Содержание
В начало
Что такое франшиза простыми словами 
Основные виды франшиз
Как работает франшиза
Как узнать, выгодна ли франшиза
Как выбрать и купить франшизу

Как открыть бизнес по франшизе: инструкция по выбору

Рассказываем, какие бывают франшизы и как не ошибиться с выбором

По данным официальной статистики российских бизнес-агентств и исследовательских организаций, около 80% новых бизнесов закрывается в первый год работы. Чтобы повысить шансы на успех, предприниматели выбирают вариант со стартовым преимуществом и открывают бизнес по франшизе. Используется готовая схема с отлаженными производственными процессами, бренд уже известен аудитории и не нуждается в раскрутке с нуля. 


Покупателю франшизы не нужно тратить значительную часть бюджета на рекламу и привлечение целевой аудитории. Вложения с высокой вероятностью окупаются в рассчитанные сроки, а примерная прибыль заранее известна. Однако франшиза не гарантирует успеха на 100%, а лишь снижает определённые риски предпринимателя.


В статье вы узнаете, что представляет собой франшиза на современном рынке, как грамотно выбрать франшизу в соответствии с местными условиями, как рассчитать выгоду предприятия до его запуска. 

Что такое франшиза простыми словами 

Лучше всего ситуацию с бизнесом по франшизе прояснит пример. Допустим, начинающий предприниматель хочет открыть школу программирования, разбирается в теме и уже набрал команду преподавателей. Но он боится прогореть и потерять сбережения, которые планирует вложить в дело. Есть более надёжный вариант — купить бизнес по франшизе у сетевой школы программирования и получить права на использование известного названия, фирменного стиля и методов обучения. 


Бренд берёт на себя ответственность по открытию и развитию новой школы, предоставляет всё необходимое для запуска проекта, оказывает помощь не только на начальном этапе, но и в дальнейшем. 


Важно понимать, что приобретается не бизнес, а лишь права на использование имени и производственной схемы компании. За это предприниматель платит определённую сумму, но не факт, что она будет меньше затрат на самостоятельное открытие дела — диапазон цен на франшизы довольно широк и варьируется в пределах от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. 


Франчайзер — это продавец прав и бизнес-модели. Франчайзи — покупатель. Коммерческие предложения владельцев брендов различаются. Франчайзер может помочь с помещением, поставкой оборудования и продуктов, персоналом и оформлением бизнеса, предоставить технологии и схемы бизнеса. Бывают и другие владельцы, которые не оказывают никакой помощи покупателю. При этом чем больше сопутствующих услуг, тем дороже франшиза обходится предпринимателю-франчайзи. 


На современном рынке представлены франшизы почти во всех направлениях: медицина, образование, общепит, бьюти-сфера, клининг и прочие сервисы. Цены и сопутствующий пакет услуг различаются, но почти всегда главным условием выступает паушальный взнос — это единовременная оплата при покупке франшизы. 


Преимущества и недостатки франшизы

Смысл бизнеса под узнаваемым брендом в ускоренном старте, экономии средств на раскрутку и быстром выходе на самоокупаемость. Если для проекта с нуля период окупаемости зачастую исчисляется годами, то для бизнеса по франшизе это 2–6 месяцев, при условии, что все доходы и расходы учтены верно, а франчайзер предоставил объективную и достоверную информацию. Дальше вложения будут приносить прибыль за вычетом операционных расходов. 


Чтобы лучше понять все аспекты выбора франшизы, вам может быть полезна статья «Как выбрать франшизу».

Перечислим основные плюсы:
Узнаваемость. Раскрученный бренд — это экономия на рекламе и продвижении. У известных компаний уже есть прогретая целевая аудитория.
Быстрый старт. Начать можно буквально через несколько недель, которые уйдут на оформление документов и подготовку помещения.
Помощь опытных специалистов. Большинство франчайзеров предлагают покупателям как минимум консультационную поддержку. Есть варианты под ключ: поставка оборудования, предоставление технологий, персонала и финансовых моделей бизнеса.
Есть все разрешительные документы. Не придётся тратить время и средства на лицензирование и получение сертификатов.
Выгодные закупки. Франчайзер предоставляет сырьё и материалы по оптовым ценам и со скидками.

Обкатанные и эффективные бизнес-процессы позволяют покупателю избежать наиболее распространённых рисков, например, неправильного ценообразования или неудачно выбранной маркетинговой стратегии. Это снижает вероятность провала на старте. 

Но есть и определённые минусы:
Первоначальные вложения. Покупка прав требует серьёзных затрат. Они могут быть не меньше, чем при открытии собственного дела.
Зависимость от франчайзера. Бизнесменам придётся следовать определённым стандартам и отчитываться перед продавцом. Иногда требования довольно жёсткие, вплоть до скриптов для разговоров с клиентами.
Разделённая прибыль. Большинство схем предполагает уплату роялти — определённого процента от прибыли. Это ограничивает возможности реинвестирования и повышения дохода.

Есть и более серьёзные риски. При неправильном выборе франшизы бизнесмен рискует потерять все вложения. Есть недобросовестные продавцы, которых не интересует развитие сети. Их цель — получить первоначальный взнос. У таких франчайзи невероятно выгодные на бумаге предложения и обещания баснословных доходов. На деле компания не предоставляет поддержки и, по сути, продаёт недееспособную схему бизнеса.  

Основные виды франшиз

Франчайзинг охватывает широкий спектр отраслей, предлагая предпринимателям разнообразные возможности для ведения бизнеса. Рассмотрим основные виды франшиз и примеры успешных брендов в каждой категории.

Производственные. Покупатель получает право выпускать продукцию под известным брендом. Франчайзер предоставляет технологии, оборудование, сырьё, а франчайзи обязуется соблюдать стандарты качества. Примеры: пекарня «Дом Хлеба», мебельные фабрики «Аскона» и «Шатура», производитель строительных материалов «Теремок», компании по производству мороженого «33 Пингвина», производитель косметики и бытовой химии «Мирра».
Товарные. Франчайзи покупает право открыть магазин для продажи товаров конкретного бренда. Предоставляется готовый ассортимент, каналы поставок, оборудование торгового зала, технологии продаж и стандарты обслуживания клиентов. Примеры: Fix Price, Maag (бывшая Zara), «Фермер-Центр» (продуктовые супермаркеты).
Сервисные. Продавец оказывает услуги под брендом франчайзера. Предоставляются технологии работы, материалы, оборудование. Популярные сервисные франшизы — салоны красоты, туристические агентства, химчистки, фитнес-клубы. Примеры: Pedant (ремонт смартфонов), «Инвитро» (лабораторный центр), «Братья Чистовы» (клининг). К сервисным франшизам можно отнести открытие пунктов выдачи товаров маркетплейсов Ozon и Wildberries.

В законодательстве РФ нет понятия «франшиза». Так что все юридические соглашения между сторонами регламентируются договором коммерческой концессии. Смысл такого договора в том, что некое юрлицо предоставляет покупателю право развивать бизнес под своей маркой и применять собственные производственные технологии. 

Согласно условиям договора, франчайзи обязуется работать в чётком соответствии с установленными требованиями. Для продавца важно, чтобы репутация материнской компании поддерживалась, а услуги и продукты соответствовали текущим стандартам качества.  


Как работает франшиза

Классическая схема бизнеса:
Покупатель изучает предложение и бизнес-модель франчайзера. Соотносит бюджет с расценками продавца.
Если покупателя устраивает предложение, он обращается к франчайзеру, они соглашаются на сделку и подписывают договор концессии. Согласно этому документу, продавец передаёт покупателю права на использование имени компании и её коммерческой модели.
Далее бизнесмен, купивший франшизу, сам или при поддержке франчайзера подбирает помещение, ремонтирует его, устанавливает оборудование, нанимает сотрудников и обучает их. Продавец может контролировать этот процесс или его результаты.

Первая оплата покупателя — это паушальный взнос. За эту сумму франчайзи получает доступ к коммерческим наработкам продавца. Значительная часть бизнесов предполагает также регулярные выплаты роялти — ежемесячно, ежеквартально или с иной периодичностью покупатель вносит проценты от дохода или фиксированную сумму. Как правило, платить нужно в течение всего срока действия договора. 


После подписания договора предпринимателю оказывает поддержку управляющая компания франчайзера. Какая именно помощь предусмотрена, зависит от проекта. Иногда это просто ответы на вопросы в онлайн-режиме, в других случаях — прибытие на объект команды запуска. К примеру, франшиза пиццерии может предусматривать выбор помещения, подбор персонала и его обучение. 


Лучший для покупателя вариант — это когда франчайзер помогает даже после запуска бизнеса, контролирует производственные процессы и следит за соблюдением стандартов. Такой формат подходит для предпринимателей, у которых нет желания или времени погружаться в проект. Однако требования головной компании будут максимально жёсткими. При этом в договоре часто предусмотрены штрафы за нарушения правил и другие санкции, вплоть до разрыва соглашения. 


Может быть и другой формат бизнеса по франшизе, когда покупатель получает полную свободу действий. Есть рекомендации, но за соблюдением стандартов никто не следит. Но и гарантий прибыли в этом случае франчайзи не получает. 


Как узнать, выгодна ли франшиза

В каталогах и на интернет-ресурсах франчайзеров все предложения выглядят привлекательными. Продавцы заверяют покупателей, что именно их франшиза самая выгодная, открывается быстро, окупается через месяц и приносит большие доходы. Для начала необходимо проанализировать цифры, которые приводит франчайзер, и соотнести стартовые затраты, выручку за конкретный период и прибыль.

Пример

Паушальный взнос — 1 млн рублей. На аренду и ремонт помещения, покупку оборудования уйдёт ещё полмиллиона. Если компания обещает доход в 300 000 ежемесячно при расходах в 100 000,  значит, вложения окупятся примерно через восемь месяцев. Это при условии, что ежемесячный доход действительно будет так высок, как обещает франчайзер. А если выручка будет всего 100 000, то сроки окупаемости составят 16 месяцев и более. 

Анализ данных, предоставляемых франчайзером, — это лишь первый шаг. Необходимо составить свой бизнес-план, если вы хотите трезво оценить перспективы нового предприятия. Изучите рынок, поговорите с другими франчайзи, даже из других городов.

Подвох франшиз в том, что франчайзеры не дают никаких официальных гарантий покупателю. Многие из них имеют неплохие доходы на одних паушальных взносах и роялти, которые получают с пула единичных успешных отделений. Поэтому важно оценить заинтересованность продавца в репутации своего бизнеса и успехе партнёров. 

Стоимость франшизы нередко бывает завышенной. Поэтому покупателю важно понять, соответствуют ли суммы стартового взноса и роялти реальной ценности предложения франчайзера и объёму его помощи. 


Крупный взнос и роялти в 4–7% будут справедливым предложением, если продавец активно участвует в организации бизнеса, проводит обучение, предоставляет материалы и оборудование. Необходимо также следить, чтобы франчайзер не завышал цены на поставки сырья, если соответствующая услуга есть в договоре. 


Интересное предложение — франшизы без роялти, но такие договоры могут содержать скрытые платежи или использовать другие способы ввести покупателя в заблуждение и получить больше денег.


Не забудьте ознакомиться со списком вопросов для встречи с франчайзером, чтобы подготовиться к переговорам и избежать распространённых ошибок.


Как выбрать и купить франшизу

Рынок франшиз требует ответственного отношения. Предложения в специальных каталогах и на сайтах-агрегаторах исчисляются сотнями только внутри одного направления. Но за вывеской франшизы может скрываться финансовая пирамида или мошеннический проект сетевого маркетинга.  


Совет покупателю — не торопиться и тщательно изучать каждое предложение. Потраченное время тоже может превратиться в деньги, если вы сделаете правильный выбор. 

Важные рекомендации по выбору:
Узнайте историю франшизы. Изучите репутацию компании, отзывы о ней на независимых ресурсах. Выясните, сколько лет бизнесу, сколько у него филиалов, как долго они работают, как часто закрываются новые отделения.
Воспользуйтесь сервисами проверки контрагентов. Оцените обороты и финансовое положение компании — вдруг потребуется возвращать деньги. Большое количество судебных споров, исков, непогашенных долгов говорит о нестабильной ситуации в компании.
Выясните, что включено в пакет франшизы. Чем больше решений для франчайзи, тем проще открыть бизнес. Ответственные компании предлагают подробные вводные материалы, инструкции, руководства, маркетинговые схемы, списки поставщиков и многое другое.
Изучите типовой договор. Проверьте, учтены ли там интересы покупателя. Неважно, что говорит вам менеджер, важно, что написано в документах. Презентации — это чистая коммерция, значение имеют конкретные пункты соглашения.
Сравнивайте предложения. Рынок франшиз огромен. Посмотрите, что предлагают конкуренты, почему у них более низкие или, наоборот, высокие паушальные взносы.
Свяжитесь с другими франчайзи. Узнайте, довольны ли они сотрудничеством, жалеют ли, что подписали договор, хотели бы закрыть бизнес или собираются развивать его.

Только после проведённой предварительной работы можно приступать к обсуждению условий сделки. Нелишним будет запросить скидку — за спрос денег не возьмут, а в случае положительного решения вы сэкономите приличную сумму. 

Сам процесс покупки несложен:
1.
Оставляете заявку на сайте продавца или в каталоге франшиз.
2.
Менеджер перезванивает, чтобы обсудить условия сотрудничества и составить конкретное предложение.
3.
Вы получаете договор и изучаете каждый его пункт. Если позволяет бюджет, обратитесь к юристу для проверки соглашения.
4.
Представитель компании назначает встречу, на которой вы обсуждаете детали сотрудничества и подписываете договор.
5.
Оформляете все необходимые документы, получаете разрешение на бизнес под вывеской компании.
6.
Перечисляете паушальный взнос.

Далее остаётся только запустить бизнес. Если франчайзер на этом этапе оказывает поддержку, пользуйтесь этим, чтобы узнать как можно больше деталей и ценных сведений о ведении бизнеса. 


Размер стартовых инвестиций франчайзер, как правило, указывает заранее. Это может быть заниженная оценка затрат или усреднённая. Стоит заранее узнать, сколько стоит аренда помещений в вашем городе, сколько придётся потратить на ремонт по стандартам компании, на оборудование и его подключение. 


Ответственный франчайзер не заинтересован в коммерческих провалах клиента — это дискредитирует его схему тиражирования коммерческой модели. Пользуйтесь правом на поддержку со стороны головной компании, не стесняйтесь обращаться за помощью в сложных ситуациях.

Если вы хотите подробнее узнать о том, как открыть бизнес по франшизе, рекомендуем пройти отдельный курс, посвящённый франчайзингу.