Содержание
В начало
Пассивные методы привлечения сотрудников
Активные методы привлечения сотрудников
Современные методы привлечения сотрудников

Как привлечь сотрудников в вашу компанию

Рассказываем об эффективных методах поиска профессионалов

Успех бизнеса во многом зависит от профессионализма сотрудников. На подбор команды тратится много ресурсов. Для решения этой задачи можно использовать разные методы — в зависимости от целей и ресурсов компании.

Пассивные методы привлечения сотрудников

Пассивные методы предполагают минимум усилий со стороны работодателя. Они подразумевают, что вы размещаете объявления о поиске сотрудников в открытых источниках. Кандидаты самостоятельно откликаются на вакансии и связываются с рекрутерами. Такие методы хорошо действуют на «рынке работодателя», то есть в отраслях, где специалисты сами заинтересованы в поиске новой работы.

Размещение вакансий на сайтах по трудоустройству

Самый очевидный способ привлекать сотрудников — разместить вакансию на ресурсе, где люди целенаправленно ищут работу. Среди таких сайтов: HH.ru, Avito, Superjob, Rabota.ru. Вы можете указать требования к кандидатам — это поможет фильтровать вакансии. У такого способа есть минусы. Например, конкуренция с другими работодателями и высокая стоимость.

Вакансии на сайте компании

Разместить объявление о поиске сотрудников можно на собственном сайте. Вы не ограничены в формате: можно добавить фото и видео о работе в компании, отзывы работающих сотрудников и любую другую информацию.


Трафик на сайте компании — не всегда целевой для рекрутеров. Канал покажет свою эффективность, только если вы будете создавать трафик. Например, запустите таргетированную рекламу на страницу с вакансией. Также метод может быть успешным для крупных компаний, которые постоянно набирают персонал: торговых сетей, предприятий общественного питания, маркетплейсов.

Социальные сети

Аудитория социальных сетей постоянно растёт, и ваши потенциальные кандидаты наверняка используют эти ресурсы. Во многих странах для поиска работы используют сервис LinkedIn, однако привлекать персонал можно и на других площадок — от Одноклассников до Pinterest. Вы можете выкладывать вакансии в каналах компании или сообществах, посвящённых поиску работы.

Публикации в профессиональных сообществах

В тематических сообществах найти кандидата проще всего. Как правило, люда на таких площадках интересуются развитием в своей профессии. Существуют группы и каналы в социальных сетях, специализированные форумы и даже сайты. Иногда сайты запускают собственные проекты для поиска работы — например, в IT-сообществе «Хабр» есть профильный раздел «Хабр Карьера».

Реферальные программы

Искать новых работников для вас могут уже трудоустроенные сотрудники компании или даже посторонние люди. Для этого нужно мотивировать их. Например, предложить вознаграждение после того, как предложенный ими кандидат пройдёт испытательный срок. Как правило, такой способ применяют для поиска квалифицированных работников, обладающих уникальными навыками.

Объявления в СМИ и печатных изданиях

Несмотря на то, что работу чаще ищут на профильных сайтах, стандартные рекламные форматы всё ещё позволяют привлечь новых сотрудников. Вы можете разместить объявление в районной газете или запустить ролик на радио. Чаще всего такой метод используют при массовом подборе персонала. При правильно организованной и продуманной кампании количество откликов будет большим, и можно будет выбрать наиболее подходящих кандидатов.

Программы стажировок и сотрудничество с учебными заведениями

Многие вузы, ссузы и курсы профессиональной подготовки заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников. Вы можете предложить партнёрство образовательной организации, в которой «растят» нужных вам специалистов. Стоит учесть, что новичкам обычно нужна адаптация на новом месте работы — создание такой программы может потребовать больших усилий.

Активные методы привлечения сотрудников

Некоторые методы поиска персонала предполагают проактивный подход. В этом случае менеджеры по подбору сами инициируют контакт с кандидатами.

Прямой поиск — headhunting

Иногда компания хочет привлечь конкретного специалиста. В этом случае HR-специалист ищет контакты кандидата и напрямую связывается с ним. Такой подход работает при поиске топ-менеджеров, программистов и узких специалистов.

Публичные мероприятия и ярмарки вакансий

В крупных городах периодически организуют мероприятия, на которых можно найти работу. Чаще всего они тематические. Например, для студентов или сотрудников определённой отрасли. Можно поставить собственный стенд, на котором у кандидатов будет возможность познакомиться с компанией, а у специалистов по подбору — собрать контакты у потенциальных соискателей.


Также найти кандидатов можно на профильных конференциях, обучающих семинарах, митапах — мероприятиях, дающим сотрудникам новые знания. Для этого руководителю или HR-специалисту нужно уметь налаживать контакты и активно проявлять себя.

Рекламные кампании и объявления

Крупные организации иногда запускают целые кампании, направленные на привлечение большого количества новых участников команды. Для таких активностей собираются целые команды, которые продумывают все детали: от визуальной составляющей до KPI по количеству привлечённых сотрудников. Обычно такой подход практикуют торговые сети, маркетплейсы, IT-компании.

Современные методы привлечения сотрудников

С развитием технологий появляются новые способы, упрощающие подбор персонала. Они могут заменять или дополнять имеющийся инструментарий.

Цифровой маркетинг и таргетированная реклама

Если вы не получаете достаточно откликов на вакансию, размещённую в социальных сетях организации, можно заняться продвижением публикации. Тогда её увидят не только подписчики, но и все пользователи социальной сети, подходящие под заданные параметры. При настройке такой кампании важно правильно определить аудиторию. Грамотный таргетолог может сделать так, что объявление увидят люди с нужной вам квалификацией, живущие в определённом регионе.

Автоматизация подбора персонала

Некоторые этапы рекрутинга не требуют ручного труда. Можно настроить систему сбора заявок, первичного анкетирования и анализа ответов таким образом, чтобы на интервью приглашать только тех кандидатов, которые точно подходят под требования вакансии. Такие методы требуют существенной подготовки и вложений на старте, однако в будущем помогают ускорить процессы и экономить деньги.

Искусственный интеллект

AI-сервисы перестали быть модной игрушкой и активно внедряются в процесс рекрутинга. Например, первичное интервью может проводить робот, экономя время HR-специалиста. При этом настроить алгоритм можно таким образом, что соискатель даже не поймёт, что общается не с настоящим человеком.

Также важно анализировать, какие каналы приводят в компанию больше релевантных кандидатов. Это поможет более эффективно планировать будущие рекрутинговые кампании и выбрать те методы, которые показывают результаты.

Видеоинтервью

Вы можете попросить кандидатов записать ролик с небольшой презентацией о себе. Это экономит время специалиста по подбору, а также показывает умение кандидата держаться перед камерой.

Виртуальные мероприятия

Большое количество активностей, направленных на развитие профессиональных навыков, проводится онлайн. Представитель компании может присоединиться к чужим мероприятиям в качестве гостя или спикера или организовать своё. В процессе нетворкинга можно улучшить имидж компании и найти новых сотрудников.

Геймификация

В некоторых случаях трудоустройство можно превратить в игру. Например, разбить процесс отбора на несколько этапов, за каждый из которых кандидаты будут получать определённое количество баллов. Рекрутер в этом случае получит достаточно объективную оценку качеств кандидатов, а для участников уменьшится количество стресса, неизменно сопутствующее процессу поиска работы. А ещё сам факт запуска такой системы может стать поводом для пиара и повышения узнаваемости компании среди кандидатов.

Социальная ответственность и инклюзивность

Это довольно затратные методы, которые больше относятся к кадровой политике целиком. Но и в подборе персонала такие инициативы играют важную роль. Внушая сотрудникам ощущение уверенности в завтрашнем дне и формируя их лояльность, вы создаёте имидж работодателя, у которого хочется работать. Вы можете проводить интересные корпоративные мероприятия, дарить детям сотрудников предприятия подарки к праздникам, внедрить ДМС и другие виды дополнительной материальной и нематериальной компенсации.

При выборе методов поиска новых сотрудников нужно учитывать несколько факторов:

  • бюджет, которым располагает организация;
  • характер предполагаемой работы;
  • массовость подбора;
  • уровень квалификации кандидатов.

Для подбора сильной команды, которая решает задачи бизнеса, нужно системно подходить к организации подбора и комбинировать разные методы привлечения.

Фото на обложке: gorodenkoff / Getty Images