Многие известные мировые бренды не достигли своей популярности мгновенно. Даже Apple, Coca-Cola или Nike. Давайте разберёмся, что именно помогло им выйти на глобальный рынок и добиться успеха.
Один из ключевых факторов успеха — разработка и реализация чёткой маркетинговой стратегии. Эти компании создали и продвигали свои уникальные ценности, идеологию и стиль, которые привлекли массовое внимание и лояльность покупателей. Они отличались от конкурентов и предлагали уникальные продукты и услуги, которые позволили им занять свою нишу на рынке.
Маркетинговая стратегия — это план действий, которым компания руководствуется для привлечения клиентов, увеличения продаж и удержания базы клиентов.
Простыми словами, это способ, которым компания пытается привлечь внимание людей к своему продукту или услуге, заинтересовать их, убедить купить и продолжать пользоваться в долгосрочной перспективе.
Стратегия помогает компании позиционировать себя на рынке, выделяться среди конкурентов и создавать долгосрочные взаимоотношения с клиентами.
Задачи маркетинговой стратегии
Маркетинговая стратегия полезна для всех компаний, которые стремятся к успеху и хотят увеличить свою долю рынка, продажи и прибыль.
Малым и средним предприятиям маркетинговая стратегия особенно важна, так как они обычно работают с ограниченным бюджетом и конкурируют с крупными компаниями. Стратегия позволяет определить своих целевых клиентов, разработать эффективные мероприятия, чтобы привлечь внимание и создать положительное впечатление о своём бизнесе и продукте.
Каналы продвижения
Есть два основных вида каналов продвижения: онлайн и офлайн.
Онлайн-каналы продвижения — это весь интернет и цифровые платформы для привлечения и удержания клиентов. Они позволяют достичь широкой аудитории и эффективно взаимодействовать с ней.
Согласно исследованию Marketing Sherpa, 95% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет предпочитают следить за брендами и взаимодействовать с ними именно на платформах социальных сетей. Если ваш бизнес нацелен на эту целевую аудиторию, то, без сомнения, стоит делать акцент на социальных медиа.
SMM (Social media marketing) — это вид маркетинга, который направлен повышение узнаваемости бренда, на привлечение и удержание клиентов, а также на увеличение продаж с помощью различных инструментов в социальных сетях. Также он позволяет компаниям и брендам установить долгосрочные связи с аудиторией, увеличить узнаваемость и лояльность к бренду.
Офлайн-каналы продвижения, наоборот, связаны с использованием традиционных методов маркетинга и рекламы. Они могут быть эффективными для достижения местной аудитории и физического взаимодействия с клиентами.
Чтобы достичь максимального эффекта и результативности, нужно подобрать комбинацию каналов продвижения, наиболее релевантных для вашей целевой аудитории.
План разработки маркетинговой стратегии
Рассмотрим процесс разработки стратегии по шагам.
1. Анализ рынка
Изучите свою целевую аудиторию: пол, возраст, место жительства, доход, интересы, боли и потребности.
Создайте максимально детальный портрет клиента. Дайте ему имя, опишите его окружение, типичный день, занятия, привычки. Для большей визуализации нарисуйте его (например, в нейросети). Чем больше деталей — тем точнее попадание. Так вы сможете лучше представлять своего клиента и его мотивацию при выборе продуктов и услуг.
Если в вашу ЦА входят несколько категорий, то опишите каждую. К примеру, у вас могут получиться «Консерватор Виктор» и «Карьеристка Диана». Ориентируйтесь на их портреты, когда будете думать об изменениях в продукте.
Проанализируйте конкурентов, их сильные и слабые стороны, ценовую политику, каналы продвижения.
Оцените текущие тренды и перспективы развития рынка и вашей отрасли.
Проведите SWOT-анализ вашего бизнеса: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
2. Планирование
Определите конкретные, измеримые цели. Например, увеличить продажи на 20% в следующем квартале. Разбейте глобальные цели на промежуточные этапы. Установите реалистичные сроки их достижения.
Продумайте позиционирование вашего бренда. Разработайте уникальное торговое предложение (УТП): сформулируйте основные преимущества вашего продукта или услуги, определите, чем вы отличаетесь от конкурентов, и создайте понятное и привлекательное сообщение для клиентов. При необходимости доработайте ваш продукт или услугу. Продумайте упаковку — не только в прямом смысле, но и смысловую упаковку.
Выберите каналы продвижения. Исходя из данных о вашей целевой аудитории, подберите наиболее эффективные каналы коммуникации: онлайн и офлайн. Создайте календарный план маркетинговых активностей и назначьте ответственных за каждое направление.
Определите сроки реализации каждого этапа и метрики, по которым вы будете оценивать результаты и эффективность продвижения.
Запланируйте бюджет, распределите его между всеми каналами продвижения. Учтите все статьи расходов.
3. Реализация
Если возможно, сначала запустите пилотные рекламные кампании и отслеживайте их результаты по выбранным метрикам.
На протяжении всей рекламной кампании анализируйте эффективность каждого канала и корректируйте стратегию на основе полученных данных.
4. Мониторинг и анализ результатов
Регулярно отслеживайте ключевые метрики и при необходимости оперативно адаптируйте активности.
Проводите A/B-тестирования, если есть возможность.
Собирайте обратную связь от клиентов.
По итогам рекламной кампании проанализируйте причины успеха и неудач. Зафиксируйте все важные аспекты, которые стоит учесть в следующий раз.
Регулярно анализируйте рынок и действия конкурентов. Будьте гибкими и готовыми к изменениям.
Не пытайтесь охватить все каналы сразу — начните с малого и постепенно расширяйте охваты.
Создавайте долгосрочные отношения с клиентами.
Помните, что маркетинговая стратегия — это живой документ. В некоторых сферах рынок быстро меняется, а значит, и стратегия продвижения должна регулярно обновляться. Успешная стратегия требует времени, терпения и постоянного анализа данных для достижения запланированных результатов.
Фото на обложке: FotografieLink / Getty Images