Для торговли на маркетплейсах необязательно открывать ИП, достаточно статуса самозанятого. Такому предпринимателю вести дела гораздо проще, но есть определённые ограничения — например, нельзя продавать продукцию других производителей, только собственную. Кроме того, предусмотрены лимиты по годовому доходу.
В статье вы узнаете, как самозанятому работать на маркетплейсах, каковы преимущества такого статуса, на каких площадках можно торговать и какие шаги нужно сделать, чтобы начать бизнес. Для тех, кто хочет углубиться в тему, рекомендуем курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспеть».
В чём преимущества маркетплейсов
Самозанятость — это налоговый режим для тех, кто работает на себя. В отличие от индивидуальных предпринимателей самозанятые не платят страховые взносы, не заполняют налоговую декларацию и не ведут книгу учета доходов и расходов. Статус самозанятого могут получить фрилансеры, репетиторы, блогеры, производители украшений, косметики ручной работы и других товаров, которые подходят для продажи.
С 2019 года самозанятым разрешено заниматься реализацией товаров с помощью маркетплейсов.
Открыть магазин офлайн производителю без начального капитала практически невозможно. Если даже у него есть деньги на аренду торговой точки, такое предприятие имеет высокий риск не отбить вложения.
Продавать на маркетплейсах гораздо проще — никакой аренды, расходов на оформление торговой точки и зарплату продавцам. Кроме того, на проходимость влияют погодные факторы — в дождь, снегопад и в холода посещаемость торговой точки падает. Да и общая тенденция такова, что вся торговля постепенно перемещается в интернет.
Что маркетплейсы предлагают самозанятым
Перед выходом на маркетплейсы продавцы выбирают формат ведения бизнеса между самозанятостью и ИП.
Онлайн-площадки предлагают продавцам готовую инфраструктуру и торговлю на особых условиях. Для самозанятых предусмотрены скидки на доставку или сниженная комиссия.
Работать самозанятым гораздо проще, чем ИП. Им не нужно заниматься бухгалтерским учётом, готовить отчёты для налоговой. Такие продавцы платят НПД — налог на профессиональный доход. Чтобы зарегистрировать статус, не нужно идти в офис ФНС, достаточно скачать мобильное приложение «Мой налог» и ввести свои данные. Через пару дней налоговая поставит самозанятого на учёт.
Платить налоги такой гражданин обязан только в том случае, если получает доходы по профессиональной деятельности. Самозанятый платит 4% с дохода от физических лиц и 6% с дохода от юрлиц. Если нет поступлений, налог платить не нужно.
Статус самозанятого для торговли на маркетплейсах — оптимальный выбор для тех, кто делает вещи своими руками и хочет продавать их самостоятельно. Маркетплейсы предлагают платформу с организованным алгоритмом продаж, аудиторией покупателей и отлаженной логистикой.
Какие товары может продавать самозанятый
Итак, самозанятые на маркетплейсах не могут заниматься перепродажей, а их доход ограничен суммой в 2,4 млн рублей. Таким предпринимателям разрешено реализовать исключительно продукцию собственного производства, то есть полностью либо частично сделанную своими руками.
Получается, самозанятые могут торговать сумками, которые сделаны своими руками, но не могут продавать сумки, сшитые на производстве. Аналогично с другими товарами: одеждой, украшениями, декоративными изделиями.
Чётких критериев отличия продукции собственного производства от закупленных товаров нет. Конкретные условия нигде не прописаны, а значит, в теории есть способы обойти ограничения. Например, купить готовую одежду и вышить на ней оригинальный узор. Но в этом случае продавец рискует попасть в поле зрения налоговой.
Агрегатор не отвечает за последствия, когда размещает на площадке предложение о продаже. Маркетплейс не должен разбираться с каждым продавцом. ФНС тоже не пришлёт продавцу никаких предупреждений, а вынесет готовое решение о нарушении правил торговли со всеми последствиями.
При этом у каждой площадки есть список ограничений по размещению предложений о покупке.
Это лишь основной список товаров, которые самозанятым нельзя продавать на маркетплейсах. На каждой площадке есть свой перечень, с которым селлеры должны обязательно ознакомиться перед началом торговли.
Какие модели продаж предлагают маркетплейсы
Наиболее популярны три модели сотрудничества самозанятых с маркетплейсом: FBO, FBS, DBS. Аббревиатуры на разных площадках могут различаться, но суть от этого не меняется.
FBO — это фулфилмент (полный цикл) от оператора. В этом случае маркетплейс берёт на себя все этапы логистики: хранение на складе, упаковку и доставку. Схема работы идеально подходит начинающим продавцам, у которых нет своего помещения для хранения, а также тем, чей товар не пользуется стабильным спросом. Такой вариант нередко выбирают и крупные продавцы для ускорения доставки или в ситуации, когда площадей на складе не хватает.
Полный цикл позволяет предпринимателю полностью сосредоточиться на производстве, однако за услуги маркетплейса придётся платить.
Выбор формата FBO оправдан, если продавец планирует продавать товары по всей стране. В этом случае продукция может храниться на складах в нескольких регионах, что сократит время на доставку.
FBS — фулфилмент от селлера. Продавец сам хранит и упаковывает товар, а маркетплейсу делегирует только доставку. Этот формат удобен селлерам, для которых площадка — не единственный канал продаж, а также для тех, кто позаботился о качественной упаковке товара.
Комиссии по схеме FBS ниже, при этом платформы могут предлагать продавцам бонусы за такой формат. Например, Wildberries поощряет селлеров, доставляющих товары в пункты сортировки менее чем за 56 часов. Яндекс Маркет предлагает таким продавцам экспресс-доставку за два часа курьером.
DBS — схема, противоположная FBO. Всю логистику берет на себя продавец. Он хранит, упаковывает и доставляет покупку. Таким образом, селлер платит комиссию только за продажи.
Вариант удобен продавцам, которые предлагают скоропортящиеся товары в ограниченной локации или имеют отлаженную логистику, в том числе собственный склад. Кроме того, DBS становится единственным вариантом для продавцов хрупких товаров ручной работы.
Как самозанятым начать работать на Wildberries
Этот маркетплейс предлагает продавцам две схемы взаимодействия: полный цикл FBW с хранением, сборкой, доставкой и FBS только с доставкой.
На этом регистрация завершается. Далее можно приступать к продажам. Здесь ключевой момент — заполнение карточки товара. Многие начинающие селлеры игнорируют важность этого этапа и совершенно напрасно.
Самозанятым, которые предлагают товары собственного производства, стоит заполнять карточки вручную. Понадобятся фото и видеоматериалы, которые раскроют все преимущества товара. Подробнее узнать о работе на Wildberries можно на курсе «Старт работы на Wildberries».
Как самозанятым начать работать на Ozon
Cхема работы на маркетплейсе Ozon похожа на алгоритм продаж на WB, но есть определенные нюансы.
Ozon предлагает самозанятым и всем остальным категориям продавцов все три схемы взаимодействия. Выбор зависит от масштабов производства, особенностей товара, наличия складских помещений и других объективных факторов. Дополнительные детали можно найти в курсе «Старт работы на Ozon»
Как самозанятым начать работать на Яндекс Маркете
Прежде чем выбрать модель, необходимо изучить размеры комиссии по каждой из них и рассчитать примерные размеры прибыли. Узнать больше о работе на Яндекс Маркете можно в нашем курсе «Старт работы на Яндекс Маркете».
Как платить налоги
Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателями, то есть физическими лицами. За уплату налогов отвечает сам предприниматель. Он платит 4% с дохода от продаж. Учитывается комиссия маркетплейса.
Площадки регулярно формируют отчёты о продажах — в них отражаются общая сумма продаж и комиссионные. Проще всего вносить эти данные в приложение «Мой налог» и формировать чеки. Делать это можно как с телефона, так и с компьютера.
Как увеличить продажи
Маркетплейсы удобны тем, что предоставляют самозанятому готовую площадку и схему работы. Однако главный недостаток всех платформ — высокая конкуренция. Продавцов на маркетплейсах много: чтобы конкурировать с другими предпринимателями, придётся использовать инструменты маркетинга.
В том или ином виде эти схемы используются на всех площадках, однако прежде чем применять их, стоит рассчитать затраты и потенциальную прибыль, чтобы продвижение было рентабельным.