель заказал её за 400 рублей. Вы должны заплатить 6% от 500 рублей — 30 рублей, потому что тариф рассчитывается от цены, указанной продавцом. Клиент не забрал книгу, поэтому Маркет вернёт вам 30 рублей за размещение товара.

За приём денег от покупателей

Маркет берёт с продавца 12 копеек за каждый SKU в заказе. SKU — идентификатор, который закреплён за всеми товарами и нужен для отслеживания. Он используется во всех операциях, например, при покупке, возврате, отслеживании отстатков.


Если клиент заказал 4 разные книги — вы заплатите 48 копеек, а если 4 одинаковые — 12 копеек.


За перевод денег от покупателей продавцу

В этом случае стоимость тарифа зависит от частоты выплат.

1,5% — за переводы раз в месяц.
2,3% — за переводы раз в две недели.
2,8% — за переводы каждую неделю.
3,3% — за переводы каждый день.

Частоту выплат выбирает продавец, когда подключается к Маркету. В разделе выплат для селлеров мы рассмотрим варианты подробнее. 


Платежи по работе с товарами и заказами

Продавцы могут оплачивать разные услуги:
обработку заказов в ПВЗ и сортировочных центрах;
доставку покупателю;
возвраты и невыкупы;
опоздание и отмену заказа;
процессы, которые связаны со складом, например, хранение и маркировку.

Перечень и стоимость отличаются в разных моделях работы — FBY, FBS, «Экспресс» и DBS.


Платежи за продвижение

Маркет предоставляет инструменты, чтобы продавцы привлекали больше клиентов. Но пользоваться услугами необязательно — тогда и платить не нужно. 


Узнать о рекламных инструментах и стоимости — в разделе «Продвижение товаров», а больше информации о расчётах и бухгалтерии — в одноимённом разделе «Справки» для продавцов.  


Как рассчитать расходы на Яндекс Маркете

Калькулятор Маркета помогает продавцам примерно определить будущую прибыль и расходы на услуги.


Например, если получать выплаты раз в месяц, то детские книги может быть выгоднее продавать по модели DBS.

Пример расчёта расходов на Маркете при продаже книг. Источник: Яндекс Маркет
Пример расчёта расходов на Маркете при продаже книг. Источник: Яндекс Маркет

При таком же графике выплат продавать ноутбуки стоит почти одинаково для моделей FBY, FBS и DBS.

Пример расчёта расходов на Маркете при продаже ноутбуков. Источник: Яндекс Маркет
Пример расчёта расходов на Маркете при продаже ноутбуков. Источник: Яндекс Маркет

При ежемесячных выплатах выручка максимальная по сравнению с другими графиками, потому что ниже комиссия за перевод денег продавцу. 


Как продавцы получают деньги за товары

Маркетплейс переводит деньги ИП и ООО на расчётный счёт, а самозанятым — на личный счёт. Реквизиты указывают при регистрации. Если данные изменились или в них ошибка — их можно поменять в личном кабинете. 


Получать оплату можно только за доставленные товары, по одному из четырёх вариантов графиков: каждый день, раз в неделю, раз в две недели или ежемесячно.

Важно учитывать, что чем реже выплаты, тем меньше комиссия продавца за перевод. Если график не подошёл, его можно поменять, но не чаще раза в месяц.
Графики выплат продавцам на Яндекс Маркете: частота и тарифы
Графики выплат продавцам на Яндекс Маркете: частота и тарифы

Например, вы хотите каждый день получать деньги за товары. Ниже — как это может происходить.

Пример графика с ежедневными выплатами продавцу на Яндекс Маркете
Пример графика с ежедневными выплатами продавцу на Яндекс Маркете

С выручки продавцы платят налог в зависимости от режима налогообложения. 

Как зарегистрироваться на Яндекс Маркете

Понадобится учётная запись — Яндекс ID. Она подходит для всех сервисов Яндекса и обеспечивает безопасную работу с данными. Для одного аккаунта можно зарегистрировать несколько магазинов.

Регистрацию можно пройти двумя способами: с помощью бота-помощника в Телеграм и на сайте Яндекс Маркета для продавцов. Они равнозначны, поэтому выберите более привычный. 

В боте есть обучающие материалы для новичков и подсказки для тех, у кого уже есть кабинет на маркетплейсе. 


Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать магазин с помощью бота.

Если хотите зарегистрироваться на сайте, пропустите первый шаг инструкции.

Запустите бота 

Появится приветственное видео о выходе на маркетплейс. Для новичков в боте есть конспект «Как начать продавать на Яндекс Маркете». В файле — характеристика площадки, модели размещения и калькулятор, который рассчитает стоимость услуг. 


Укажите, что у вас нет личного кабинета продавца

Приветственное сообщение в Телеграм-боте Яндекс Маркета для продавцов
Приветственное сообщение в Телеграм-боте Яндекс Маркета для продавцов

Перейдите на сайт по ссылке 

Яндекс Маркет для продавцов → «Стать продавцом».

Как выглядит приглашение создать кабинет на Яндекс Маркете
Как выглядит приглашение создать кабинет на Яндекс Маркете

Заполните анкету.


Укажите имя, телефон и почту

Они автоматически подтянутся, если вы вошли в Яндекс-аккаунт. Если вы самозанятый, укажите тот же телефон, что и в сервисе «Мой налог».


Выберите аккаунт для входа

Если у вас их несколько, лучше указать рабочий.


Выберите статус

Организация, ИП или самозанятый.

Для ИП нужно указать режим налогообложения, чтобы маркетплейс рассчитал налог с продаж.

Укажите название магазина

Его будут видеть пользователи. Лучше сделать название уникальным, чтобы оно не терялось среди других магазинов. Маркет подскажет, какие варианты уже заняты. Нельзя использовать адрес сайта или телефон, ненормативную лексику, чужие товарные знаки и оценки: «выгодный», «недорогой», «с самой быстрой доставкой» и другие. Если придумать сложно, напишите любой незанятый вариант, например, случайное сочетание букв. После регистрации его можно поменять.

Впишите город для склада товаров

Если вашего города нет в списке, укажите ближайший населённый пункт.


Выберите одну или несколько категорий для товаров

И укажите число товарных позиций. На август 2024 года доступна 21 категория. Варианты позиций объединены в группы, чтобы вам не нужно было вспоминать точное количество товаров.


Укажите промокод

Он нужен, чтобы получить 10 000 бонусов на продвижение.


Завершите регистрацию и отправьте данные

Поставьте галочку → «Подтвердить и отправить».

Вернитесь в бот

1. Нажмите «Кабинет создан. Что дальше?».

Что делать, когда вы создали кабинет на Яндекс Маркете
Что делать, когда вы создали кабинет на Яндекс Маркете

2. В личном кабинете продавца на сайте введите цифровой ID магазина.

Это идентификатор, который закрепляется за каждым магазином. ID позволяет найти магазин на маркетплейсе и узнать информацию о нём. На скриншоте указано, где узнать ID.

Как указать ID магазина на сайте и в приложении. Источник Яндекс Маркет
Как указать ID магазина на сайте и в приложении. Источник Яндекс Маркет

Заключите договор

Для этого нужно заполнить заявление. Оно отличается для самозанятых и для ИП и ООО. 


Перейдите в блок «Договоры и частота выплат» → «Составить заявление».


Самозанятому нужно ввести персональные данные, реквизиты счёта, на который будут приходить деньги, и загрузить скан паспорта. 


Предпринимателям и ООО нужно указать данные организации, реквизиты счёта и принять два договора оферты, чтобы отправить заявление.

Договор размещения позволяет вам пользоваться услугами маркетплейса и получать деньги за продажи.
Договор продвижения разрешает Маркету использовать ваши товары, чтобы продвигать площадку.

Проверка заявления происходит в течение одного рабочего дня. Можно не ждать, когда она закончится, и настроить частоту выплат, размесить товары в каталоге магазина. 


Укажите частоту выплат

Выберите один из четырёх вариантов: ежемесячно, раз в две недели, раз в неделю или ежедневно. Чем реже выплаты, тем меньше комиссия Маркета.

Графики выплат продавцам на Яндекс Маркете: частота и тарифы
Графики выплат продавцам на Яндекс Маркете: частота и тарифы

Загрузите каталог товаров 

Раздел «Товары» → «Каталог в личном кабинете» → «Загрузить товары»


Вы увидите, что разместить товары на маркетплейсе можно несколькими способами.

Как загрузить товары в каталог Яндекс Маркета
Как загрузить товары в каталог Яндекс Маркета

Обучающее видео, необходимые данные о товарах и подробные инструкции по каждому способу загрузки — в разделе «Справка» для продавцов.  


Какой бы способ вы ни выбрали, товары попадут в раздел «Каталог». Они привяжутся к общим карточкам или будут созданы новые. После этого остаётся регулярно следить за статусами каждой карточки. Статусы подскажут, насколько точна информация, и предупредят, если с карточкой что-то не так.


Проверьте карточки товаров

Карточка — это несколько страниц с информацией о товаре.

На Яндекс Маркете есть карточки двух типов: общие и индивидуальные.

На общих — все предложения продавцов, которые продают такие же товары определённых брендов. Пользователь может выбрать, у кого купить. Маркетплейс составляет список брендов сам и иногда меняет его.

Бренды, которые размещаются на общих карточках товаров
3.36 Мб

Когда вы добавляете товары в магазин, они автоматически привязываются к общим карточкам. Если это новый для маркетплейса товар, платформа создаёт новую карточку с данными, которые вы указали. Иногда это занимает время, поэтому карточка появляется не сразу.

Общая карточка товара с предложениями разных продавцов. Источник: Яндекс Маркет
Общая карточка товара с предложениями разных продавцов. Источник: Яндекс Маркет

Индивидуальные карточки закреплены за конкретными продавцами, на них предложения только одного селлера. Чаще всего это одежда и обувь. 

Такую карточку нужно заполнить самостоятельно: указать характеристики и описание товара, загрузить фотографии. Продавец может редактировать её или удалять.

Пример индивидуальной карточки товара. Источник: Яндекс Маркет
Пример индивидуальной карточки товара. Источник: Яндекс Маркет

Подробное описание карточек, инструкция по их созданию и наполнению есть в разделе «Справка» Яндекс Маркета.

Статусы и заполненность карточек товара

Загрузите документы на товары

Документы подтверждают, что товар безопасен и не навредит людям, животным и окружающей среде. Документом может быть декларация о соответствии, сертификат или свидетельство о государственной регистрации.

Примеры документов на товары в личном кабинете. Источник: Яндекс Маркет
Примеры документов на товары в личном кабинете. Источник: Яндекс Маркет

Чтобы узнать, что для каких товаров нужно, перейдите в раздел «Что можно и нельзя продавать на Яндекс Маркете». Для каждой категории указаны документы. Если их нет — значит, загружать ничего не нужно.

Вернитесь в личный кабинет → «Документы на товары».

Пример документов для детских товаров. Источник: Яндекс Маркет
Пример документов для детских товаров. Источник: Яндекс Маркет
Документы на товары

Выберите модель работы 

В первой части инструкции мы писали о четырёх моделях работы на Яндекс Маркете: FBY, FBS, DBS и «Экспресс». У каждой есть свои особенности, поэтому вначале нужно выбрать наиболее подходящую модель. Позже их можно будет совмещать.

Чем отличаются модели работы на Яндекс Маркете и когда их использовать. Источник: Яндекс Маркет и платформа «Курс»
Чем отличаются модели работы на Яндекс Маркете и когда их использовать. Источник: Яндекс Маркет и платформа «Курс»

Настройте работу с возвратами

Покупатель может отказаться от товара до получения — статус «Невыкуп», а также после него — статус «Возврат».

Важно указывать действующий телефон и адрес при регистрации, так как эти данные сотрудники Маркета используют для возврата. Если контакты изменились — укажите новые в личном кабинете. Если вы выбрали модель FBY, FBS или «Экспресс», данные для возврата заполнит маркетплейс. Если DBS — контакты нужно указать в личном кабинете.

FBY

Схема возврата товаров на модели FBY
Схема возврата товаров на модели FBY

Яндекс Маркет хранит товары у себя на складе, готовит к отправке и доставляет. Поэтому они возвращаются на склад маркетплейса, а затем в продажу. 

Если товар некачественный, Маркет связывается с продавцом и передаёт товар ему. 


FBS

Схема возврата товаров на модели FBS
Схема возврата товаров на модели FBS

Продавец хранит товары на своём складе и передаёт Маркету для отправки, поэтому они возвращаются к продавцу.

Покупатель может отнести товар в ПВЗ, отправить почтой или курьером:
При возврате в ПВЗ Маркет автоматически выбирает пункт, в который вы привозите товары для отправки.
Если покупатель отправит товар по почте или курьером, платформа предоставит клиенту адрес вашего склада.

«Экспресс»

Схема возврата товаров на модели «Экспресс»
Схема возврата товаров на модели «Экспресс»

Товары находятся на складе или в вашем офлайн-магазине, а заказы и возвраты доставляют курьеры. 

Возвраты приходят на склад — Маркет предоставляет курьеру адрес, но вы можете указать удобный ПВЗ в личном кабинете и забирать товары там. 


DBS

Схема возврата товаров на модели DBS
Схема возврата товаров на модели DBS

Вы самостоятельно занимаетесь логистикой, поэтому товары будут возвращаться на ваш юридический адрес. Если удобно получать возвраты дома — добавьте адрес в личном кабинете. 


После регистрации вам останется подготовить и привезти товары на склад Маркета, а затем — начать обрабатывать первые заказы.