Содержание
В начало
Задачи маркетинговой стратегии
Каналы продвижения
План разработки маркетинговой стратегии

Как разработать маркетинговую стратегию

Пошаговый план для начинающих

Многие известные мировые бренды не достигли своей популярности мгновенно. Даже Apple, Coca-Cola или Nike. Давайте разберёмся, что именно помогло им выйти на глобальный рынок и добиться успеха.

Один из ключевых факторов успеха — разработка и реализация чёткой маркетинговой стратегии. Эти компании создали и продвигали свои уникальные ценности, идеологию и стиль, которые привлекли массовое внимание и лояльность покупателей. Они отличались от конкурентов и предлагали уникальные продукты и услуги, которые позволили им занять свою нишу на рынке.

Маркетинговая стратегия — это план действий, которым компания руководствуется для привлечения клиентов, увеличения продаж и удержания базы клиентов.


Простыми словами, это способ, которым компания пытается привлечь внимание людей к своему продукту или услуге, заинтересовать их, убедить купить и продолжать пользоваться в долгосрочной перспективе.

Маркетинговая стратегия включает в себя:
понимание целевой аудитории;
определение конкурентного преимущества компании;
разработку эффективных коммуникационных сообщений;
выбор оптимальных каналов продвижения.

Стратегия помогает компании позиционировать себя на рынке, выделяться среди конкурентов и создавать долгосрочные взаимоотношения с клиентами.

Задачи маркетинговой стратегии

1.
Помогать компании привлекать новых клиентов через различные каналы, такие как реклама, мероприятия и онлайн-продвижение.
2.
Удерживать существующих клиентов и поощрять их к повторным покупкам через программы лояльности и бонусные предложения.
3.
Повышать узнаваемость бренда, создать положительное впечатление о компании и привлечь внимание целевой аудитории.
4.
Анализировать конкурентную среду, чтобы понять сильные и слабые стороны конкурентов, определить свои преимущества и разработать план действий для их усиления.
5.
Успешно внедрять и продвигать новые продукты и услуги на рынке, чтобы товары или услуги были востребованы у потребителей.
6.
Анализировать эффективность проводимых маркетинговых мероприятий, чтобы бизнес могу оценить результаты и внести необходимые корректировки для достижения поставленных целей.

Маркетинговая стратегия полезна для всех компаний, которые стремятся к успеху и хотят увеличить свою долю рынка, продажи и прибыль.

Малым и средним предприятиям маркетинговая стратегия особенно важна, так как они обычно работают с ограниченным бюджетом и конкурируют с крупными компаниями. Стратегия позволяет определить своих целевых клиентов, разработать эффективные мероприятия, чтобы привлечь внимание и создать положительное впечатление о своём бизнесе и продукте.

Каналы продвижения

Есть два основных вида каналов продвижения: онлайн и офлайн.

Онлайн-каналы продвижения — это весь интернет и цифровые платформы для привлечения и удержания клиентов. Они позволяют достичь широкой аудитории и эффективно взаимодействовать с ней.

Согласно исследованию Marketing Sherpa, 95% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет предпочитают следить за брендами и взаимодействовать с ними именно на платформах социальных сетей. Если ваш бизнес нацелен на эту целевую аудиторию, то, без сомнения, стоит делать акцент на социальных медиа.

SMM (Social media marketing) — это вид маркетинга, который направлен повышение узнаваемости бренда, на привлечение и удержание клиентов, а также на увеличение продаж с помощью различных инструментов в социальных сетях. Также он позволяет компаниям и брендам установить долгосрочные связи с аудиторией, увеличить узнаваемость и лояльность к бренду.

Офлайн-каналы продвижения, наоборот, связаны с использованием традиционных методов маркетинга и рекламы. Они могут быть эффективными для достижения местной аудитории и физического взаимодействия с клиентами.

Чтобы достичь максимального эффекта и результативности, нужно подобрать комбинацию каналов продвижения, наиболее релевантных для вашей целевой аудитории.

План разработки маркетинговой стратегии

Рассмотрим процесс разработки стратегии по шагам.


1. Анализ рынка

Изучите свою целевую аудиторию: пол, возраст, место жительства, доход, интересы, боли и потребности.

Создайте максимально детальный портрет клиента. Дайте ему имя, опишите его окружение, типичный день, занятия, привычки. Для большей визуализации нарисуйте его (например, в нейросети). Чем больше деталей — тем точнее попадание. Так вы сможете лучше представлять своего клиента и его мотивацию при выборе продуктов и услуг.


Если в вашу ЦА входят несколько категорий, то опишите каждую. К примеру, у вас могут получиться «Консерватор Виктор» и «Карьеристка Диана». Ориентируйтесь на их портреты, когда будете думать об изменениях в продукте.

Проанализируйте конкурентов, их сильные и слабые стороны, ценовую политику, каналы продвижения.

Оцените текущие тренды и перспективы развития рынка и вашей отрасли.


Проведите SWOT-анализ вашего бизнеса: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

2. Планирование

Определите конкретные, измеримые цели. Например, увеличить продажи на 20% в следующем квартале. Разбейте глобальные цели на промежуточные этапы. Установите реалистичные сроки их достижения.


Продумайте позиционирование вашего бренда. Разработайте уникальное торговое предложение (УТП): сформулируйте основные преимущества вашего продукта или услуги, определите, чем вы отличаетесь от конкурентов, и создайте понятное и привлекательное сообщение для клиентов. При необходимости доработайте ваш продукт или услугу. Продумайте упаковку — не только в прямом смысле, но и смысловую упаковку.


Выберите каналы продвижения. Исходя из данных о вашей целевой аудитории, подберите наиболее эффективные каналы коммуникации: онлайн и офлайн.  Создайте календарный план маркетинговых активностей и назначьте ответственных за каждое направление.


Определите сроки реализации каждого этапа и метрики, по которым вы будете оценивать результаты и эффективность продвижения.


Запланируйте бюджет, распределите его между всеми каналами продвижения. Учтите все статьи расходов.

3. Реализация

Если возможно, сначала запустите пилотные рекламные кампании и отслеживайте их результаты по выбранным метрикам.

На протяжении всей рекламной кампании анализируйте эффективность каждого канала и корректируйте стратегию на основе полученных данных.

4. Мониторинг и анализ результатов

Регулярно отслеживайте ключевые метрики и при необходимости оперативно адаптируйте активности.


Проводите A/B-тестирования, если есть возможность.


Собирайте обратную связь от клиентов.


По итогам рекламной кампании проанализируйте причины успеха и неудач. Зафиксируйте все важные аспекты, которые стоит учесть в следующий раз.

Полезные рекомендации

Регулярно анализируйте рынок и действия конкурентов. Будьте гибкими и готовыми к изменениям.


Не пытайтесь охватить все каналы сразу — начните с малого и постепенно расширяйте охваты.


Создавайте долгосрочные отношения с клиентами.


Помните, что маркетинговая стратегия — это живой документ. В некоторых сферах рынок быстро меняется, а значит, и стратегия продвижения должна регулярно обновляться. Успешная стратегия требует времени, терпения и постоянного анализа данных для достижения запланированных результатов.

Фото на обложке: FotografieLink / Getty Images