Содержание
В начало
Бизнес по шагам
Немного про команду
Про партнёров и различный опыт
Главное: как не разрушить семью, строя бизнес
  • База знаний
  • Как открыть семейное кафе суши и избежать развода

Как открыть семейное кафе суши и избежать развода

«Отбили все вложения за полгода, но решили закрыть дело»: история семейного бизнеса в Петрозаводске
Мария и Максим, Петрозаводск
Запустили доставку суши, отбили все вложения за полгода, но решили закрыть дело, чтобы сохранить семью.

Когда мы запускали этот бизнес, то у нас были деньги от бизнеса «постарше» и мы подумали, что можно открыть ещё какой-то бизнес, дополнительный источник дохода.

Мы посмотрели объявления, что продаётся. Я хотела себя попробовать в кулинарном деле, поэтому решили приобрести кафе. Среди других вариантов рассматривали цветы. Но это был совсем скоропортящейся товар — более рискованно и конкуренция в разы больше. Работали именно на доставку. Можно было работать и в формате маленького кафе, была пара сидячих мест, но мы так делать не стали.


Нашей фишкой стало сочетание разливного пива и суши. Ни в одном месте в нашем городе тогда ещё не было подобной доставки.

null

Бизнес по шагам

Купили кафе в районе с новостройками. Закупили много оборудования для кухни, потому что там был один домашний холодильник. Сам бизнес стоил 400 тысяч, на старте вложили ещё 100. Наняли нормальных сотрудников, потому что там была девочка, которая не хотела работать. Наполнили холодильник закусками под пиво. Сделали новое меню. Тут надо сказать, что только на четвёртом поваре мы смогли добиться того результата, которого хотели. 


Самой большой проблемой стал персонал: и администраторы, и повара. Мы нормального повара искали два месяца, а всё это время кое-как сами крутили роллы. Мы не прям убивались по качеству, но искали лучшие варианты. Перепробовали у поставщиков всё, что было: прямо заказывали и пробовали или нам присылали какие-то маленькие пробники. Шли методом проб и ошибок в прямом смысле.


Отредактировали немного цены, потому что с ценами, которые были, работать не имело смысла. Сделали сайт, наняли фотографа. Напечатали визитки. Очень много рекламы пускали именно бумажной, так как в нашем городе до сих пор актуально по ящикам раскидывать флаеры. Наше кафе суши, по сути, было районным. Поэтому и упор больше делали на бумажную рекламу и сарафанное радио. Если бы мы сильно рекламировались по всему городу, то не справились с объёмами: пришлось бы открывать ещё одну точку.

null

Разыгрывали всякие роллы во «ВКонтакте», запускали прицельную рекламу в Яндекс и Google. Кроме того, старались делать красивые фотографии для «Деливери», доставки «Чибис». Тогда «Яндекс.Доставки» в нашем городе ещё не было. Очень сложно было с доставкой в 2019 году, когда мы запускались. Сейчас с этим намного проще. А тогда ещё не было нормальных курьерских служб, сами всё развозили.


Конкуренция, кстати, не беспокоила. Зато болезненно — негативные отзывы. Часто из-за какой-то мелочи люди очень неадекватно оставляли отрицательные комментарии, рассчитывая, возможно, на какую-то скидку, бесплатные роллы в будущем или возврат денежных средств. Многие специально так делают.


В итоге, мы окупили вложения за шесть месяцев и осталось в выручке примерно на 10%.


Немного про команду

Вначале команда состояла из нас двоих, где я работала и за администратора, и за директора, а муж был то на поставках, то на доставке, двух администраторов и одного повара. Через какое-то время наняли дополнительного повара.


80% успеха — это хороший персонал, а для кафе — это хороший повар. Если  у вас плохой повар, то 100% ничего не получится.

null

Самое страшное было на старте — опасения, что не заплатим людям зарплату, не сможем заплатить аренду, оплатить поставщикам. Я такой человек, что сама не буду есть, но всем всё оплачу. Собственно, первое время так всё и получалось. У меня не было никогда задержек с выплатами: всё было день в день. Очень сложно работать, когда у тебя есть в подчинении люди, а у них есть семьи, дети, и они от тебя зависят напрямую.


Про партнёров и различный опыт

Если работаете с партнёрами, надо понимать, что партнёр может в любой момент передумать. У нас была ситуация, когда заключили договор на поставку пива с партнёром. Мы начали распространять бумажную рекламу по району за свой счёт. Всё проплатили и договорились о неконкуренции. Весь район был прорекламирован в течение месяца. Но затем партнёр вдруг открыл собственную точку на нашу готовую рекламу в соседнем доме с ценами ниже в полтора раза. На наши возмущения, ответили: «Это просто бизнес».


А вообще, если хотите чем-то заниматься в этой сфере, то надо вначале в ней поработать: администратором, поваром, хоть кем. Не зная броду, не суйся в воду. Даже сейчас, когда мы иногда видим бизнес за 300-400 тысяч, который можем приобрести, то понимаем, что нет, начинать совсем с нуля — это сложно.


Личные качества, которые помогают в бизнесе — дотошность и педантичность. Мне до каждой мелочи было дело. В любом бизнесе важно внимание к деталям, которые на самом деле совсем не детали. Хотя иногда это мешает, потому что можно зависнуть на чём-то. 


Главное: как не разрушить семью, строя бизнес

Максим: Хочу особенно добавить, что не надо заниматься бизнесом с родными. Если ты ведёшь бизнес, то веди его либо один, либо нанимай помощника и относись к нему, как к наёмному сотруднику.


Мария: Но мы же другими бизнесами занимались, всё было нормально! Пять ремонтов вместе пережили, а другие разводятся после первого. Мне кажется, что тут дело именно в общепите и в том, что есть нанятые люди. Больше всего разногласий возникало из-за персонала. У нас было разное мнение по отношению к разным людям. Мужа бесило, что я к кому-то строгая, а к кому-то добрая, меня, соответственно, наоборот.


Максим: Да, в других совместных бизнесах мы отвечаем только за себя. Нет других людей в подчинении, мы никому ничего не должны, поэтому не нервничаем так, не ссоримся так жёстко. 


Мария: Главный совет паре, которая хочет стартовать такой же бизнес: пусть делом занимается кто-то один. Если жена, то жена, если муж, то муж. А если второй помогает, то пусть будет просто помощником. Чтобы у бизнеса не было два руководителя. Это слишком сложно. Это касается не только мужа и жены, но родителей и детей, братьев и сестёр — всех близких родственников. Мы реально чуть из-за этого не развелись, было острое желание пойти и подать заявление. Поэтому и продали бизнес, чтобы сохранить семью. Мы два очень эмоциональных человека, и почему-то это очень сложно оказалось именно в этом бизнесе.


В общем, продали мы бизнес почти в ту же сумму. Окупили издержки и немножечко заработали. 


Максим: И наелись суши так, что теперь не захотим есть их очень долго.