Содержание
В начало
1. Проверить спрос на Яндекс Вордстат и Google Trends
2. Изучить конкурентов
3. Опросить потенциальных клиентов
4. Запустить бизнес на маркетплейсе или Авито
5. Запустить рекламу со сбором предоплаты

Как проверить идею для бизнеса

5 методов, которые помогут оценить спрос на ваш товар или услугу

Перед запуском бизнеса нужно принять взвешенное решение относительно будущего проекта. Для этого стоит проверить идею на жизнеспособность. Ведь если реальный спрос окажется ниже ожиданий, бизнес не принесёт прибыли. Чтобы такого не случилось, нужно создать действительно востребованный продукт.

Как можно оценить потенциальный интерес целевой аудитории к вашей бизнес-идее?


Есть несколько способов.

1. Проверить спрос на Яндекс Вордстат и Google Trends

Это, пожалуй, самый простой, дешёвый и быстрый способ. Яндекс Вордстат и Google Trends — разделы поисковиков, в которых можно посмотреть, сколько раз люди вбивали в поиск определённый запрос.

Например, вы хотите печь и продавать торты на заказ в Екатеринбурге. Надо проверить, сколько людей ищут торты на заказ в этом городе.


Шаг 1. Заходим на Яндекс Вордстат


Шаг 2. Пишем «торты на заказ»


Шаг 3. Выбираем нужный город: Екатеринбург

В таблице можно посмотреть спрос в разных регионах. В необходимом нам Красноярске в последний месяц тортами на заказ интересовались 3476 человек.

null

А если нажмём «Регионы», то увидим, что в Свердловской области было 5159 запросов.

null

Несмотря на то, что далеко не каждый ищущий готов купить торт, мы понимаем, что рынок тортов на заказ в Екатеринбурге есть.


Важно не останавливаться на одной формулировке, а пробовать разные. Например, «выпечка на заказ», «купить торт», «домашние тортики» и так далее. Так вы сможете сложить пазл целиком и принять лучше оценить масштабы рынка.

2. Изучить конкурентов

Допустим, вам кажется, что в вашем городе никто не делает браслеты ручной работы. Идея продавать их выглядит перспективно, потому что низкая конкуренция, уникальный продукт, вдобавок актуален тренд на покупку кастомных украшений.

Вот что нужно сделать, чтобы изучить конкурентов:
Изучить аккаунты магазинов или ремесленников в социальных сетях.
В 2ГИС или на Яндекс Картах вбить слово «браслет» и посмотреть магазины, которые их продают.
Посетить местные ярмарки хендмейда и изучить реальный спрос на подобную продукцию.

Если вы не нашли прямых конкурентов, не спешите делать выводы.


Во-первых, косвенные конкуренты всё же есть: это крупные сетевые магазины, которые предлагают готовые украшения, в том числе браслеты. Да, они не кастомные и не под запрос каждого клиента, но всё же.


Во-вторых, другие предприниматели тоже могли тестировать такую идею, запустить магазин в соцсетях, но у них почему-то дела не пошли. Причина может быть как в них и их продукте, так и в рынке. Поэтому полное отсутствие конкурентов должно скорее смутить, чем обрадовать.

3. Опросить потенциальных клиентов

Определитесь с целевой аудиторией и портретом покупателя. Где он живёт, какой у него пол, возраст, семейное положение, доход, работа, интересы? Затем создайте анкету на несколько вопросов и проведите опрос. Ваша задача — понять, как должен выглядеть продукт, нужный аудитории, сколько он должен стоить и через какой канал доставляться потенциальным покупателям.

Чем подробнее вы составите портрет целевой аудитории и проработаете анкету, тем лучше поймёте форму своего будущего продукта и его свойств.

В какой форме проводить опросы? Лучше всего встречаться лично или на онлайн-интервью. Это позволит глубже понять аудиторию и задать дополнительные вопросы. Также можно просить заполнить онлайн-анкету.


Где ещё можно найти свою целевую аудиторию? Не забывайте, что за каждым проектом стоит предприниматель, а значит, и личный бренд. Разместите в своих соцсетях пост с запросом пообщаться с потенциальными клиентами проекта и предложите взамен скидку на будущий продукт.

Не стоит опрашивать близких друзей и родственников, потому что их обратная связь может быть искажена с учётом личного знакомства, и выводы могут быть не репрезентативны. Лучше сразу найти холодную аудиторию, с которой вы не знакомы.

4. Запустить бизнес на маркетплейсе или Авито

Давайте сразу разберём этот способ на примере. Предположим, вы продаёте мерч. Прежде чем создавать огромную коллекцию, разместите фото своей продукции на маркетплейсах и онлайн-досках объявлений, чтобы понять, на какие товары есть спрос и в каком количестве. Если что-то пойдёт не так, лучше заранее понять, что продукт не покупают, чем сделать большую партию и смотреть, как она, никому не нужная, лежит на складе.

5. Запустить рекламу со сбором предоплаты

Если все предыдущие способы проверки идеи вы уже испробовали, и решение запустить бизнес только усилилось, самое время перейти к последнему этапу — запуску рекламы и продажи продукта.


Традиционный путь предпринимателей — сначала создать продукт, а затем его продавать. Но что, если вы сначала продадите свой продукт, а на собранные деньги будете его создавать? Это модель кикстартера.

Кикстартер — краудфандинг, через который авторы идей сначала собирают деньги на их реализацию и уже потом, если собрали, создают продукт.

Давайте разберём эту модель на примере школы рисования.


Можно пойти по обычному пути: найти помещение, сделать в нём ремонт, закупить расходные материалы, разработать программу обучения, отобрать педагогов, потратиться на маркетинг, собрать группы студентов и начать продавать обучение в этой школе. Или можно сделать лендинг первой образовательной программы, запустить на него трафик и начать продавать первый курс.


Второй путь менее рискованный.

Получается, что для тестирования идеи нам необходим MVP — minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт. Это продукт, обладающий базовыми, но достаточными для удовлетворения спроса функциями. На его создание уйдёт минимальное количество ресурсов. Для большинства бизнесов таким MVP может стать лендинг или страница в соцсетях и рекламная кампания.

Если вдруг что-то пойдёт не так, вы всегда можете вернуть деньги клиентам и извиниться, что продукт так и не был предоставлен. Хоть это и неприятный исход, но в нём нет ничего критически ужасного.


Итак, мы разобрали основные способы проверки жизнеспособности бизнес-идеи. А чтобы создать продукт, который обязательно понадобится рынку, и постоянно улучшать его, стоит использовать методы генерации идей.

Подробно о мозговых штурмах и других методах рассказываем в курсе-практикуме «Генерируем идеи для бизнеса».

Фото на обложке: Shannon Fagan / Getty Images