Итак, вы открываете своё дело и решили зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). В отличие от самозанятого, вы сможете нанимать сотрудников, подбирать налоговый режим из нескольких вариантов и накапливать трудовой стаж, а ваши доходы могут составлять до 200 млн рублей.
Что нужно сделать до регистрации ИП
Шаг 1. Выберите код ОКВЭД
Сначала определите вид деятельности компании. Откройте общероссийский классификатор видов экономической деятельности, ОКВЭД, и запишите все подходящие коды. Их нужно будет указать в заявлении на регистрацию ИП: обязательно должен быть один основной и по желанию — несколько дополнительных. Минимальная длина кода ОКВЭД при регистрации ИП — 4 цифры.
Основной код относится к деятельности, которая будет приносить вам основной доход. Ещё стоит учесть, что государственные меры поддержки бизнеса обычно привязаны именно к основному коду.
От выбора кодов зависят налоги и страховые взносы. Это особенно важно для ИП, планирующих нанимать сотрудников. Для некоторых видов деятельности могут понадобиться лицензия и справка об отсутствии судимости. Её можно заказать на Госуслугах и получить в течение 30 дней.
Шаг 2. Выберите систему налогообложения
Подбор системы налогообложения — одна из самых сложных задач на старте, ведь нужно заранее оценить объём доходов и расходов, количество сотрудников и налоговые ставки в вашем регионе. Ошибка на этом этапе может дорого обойтись бизнесу.
Для ИП можно выбрать общую систему налогообложения (ОСН) или одну из пяти специальных. Чтобы определиться, какая подойдёт вам лучше, изучите наш курс о системах налогообложения.
Если при подаче документов на открытие ИП не выбрать налоговый режим, вам по умолчанию назначат ОСН. В течение 30 дней вы можете подать заявление на выбор спецрежима.
Шаг 3. Подготовьте документы
- Паспорт
- Заявление о регистрации ИП по форме № Р21001
- Заявление о выборе специального налогового режима (при необходимости)
- Квитанция об оплате госпошлины (нужна только при личной подаче документов)
Регистрация ИП
Проще всего подать документы на регистрацию ИП онлайн: на сайте ФНС или в мобильном приложении «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (iOS, Android).
Разобраться в том, как подать заявление онлайн, вам поможет эта пошаговая инструкция.
Онлайн-регистрация ИП в банке
Один из самых простых и удобных способов — обратиться в банк, который работает с предпринимателями. Например, такой сервис есть в Альфа-Банке.
Теперь вы — ИП.
Что дальше?
После проверки данных налоговая пришлёт уведомление о регистрации, и вам останется только подписать документы.
Если вы выбрали онлайн-подпись с помощью ЭЦП, то на вашу почту придут документы, заверенные электронной подписью ФНС. Если при подаче заявления вы отметили «Получить на бумажном носителе», то за бумажным экземпляром нужно прийти в налоговую, которая регистрировала ваше заявление.
Подробнее об открытии ИП и ООО вы можете узнать в нашем курсе о регистрации бизнеса.