Содержание
В начало
Что нужно сделать до регистрации ИП
Регистрация ИП
Что дальше?

Как открыть ИП

Что такое код ОКВЭД, какой налоговой режим выбрать, как подать и подписать все документы онлайн

Итак, вы открываете своё дело и решили зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). В отличие от самозанятого, вы сможете нанимать сотрудников, подбирать налоговый режим из нескольких вариантов и накапливать трудовой стаж, а ваши доходы могут составлять до 200 млн рублей.


Что нужно сделать до регистрации ИП

Шаг 1. Выберите код ОКВЭД

Сначала определите вид деятельности компании. Откройте общероссийский классификатор видов экономической деятельности, ОКВЭД, и запишите все подходящие коды. Их нужно будет указать в заявлении на регистрацию ИП: обязательно должен быть один основной и по желанию — несколько дополнительных. Минимальная длина кода ОКВЭД при регистрации ИП — 4 цифры.


Основной код относится к деятельности, которая будет приносить вам основной доход. Ещё стоит учесть, что государственные меры поддержки бизнеса обычно привязаны именно к основному коду. 


От выбора кодов зависят налоги и страховые взносы. Это особенно важно для ИП, планирующих нанимать сотрудников. Для некоторых видов деятельности могут понадобиться лицензия и справка об отсутствии судимости. Её можно заказать на Госуслугах и получить в течение 30 дней.

Если выбрать неправильные коды, они будут некорректно отражать вашу предпринимательскую деятельность. В таком случае вам могут назначать штрафы, блокировать банковские операции, из-за этого будут возникать проблемы с контрагентами.

Шаг 2. Выберите систему налогообложения

Подбор системы налогообложения — одна из самых сложных задач на старте, ведь нужно заранее оценить объём доходов и расходов, количество сотрудников и налоговые ставки в вашем регионе. Ошибка на этом этапе может дорого обойтись бизнесу.


Для ИП можно выбрать общую систему налогообложения (ОСН) или одну из пяти специальных. Чтобы определиться, какая подойдёт вам лучше, изучите наш курс о системах налогообложения.

Если при подаче документов на открытие ИП не выбрать налоговый режим, вам по умолчанию назначат ОСН. В течение 30 дней вы можете подать заявление на выбор спецрежима.

Налоговые режимы можно менять. Стандартная дата перехода — 1 января. Для этого нужно подать заявление в налоговую не позднее 31 декабря текущего года. Исключение — налог на профессиональную деятельность (НПД) и и патентная система налогообложения (ПСН). Перейти на эти режимы можно в течение года.

Шаг 3. Подготовьте документы

  • Паспорт 
  • Заявление о регистрации ИП по форме № Р21001
  • Заявление о выборе специального налогового режима (при необходимости)
  • Квитанция об оплате госпошлины (нужна только при личной подаче документов)


Регистрация ИП

Проще всего подать документы на регистрацию ИП онлайн: на сайте ФНС или в мобильном приложении «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (iOS, Android). 


Разобраться в том, как подать заявление онлайн, вам поможет эта пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция для подачи заявления онлайн
1.86 Мб
Есть ещё несколько способов подачи документов:
Лично в МФЦ. Рекомендуем заранее узнать, к какой налоговой вы прикреплены, или выбрать МФЦ, в котором можно зарегистрировать ИП.
По почте — письмом с объявленной ценностью и описью вложения.
Через нотариуса.
Через банк.

Онлайн-регистрация ИП в банке

Один из самых простых и удобных способов — обратиться в банк, который работает с предпринимателями. Например, такой сервис есть в Альфа-Банке.

1.
Оставьте заявку на сайте. Нужны только ваш номер телефона, данные паспорта и СНИЛС.
2.
С вами свяжется менеджер банка. Он заполнит заявление на регистрацию ИП и составит уведомление о применении УСН, если вы выберете эту систему налогообложения. Банк выпустит УКЭП — она нужна для подписи онлайн-заявления.
3.
Через 3 рабочих дня налоговая отправит вам все подтверждающие документы.

Теперь вы — ИП.

Что дальше?

После проверки данных налоговая пришлёт уведомление о регистрации, и вам останется только подписать документы.

Есть два варианта:
лично в налоговой;
на сайте ФНС при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Что входит в этот пакет документов:
лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р6009,
уведомление с регистрационным номером в Социальном фонде России,
свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.
Форма заявления о регистрации ИП (№ Р21001)
463.62 Кб

Если вы выбрали онлайн-подпись с помощью ЭЦП, то на вашу почту придут документы, заверенные электронной подписью ФНС. Если при подаче заявления вы отметили «Получить на бумажном носителе», то за бумажным экземпляром нужно прийти в налоговую, которая регистрировала ваше заявление.


Подробнее об открытии ИП и ООО вы можете узнать в нашем курсе о регистрации бизнеса.