Содержание
В начало
В чём преимущества маркетплейсов
Что маркетплейсы предлагают самозанятым
Какие товары может продавать самозанятый
Какие модели продаж предлагают маркетплейсы
Как самозанятым начать работать на Wildberries
Как самозанятым начать работать на Ozon
Как самозанятым начать работать на Яндекс Маркете
Как платить налоги
Как увеличить продажи 

Как самозанятому выйти на маркетплейсы

Разбираемся, как самозанятому работать на маркетплейсах и с чего начать бизнес

Для торговли на маркетплейсах необязательно открывать ИП, достаточно статуса самозанятого. Такому предпринимателю вести дела гораздо проще, но есть определённые ограничения — например, нельзя продавать продукцию других производителей, только собственную. Кроме того, предусмотрены лимиты по годовому доходу. 


В статье вы узнаете, как самозанятому работать на маркетплейсах, каковы преимущества такого статуса, на каких площадках можно торговать и какие шаги нужно сделать, чтобы начать бизнес. Для тех, кто хочет углубиться в тему, рекомендуем курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспеть».

В чём преимущества маркетплейсов

Самозанятость — это налоговый режим для тех, кто работает на себя. В отличие от индивидуальных предпринимателей самозанятые не платят страховые взносы, не заполняют налоговую декларацию и не ведут книгу учета доходов и расходов. Статус самозанятого могут получить фрилансеры, репетиторы, блогеры, производители украшений, косметики ручной работы и других товаров, которые подходят для продажи. 


С 2019 года самозанятым разрешено заниматься реализацией товаров с помощью маркетплейсов.

Такой формат обладает существенными преимуществами:
Широкий охват аудитории, причём без вложений. Для начинающего предпринимателя это отличная возможность выйти на рынок с миллионами потенциальных покупателей, даже если нет средств на рекламу.
Маркетплейсы продвигают товары за продавца. Некоторые площадки сами показывают позиции с большим процентом выкупа и делают внутренние скидки продавцам.
Бонусы. Маркетплейсы предлагают самозанятым различные скидки, в том числе на доставку. На ряде платформ за первые продажи не взимается комиссия.
Логистика. Торговые онлайн-площадки сами отвечают за доставку товара до покупателя. Многие маркетплейсы предоставляют продавцам свои складские помещения. При этом территориальных ограничений нет — можно продавать товары практически по всей России.

Открыть магазин офлайн производителю без начального капитала практически невозможно. Если даже у него есть деньги на аренду торговой точки, такое предприятие имеет высокий риск не отбить вложения. 


Продавать на маркетплейсах гораздо проще — никакой аренды, расходов на оформление торговой точки и зарплату продавцам. Кроме того, на проходимость влияют погодные факторы — в дождь, снегопад и в холода посещаемость торговой точки падает. Да и общая тенденция такова, что вся торговля постепенно перемещается в интернет. 


Что маркетплейсы предлагают самозанятым

Перед выходом на маркетплейсы продавцы выбирают формат ведения бизнеса между самозанятостью и ИП. 

У самозанятости множество плюсов:
Простая регистрация в приложении. Госпошлину платить не нужно.
Ставка налога от 4%. Новичка государство предоставляет бонус в размере 10 000 рублей, который равномерно распределяется на несколько месяцев.
Обязательных платежей нет, сдавать отчётность и заводить расчётный счёт не нужно.
Вся работа с поступлениями ведётся в приложениях.
Есть минусы:
Лимит годовой выручки — 2,4 млн рублей.
Можно продавать товары только собственного производства.
Нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору.

Онлайн-площадки предлагают продавцам готовую инфраструктуру и торговлю на особых условиях. Для самозанятых предусмотрены скидки на доставку или сниженная комиссия. 


Работать самозанятым гораздо проще, чем ИП. Им не нужно заниматься бухгалтерским учётом, готовить отчёты для налоговой. Такие продавцы платят НПД — налог на профессиональный доход. Чтобы зарегистрировать статус, не нужно идти в офис ФНС, достаточно скачать мобильное приложение «Мой налог» и ввести свои данные. Через пару дней налоговая поставит самозанятого на учёт. 


Платить налоги такой гражданин обязан только в том случае, если получает доходы по профессиональной деятельности. Самозанятый платит 4% с дохода от физических лиц и 6% с дохода от юрлиц. Если нет поступлений, налог платить не нужно. 


Статус самозанятого для торговли на маркетплейсах — оптимальный выбор для тех, кто делает вещи своими руками и хочет продавать их самостоятельно. Маркетплейсы предлагают платформу с организованным алгоритмом продаж, аудиторией покупателей и отлаженной логистикой. 


Какие товары может продавать самозанятый

Итак, самозанятые на маркетплейсах не могут заниматься перепродажей, а их доход ограничен суммой в 2,4 млн рублей. Таким предпринимателям разрешено реализовать исключительно продукцию собственного производства, то есть полностью либо частично сделанную своими руками. 


Получается, самозанятые могут торговать сумками, которые сделаны своими руками, но не могут продавать сумки, сшитые на производстве. Аналогично с другими товарами: одеждой, украшениями, декоративными изделиями.


Чётких критериев отличия продукции собственного производства от закупленных товаров нет. Конкретные условия нигде не прописаны, а значит, в теории есть способы обойти ограничения. Например, купить готовую одежду и вышить на ней оригинальный узор. Но в этом случае продавец рискует попасть в поле зрения налоговой.


Агрегатор не отвечает за последствия, когда размещает на площадке предложение о продаже. Маркетплейс не должен разбираться с каждым продавцом. ФНС тоже не пришлёт продавцу никаких предупреждений, а вынесет готовое решение о нарушении правил торговли со всеми последствиями. 


При этом у каждой площадки есть список ограничений по размещению предложений о покупке.

Помимо товаров других брендов, самозанятым запрещено торговать следующими категориями товаров:
оружие, боеприпасы, порох, капсюли, взрывчатые вещества, электрошокеры, газовые баллончики;
пиротехника и хлопушки;
животные, насекомые и живые растения;
табачная и никотиносодержащая продукция, аксессуары и приспособления для хранения и употребления табака, кальяны, вейпы, электронные сигареты;
подакцизная продукция — любые спиртосодержащие жидкости и бензин;
товары, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК» (обувь, постельное белье и т. д.);
продукты питания, кроме тех, что сделаны самостоятельно и не подлежат обязательной маркировке;
предметы антиквариата.

Это лишь основной список товаров, которые самозанятым нельзя продавать на маркетплейсах. На каждой площадке есть свой перечень, с которым селлеры должны обязательно ознакомиться перед началом торговли. 

Какие модели продаж предлагают маркетплейсы

Наиболее популярны три модели сотрудничества самозанятых с маркетплейсом: FBO, FBS, DBS. Аббревиатуры на разных площадках могут различаться, но суть от этого не меняется.  


FBO — это фулфилмент (полный цикл) от оператора. В этом случае маркетплейс берёт на себя все этапы логистики: хранение на складе, упаковку и доставку. Схема работы идеально подходит начинающим продавцам, у которых нет своего помещения для хранения, а также тем, чей товар не пользуется стабильным спросом. Такой вариант нередко выбирают и крупные продавцы для ускорения доставки или в ситуации, когда площадей на складе не хватает.


Полный цикл позволяет предпринимателю полностью сосредоточиться на производстве, однако за услуги маркетплейса придётся платить. 

Какие траты обязательны на FBO:
Хранение. Комиссия у каждой площадки своя и зависит от внутренних правил, объёма товара и сроков хранения. Тарифы опубликованы на официальных ресурсах каждого маркетплейса и варьируются от 0 до 0,15 рублей в день за конкретный объём товара.
Доставка. Тарифы зависят от расстояния, сложности логистики и габаритов посылки. Примерная стоимость — 400-1000 рублей.
Продажа. Площадка получает фиксированный процент от стоимости позиции. Комиссии могут быть разными в зависимости от категории товара.

Выбор формата FBO оправдан, если продавец планирует продавать товары по всей стране. В этом случае продукция может храниться на складах в нескольких регионах, что сократит время на доставку. 


FBS — фулфилмент от селлера. Продавец сам хранит и упаковывает товар, а маркетплейсу делегирует только доставку. Этот формат удобен селлерам, для которых площадка — не единственный канал продаж, а также для тех, кто позаботился о качественной упаковке товара. 


Комиссии по схеме FBS ниже, при этом платформы могут предлагать продавцам бонусы за такой формат. Например, Wildberries поощряет селлеров, доставляющих товары в пункты сортировки менее чем за 56 часов. Яндекс Маркет предлагает таким продавцам экспресс-доставку за два часа курьером. 


DBS — схема, противоположная FBO. Всю логистику берет на себя продавец. Он хранит, упаковывает и доставляет покупку. Таким образом, селлер платит комиссию только за продажи. 


Вариант удобен продавцам, которые предлагают скоропортящиеся товары в ограниченной локации или имеют отлаженную логистику, в том числе собственный склад. Кроме того, DBS становится единственным вариантом для продавцов хрупких товаров ручной работы.


Как самозанятым начать работать на Wildberries

Этот маркетплейс предлагает продавцам две схемы взаимодействия: полный цикл FBW с хранением, сборкой, доставкой и FBS только с доставкой.

Алгоритм выхода на Wildberries
1.
Зайти на сайт «WB Партнёры». Ввести номер телефона, получить СМС для входа на сайт.
2.
Начать регистрацию — с выбора страны и других параметров идентификации продавца.
3.
После ввода ИНН система автоматически определяет статус самозанятого. Дальнейшие условия взаимодействия тоже будут определяться автоматически. Останется только вписать ФИО.
4.
Оплатить гарантийный взнос 10 000 рублей и дождаться активации личного кабинета. Это может занять три рабочих дня после оплаты. Сумма взноса зачисляется на баланс рекламного кабинета Wildberries.

На этом регистрация завершается. Далее можно приступать к продажам. Здесь ключевой момент — заполнение карточки товара. Многие начинающие селлеры игнорируют важность этого этапа и совершенно напрасно. 


Самозанятым, которые предлагают товары собственного производства, стоит заполнять карточки вручную. Понадобятся фото и видеоматериалы, которые раскроют все преимущества товара. Подробнее узнать о работе на Wildberries можно на курсе «Старт работы на Wildberries».


Как самозанятым начать работать на Ozon

Cхема работы на маркетплейсе Ozon похожа на алгоритм продаж на WB, но есть определенные нюансы.

Алгоритм выхода на Ozon
1.
Зайти на сайт Ozon Seller. В форме для регистрации выбрать тип организации «Самозанятый». Указать ИНН, ФИО, электронную почту.
2.
Указать название магазина, из выпадающего списка выбрать категорию товаров, указать опыт продаж.
3.
В личном кабинете добавить паспортные данные, банковские реквизиты и адрес регистрации. После проверки персональных данных, примерно через 15 минут, на почту придёт подтверждение результатов и договор оферты.
4.
Документ вступает в силу, как только продавец начинает свою работу на площадке.

Ozon предлагает самозанятым и всем остальным категориям продавцов все три схемы взаимодействия. Выбор зависит от масштабов производства, особенностей товара, наличия складских помещений и других объективных факторов. Дополнительные детали можно найти в курсе «Старт работы на Ozon»


Как самозанятым начать работать на Яндекс Маркете

Алгоритм регистрации на Яндекс Маркете
1.
Зайти на сайт «Яндекс Маркет для продавцов». Нажать «Начать продавать», чтобы открыть форму для регистрации. Указать имя, телефон, нажать «Продолжить».
2.
В открывшейся форме выбрать налоговый статус «Самозанятый», указать название магазина, город, категорию товаров и число позиций в каталоге.
3.
Отправить запрос и указать ИНН, который будет использоваться для работы. Дождаться проверки номера в системе «Мой налог».
4.
Синхронизировать аккаунты продавца и налогоплательщика.
5.
Наполнить каталог, указать частоту выплат и выбрать модель работы. Оставить данные для возвратов.
Яндекс Маркет предлагает схемы:
FBY. Продавец только доставляет товары до склада, остальными этапами логистики занимается маркетплейс.
FBS. Селлер занимается хранением и упаковкой, площадка — доставкой.
Экспресс. Продавец собирает заказ в течение часа, маркетплейс доставляет его в скоростном порядке.
DBS. Предприниматель занимается всеми этапами логистики.

Прежде чем выбрать модель, необходимо изучить размеры комиссии по каждой из них и рассчитать примерные размеры прибыли. Узнать больше о работе на Яндекс Маркете можно в нашем курсе «Старт работы на Яндекс Маркете».


Как платить налоги

Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателями, то есть физическими лицами. За уплату налогов отвечает сам предприниматель. Он платит 4% с дохода от продаж. Учитывается комиссия маркетплейса. 


Площадки регулярно формируют отчёты о продажах — в них отражаются общая сумма продаж и комиссионные. Проще всего вносить эти данные в приложение «Мой налог» и формировать чеки. Делать это можно как с телефона, так и с компьютера. 


Как увеличить продажи 

Маркетплейсы удобны тем, что  предоставляют самозанятому готовую площадку и схему работы. Однако главный недостаток всех платформ — высокая конкуренция. Продавцов на маркетплейсах много: чтобы конкурировать с другими предпринимателями, придётся использовать инструменты маркетинга.

Наиболее эффективные способы продвижения:
Участие в акциях. Предложение участвовать в мероприятиях исходит от маркетплейсов. Продавец предлагает товар со скидкой, а площадка добавляет его в акционные списки.
Поисковое продвижение. Маркетплейс рекламирует карточку товара, а селлер отчисляет дополнительный процент после продажи.
Готовые трафареты. Селлер составляет список продвигаемых товаров, определяет бюджет, остальное маркетплейс делает самостоятельно.

В том или ином виде эти схемы используются на всех площадках, однако прежде чем применять их, стоит рассчитать затраты и потенциальную прибыль, чтобы продвижение было рентабельным.