Содержание
В начало
Открытие пекарни — основные особенности
Преимущества и недостатки открытия пекарни
Пошаговая инструкция по открытию пекарни
Риски и распространённые ошибки новичков
  • База знаний
  • Как открыть пекарню с нуля: пошаговый чек-лист

Как открыть пекарню с нуля: пошаговый чек-лист

Разбираемся, сколько денег понадобится, какое оборудование купить, какие есть тонкости

Открытие пекарни, кондитерской или небольшой кофейни — популярный формат бизнеса для начинающих предпринимателей. Даже в небольших городах мини-пекарни с вкусной и свежей выпечкой находят свою аудиторию и приносят стабильную прибыль владельцам. В мегаполисах перспектив ещё больше — при грамотном маркетинге можно запустить проект, который через некоторое время масштабируется в сеть с точками во всех районах города. Минимальные вложения и быстрая окупаемость — основные преимущества мини-пекарен.

Разбираемся в тонкостях открытия пекарни
Разбираемся в тонкостях открытия пекарни

В статье вы узнаете, как открыть пекарню с нуля, какие риски и нюансы стоит учитывать, где брать сырьё и какое оборудование закупать, какие документы понадобятся и как обеспечить бизнесу долгосрочную прибыль.

Открытие пекарни — основные особенности

Первое, о чём стоит позаботиться предпринимателю, — это составить бизнес-план. Он поможет оценить затраты и риски, распределить инвестиции и рассчитать рентабельность проекта. Подробнее о том, как это сделать, можно узнать в статье «Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция‎».  


Важный вопрос, который задают начинающие бизнесмены, — сколько стоит открыть пекарню? Здесь всё зависит от формата и масштаба предприятия.

Расходы на открытие пекарни
Расходы на открытие пекарни

При этом верхнего лимита нет, если бюджет позволяет, можно сразу запланировать сетевой формат или открыть большую пекарню-кафе со столиками для посетителей, продажей кофе и других напитков. 


Что касается срока окупаемости инвестиций, то дать универсальный прогноз невозможно. Всё зависит от суммы вложений, вида пекарни, города, уровня конкуренции. Значение имеет, насколько грамотно составлен бизнес-план и как он реализуется. Диапазон, который указывают владельцы пекарен, — 1–2 года, но точнее определить срок возврата инвестиций трудно. 


Преимущества и недостатки открытия пекарни

Один из основных аргументов за открытие пекарни — востребованность продукции. Действительно, спрос на хлебобулочные и кондитерские изделия есть всегда. На него почти не влияют политические и финансовые кризисы.


К преимуществам можно отнести и большое количество потенциальных работников пекарни, которые есть даже в небольшом городе. Достаточно дать объявление на сайте вакансий, чтобы получить десятки откликов. Среди них точно найдутся подходящие кандидаты.


Необходимо учесть и ограничения: есть определённые скачки в объёме продаж, зависящие от типа продукции. Перед праздниками, например, Пасхой, спрос на куличи повышается, а на остальную выпечку падает. Важно учитывать подобные события.


Всегда нужно быть готовым к тому, что выпечка может не понравиться покупателям. Тогда придётся либо менять рецептуры и отстроенные процессы, что довольно затратно, либо закрываться.


Пошаговая инструкция по открытию пекарни

Итак, посмотрим на подробный чек-лист, который поможет подойти к процессу рационально и учесть все нюансы открытия пекарни.

Выбираем формат

Есть несколько основных видов пекарен:
Полного цикла. Такие заведения требуют серьёзных вложений, не менее 1 млн рублей. Продукцию изготавливают и продают в одном месте. Необходимо позаботиться обо всём: от покупки или аренды помещения до упаковки товара. Также важно учесть зарплату работникам.
Приготовление из полуфабрикатов. В таких пекарнях готовят из замороженной продукции. Для этого формата обычно не нужно большое помещение. Пекарни располагаются в местах с высокой проходимостью, например, у метро, поэтому здесь особенно большой спрос.
Франшизы. Самый простой с точки зрения реализации вариант. Используется бизнес-модель, представленная франчайзером. Ассортимент и оформление заведений предоставляются владельцем франшизы, поэтому самостоятельно придумывать ничего не придётся.
Пекарни-кафе (бейкери). Усложнённый вариант, в котором одновременно продают собственную и готовую продукцию, а также напитки.
Пекарни-бутики. Вариант для крупных городов. Выпечка необычно оформлена и стоит выше среднего.
Поставщики. Производство хлебобулочных и кондитерских изделий с доставкой в точки розничной продажи.
Производство полуфабрикатов. Такие пекарни изготавливают и замораживают полуфабрикаты, которые другие заведения покупают для продажи.

Есть и другие форматы, например, заведения, специализирующиеся на этнической кухне или только на изделиях из слоёного теста. Креативные идеи в кондитерском бизнесе только приветствуются. Регулярно в стране и в мире открываются авторские пекарни, которые задают тренды в отрасли. Например, выпечка в форме одежды или полуметровые круассаны.

Прежде чем открыть пекарню, стоит определиться с форматом
Прежде чем открыть пекарню, стоит определиться с форматом

Для начинающих предпринимателей с небольшим бюджетом мини-пекарня неполного цикла, которая готовит из полуфабрикатов, станет самым доступным вариантом бизнеса. Достаточно минимального комплекта оборудования и небольшого штата сотрудников, чтобы запустить проект. Однако работа такой точки сильно зависит от условий поставщика полуфабрикатов. 


Если речь идёт о пекарне полного цикла, потребуется помещение большой площади, где будет размещён цех, хозяйственный блок, торговый зал. Понадобится также полный комплект оборудования.


От формата пекарни зависит и ассортимент. Однако у владельца всегда есть выбор — ограничиться стандартным набором, например, несколькими видами хлеба, сдобой и пирожками, или предложить покупателям более интересный выбор. 


Важно не допустить большую ошибку новичков, которые часто игнорируют вопрос ассортимента.

Ассортимент нужно учитывать ещё на стадии разработки бизнес-плана.

Более разнообразный выбор — свидетельство заботы о клиенте и конкурентное преимущество. 


Ищем помещение 

Площадь помещения напрямую зависит от вида пекарни. Важный момент — местоположение точки. Ключевой критерий выбора — трафик посетителей, поэтому необходимо предварительно оценить инфраструктуру и проходимость локации.


Обратите внимание на наличие поблизости прямых конкурентов. Поскольку пекарни бывают разными, не всякая точка продаж помешает вашему бизнесу. Например, булочная или пирожковая не сильно повлияет на продажи кондитерской и наоборот. 


Выбирая помещение для полноформатной пекарни, учитывайте обязательные требования, которые предъявляют к таким заведениям санитарно-эпидемиологические службы.

Основные пункты, о которых стоит знать
  • Запрещено размещать пекарни в подвальных и полуподвальных помещениях жилых домов.
  • Обязательное требование — водонепроницаемый пол (делается из керамогранита или других прочных покрытий).
  • Облицовка стен плиткой должна быть не менее 175 см в высоту.
  • Оставшуюся часть стен и потолок необходимо покрасить или оштукатурить.
  • В помещении должны быть полноценные инженерные коммуникации: водоснабжение, водоотведение, вентиляция, вытяжка.
  • Требуется место под склад для сырья и ингредиентов; • должны быть мойка, туалет и подсобное помещение для персонала.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, СЭС не выдаст разрешения на открытие.

Совет
В жилых зданиях пекарни лучше не открывать. Оборудование работает довольно громко, также будут сильно ощущаться запахи. Если жильцы начнут жаловаться, пекарню по их требованиям могут закрыть.

В остальном у предпринимателей полная свобода выбора. Пекарни открывают везде: в спальных районах, в центре города, в торговых и бизнес-центрах. Главное, чтобы локация была общедоступной.

Регистрируем предприятие 

Список документов для открытия пекарни большой, а у процедуры регистрации есть свои нюансы. Заведение продаёт продукты питания, поэтому потребуется больше разрешений, чем для некоторых других видов бизнеса.

Прежде чем приступить к регистрации, предприниматель решает ряд важных вопросов:
Выбирает правовой статус организации. ИП проще зарегистрировать, вести учёт индивидуальным предпринимателям легче. Однако в случае провала имущество бизнесмена могут изъять в счёт уплаты долгов. ООО оформлять сложнее с точки зрения бухучёта и налогов, но ответственность основателей ограничивается уставным капиталом.
Выбирает налоговый режим. Как правило, пекарни открывают на упрощёнке или патенте. Другие режимы (ОСНО, общий) требуют сложной бухгалтерии и сопровождаются дополнительной фискальной нагрузкой. Подробно узнать о том, какие есть налоговые режимы и какой подойдёт именно вам, можно в курсе «Выбор системы налогообложения».
Выбирает коды деятельности. Код нужен для государства, он обозначает, чем именно будет заниматься бизнес. Для пекарен выбирают коды для торговли хлебобулочными изделиями и производства кондитерской продукции.

Для регистрации в ФНС направляют заявление по установленной форме и паспорт. ИП платят 800 рублей госпошлины, ООО — 4000 рублей. Если подавать через сайт ФНС или портал Госуслуги, пошлину платить не придётся. Потребуется также открыть расчётный счёт на предприятие, заказать печать и электронную подпись.

Что ещё понадобится:
разрешительные документы от МЧС (пожарной инспекции) и СЭС;
допуск экологической экспертизы;
сертификат от Росстандарта;
медицинская книжка для каждого сотрудника.

Срок оформления документов не более 15 рабочих дней. Узнать о конкретных требованиях местных служб и оформить бумаги стоит заранее, чтобы не отодвигать запланированные сроки открытия бизнеса. Сделать это можно на сайтах ведомств.


Закупаем сырьё и оборудование 

Основное сырьё любой пекарни — мука. Договариваться непосредственно с производителями нецелесообразно, потому что обычно они продают муку в больших объёмах, начиная от нескольких тонн. Дешевле и быстрее привлечь нескольких надёжных поставщиков, которые будут доставлять сырьё в нужных объёмах, например каждый месяц по 300 кг. Ещё потребуется растительное и сливочное масло, соль, сахар, ванилин, а также стабилизаторы и загустители. В зависимости от ассортимента, нужны начинки и пищевые добавки.

Необходимо закупить сырьё и оборудование
Необходимо закупить сырьё и оборудование

Важно заранее проверить все лицензии и сертификаты поставщиков, чтобы в будущем не было проблем с проверяющими органами. Лучше выбирать местные компании, чтобы не переплачивать за логистику.

Для пекарен полного цикла потребуется:
печь — они бывают газовыми, электрическими, ротационными или конвекционными. Выбор зависит от размера предприятия: конвекционная подойдёт для мини-формата, а ротационная — для пекарни полного цикла;
смесители, раскатыватели и делители теста;
просеиватели муки;
расстоечные шкафы;
холодильные установки.

Понадобится вспомогательное оборудование: противни, столы, шкафы, стеллажи, раковины и мойки. 


Начинающие предприниматели часто берут оборудование напрокат или покупают б/у устройства.

Стоимость оборудования для пекарни
Стоимость оборудования для пекарни

Для полноформатной пекарни лучше заказать полный комплект у надёжного производителя. Цены начинаются от 1 млн рублей.


Договариваемся об автоматизации учёта и онлайн-кассах

Закон обязывает любые торговые предприятия использовать онлайн-кассы. Поэтому предпринимателю стоит заранее договориться с надёжным банком, предоставляющим услуги учёта и кассовое оборудование. 


Некоторые финансовые организации дают скидки на онлайн-подключение к их системе, а иногда предоставляют оборудование бесплатно и берут комиссионные за транзакции.


Благодаря технологиям рабочие процессы можно оптимизировать и освободить персонал, чтобы они могли заниматься менее рутинными делами. Если автоматизировать документооборот, компания сможет быстрее и точнее обрабатывать данные. Так бизнес-процесс строится чётче, а количество ошибок из-за человеческого фактора снижается.

Автоматизировать можно:
финансовый учёт,
управленческий,
налоговый,
бухгалтерский,
оперативный,
логистику.

Есть множество сервисов, которые предлагают компаниям готовые решения в виде CRM, разнообразных инструментов маркетинга, онлайн-бухгалтерии.


Подбираем персонал 

Численность штата зависит от масштабов пекарни. Для мини-формата с замороженной продукцией нужно 12 человека, а для полноформатного заведения — от восьми человек. Средней пекарне требуются пекари-технологи, пекари-универсалы, бухгалтер, уборщица, продавцы-кассиры.

Средняя зарплата пекаря в Москве за 2024 год — 54 895 рублей.

Квалифицированный персонал можно найти на сайтах по подбору вакансий и в специализированных Телеграм-каналах. Это потребует времени, но зато охват специалистов будет максимально широким.

Советы
  1. Можно обзвонить кулинарные колледжи и предложить несколько мест для студентов на стажировку. Такие ребята ещё не очень опытные, но их легко обучить. Для предпринимателя это возможность захантить молодой талант и сэкономить на зарплате на этапе стажировки, а для студента — попробовать себя в деле.
  2. Можно искать мастеров в соцсетях. Много пекарей-любителей горят этим делом и выкладывают свои работы. Возможно, с кем-то из них сложится сотрудничество.

Нанимая пекарей, конечно, важно учитывать их профессионализм. Но некоторые владельцы пекарен советуют обращать особое внимание и на характер будущего сотрудника. Пекарня часто ассоциируется с чем-то тёплым и уютным, и персонал как на кухне, так и за прилавком должен создавать это ощущение у гостя. Поэтому при найме стоит соблюдать баланс между навыками пекаря и его характером и отношением к людям.

Нанимая пекарей, учитывайте их профессионализм и характер
Нанимая пекарей, учитывайте их профессионализм и характер

Если открываете авторское заведение, каждого сотрудника необходимо ознакомить с особенностями и ограничениями конкретно вашей пекарни. 


Занимаемся продвижением

Без маркетинга нет успешного бизнеса. Рекламную кампанию стоит начать ещё до открытия пекарни. Используйте все доступные каналы продвижения: реклама на здании или витрине будущего заведения, полиграфические материалы (листовки, флаеры, постеры), социальные сети и мессенджеры. Предложите первым покупателям скидки по промокодам или за фотографии и отметки в соцсетях.


В наше время наиболее популярный способ продвижения — соцсети. С помощью удачной публикации с необычной выпечкой или восторженного отзыва известного человека можно привлечь посетителей. Для небольших форматов сработает сотрудничество с бизнесами, открытыми по соседству: они будут рекомендовать вас своим посетителям, а вы будете советовать их.

Используйте вау-маркетинг для продвижения своей пекарни
Используйте вау-маркетинг для продвижения своей пекарни

Нужно продолжать маркетинговые мероприятия и после открытия. Самый простой вариант — скидки в вечерние или утренние часы, разные акции к определённым датам и к выходным. Иногда уместен вау-маркетинг: например, можно предложить гостям интересную выпечку необычных форм или размеров, которую захочется сфотографировать и запостить в соцсетях, чтобы привлечь внимание аудитории.


Риски и распространённые ошибки новичков

Как и любой другой бизнес, открытие пекарни сопровождается определёнными рисками.

Наиболее опасные из них
  • Резкий скачок цен на сырьё.
  • Открытие конкурентной точки в непосредственной близости.
  • Повышение арендной платы или расторжение договора аренды.
  • Сезонное снижение спроса.
  • Поломка оборудования.

Самые распространённые недоработки предпринимателей — это отсутствие или недостаточная проработка бизнес-плана, неправильный выбор налогового режима или местоположения пекарни.

Создавая пекарню, будьте уникальными
Создавая пекарню, будьте уникальными

Владельцы успешных пекарен считают, что большая ошибка новичков — слепо копировать конкурентов. Можно повторить внешние атрибуты, но не зная бизнес-процессов, которые нарабатываются годами, добиться того же результата не получится. Нужны уникальные черты, которые выделяют заведение из сотен подобных. Обращать внимание на удачные решения конкурентов и их находки нужно, но гораздо больший эффект принесут не прямые заимствования, а собственное переосмысление опыта.