Самозанятые работают в разных сферах, и заказчики часто просят выставлять счета на оплату. Обе стороны договора должны знать, зачем и кому нужен такой счёт, как его создать и оплатить.
Рассказываем, что такое счёт на оплату от самозанятого, как его сформировать и что с ним делать заказчику.
Что заказчику нужно знать о выставлении счёта
Счёт на оплату — документ, который самозанятый может присылать клиенту, чтобы получить деньги за товары, услуги или работы. ИП и ООО счёт помогает подтвердить целевое расходование средств перед налоговой и избежать штрафов.
Посмотрим, какие документы используют, чтобы подтвердить отношения между сторонами.
Договор. В нём указаны условия оплаты, обязанности и ответственность сторон. Ст. 159 ГК РФ позволяет не оформлять договор. Это удобно, если самозанятый выполняет разовый заказ или сделка моментальная — в этом случае используется чек. Однако составлять договор полезно, чтобы защитить права контрагентов в спорной ситуации.
Счёт на оплату от самозанятого. Второй необязательный по закону документ, но он напоминает заказчику о выполненной работе и тоже защищает интересы сторон. Если предпринимателю или компании важно оплачивать работу только после выставления счёта от самозанятого, это стоит указать в договоре.
Чек. Это единственный обязательный документ. Его тоже формирует самозанятый и отправляет заказчику. Чек подтверждает, что оплата состоялась. Так исполнитель подтверждает свои доходы, а ИП и ООО — расходы перед налоговой. Заказчикам чек позволяет освободиться от обязанностей налоговых агентов: не рассчитывать и не удерживать НДФЛ.
Пошаговая инструкция: как выставить счёт
Счёт можно формировать двумя способами: в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС и в приложении «Мой налог». Оно полезно: здесь самозанятые выставляют счета, чеки, контролируют доходы, узнают размер налогов, получают справки о постановке на учëт и доходах.
Поэтому рассмотрим, как самозанятому выставить счёт на оплату в приложении.

1. Войдите в «Мой налог» → «Новая продажа»

2. Заполните поля «Наименование товара/услуги» и «Стоимость»
Иногда формулировку наименования предлагает заказчик. Если нет — кратко и ёмко опишите, что вы для него сделали.
Если вы заключали договор, здесь же можно добавить его номер и дату его подписания.
Приложение автоматически оставляет текущую дату. Если нужно — замените её.

3. Укажите нужное количество позиций
Если товаров или услуг несколько, нажмите «Добавить» и укажите наименование и стоимость для каждой позиции. Приложение суммирует их и определит общую стоимость по счёту.
Посмотрим, как может выглядеть счёт от самозанятого на примере копирайтера Ивана и кондитера Натальи.
4. Выберите заказчика

5. Проверьте данные и сформируйте счëт
Убедитесь, что заполнили данные правильно, прежде чем выставлять счёт. Если всё верно — нажмите «Выдать счёт». Он сформируется автоматически.
Ниже — пример счёта от самозанятого кондитера.

Если вы нашли ошибку, счета на оплату нужно удалять и выставлять новые: «Счета» → неправильный документ → синяя кнопка → «Аннулировать».
6. Отправьте счёт заказчику
Как оплатить счёт от самозанятого
Когда самозанятый выставил счёт на оплату, вам нужно сформировать платёжное поручение. Это можно сделать в личном кабинете банка, с помощью онлайн-сервисов или программ, например, 1С.
Альфа-Банк подготовил иллюстрированную пошаговую инструкцию для создания платёжки для самозанятого в личном кабинете.
Что содержит платёжное поручение для самозанятого
Разделы схожи с поручениями для других видов оплаты, но у платёжек для самозанятых есть особенности.
Вид оп. (вид оплаты) — всегда 01. Код означает, что это оплата с помощью платёжного поручения.
Наз. пл. (назначение платежа кодовое) — всегда 1. По нему банк поймёт, нужно ли удерживать задолженность с платежа заказчика. Это могут быть налоги, долги по алиментам и другим обязательствам.
Очер. плат. (очерёдность платежа) — всегда 5. Согласно ст. 855 ГК РФ, платежи для самозанятых списываются у ИП и ООО в последнюю — пятую — очередь.
Код. Оставляем пустым.
Поле «Назначение платежа» — заполнить максимально подробно. Важно сослаться на договор с указанием даты и номера, указать, что сделал для вас самозанятый. Нельзя использовать фразы «заработная плата» или «премия». Они правомерны для штатных сотрудников, а с самозанятыми нельзя работать по ТК РФ, согласно п.7 ст. 2 ФЗ №422.
Остальные ячейки и строки. Оставляем пустыми.
Вот так может выглядеть образец платёжного поручения для самозанятого.

А так может выглядеть поручение психолога, который хочет оплатить Ивану выставленный счёт.

- Если указать не ту очередь, и денег на уплату долгов не хватит, ФССП арестует счёт. На время блокировки им нельзя будет пользоваться. Для ООО, которые переводят деньги только по расчётному счёту, это большой риск.
- Если банк посчитает, что платёж подозрительный, он заблокирует счёт заказчика, чтобы проверить операцию. ИП и юрлицам и придётся предоставлять документы, чтобы доказать законность перевода.
- У налоговой ошибки в поручении тоже могут вызвать вопросы и привести к внеплановой проверке.
Что делать после оплаты
Когда вы получили оплату, нужно сформировать и отправить чек. Это необходимо, даже если не был выставлен счёт.
.webp)
Самозанятому и заказчикам важно сохранять чек на случай споров или проверок от банка, ФНС и других органов.