Каждому, кто хочет принимать оплату по безналу и привлечь больше клиентов, нужно подключить эквайринг. А если за прошлый год вы заработали больше 20 млн рублей, то обязаны использовать его по закону. В статье разберём, что это за услуга, в чём преимущества для предпринимателей и как отчитаться об эквайринге, чтобы отследить все операции по безналичным расчётам.
Что такое эквайринг и зачем он нужен в бизнесе
Эквайринг — банковская услуга, которая позволяет принимать безналичные платежи. Клиенты могут рассчитаться за товар или услугу физической картой или через интернет: с помощью СБП, платёжного терминала, в мобильном приложении, по ссылке и другими способами.
Услуга подходит онлайн- и офлайн-бизнесу, её используют в розничных и интернет-магазинах, на заправках, в кафе, отелях и других местах, где нужно что-либо оплатить.
Когда компания пользуется эквайрингом, она не получает деньги напрямую от клиентов, как при наличных расчётах. Выручку бизнесу переводит банк в течение 1–3 дней. За операции эквайринга банк удерживает комиссию, и на расчётный счёт приходит сумма меньше, чем списалась у покупателя. Если дневная выручка 100 000 рублей, а комиссия банка 1,5%, компания получит 98 500 рублей.
Размер комиссии и условия обслуживания зависят от тарифа. В Альфа-Банке есть семь способов подключения эквайринга для бизнеса.
Преимущества эквайринга
Способствует продажам
С 2019 года люди меньше платят наличными и больше — по безналу. По данным Банка России, в 2023 году доля безналичных операций составила 83,4%.

Очевидно, что клиенты предпочитают платить картой или с помощью интернета, и если дать им такую возможность, продажи будут расти.
Вера любит читать. Ей часто приходилось проходить мимо книжного магазина, потому что обычно денег в кошельке было меньше, чем на карте, а платить по безналу было нельзя. Когда в магазине поставили терминал, Вера смогла покупать и читать больше.
Удобно для клиентов
По словам Центрального Банка, большинство людей пользуются безналичными способами оплаты.
.png?v4)
Никита по утрам заходит в кафе, чтобы взять кофе с собой. Каждый день он ждал, пока другие в очереди найдут нужные купюры, а продавщица посчитает сдачу. Иногда из-за этого он опаздывал на служебный автобус, пил кофе на остановке, а потом ехал в переполненной маршрутке. Однажды в кафе появился терминал для безналичной оплаты — теперь Никита быстро забирает кофе и пьёт его в удобном автобусе.
Облегчает контроль доходов
Эквайринг работает с помощью специального ПО. Оно фиксирует все операции в отчёте банка по эквайрингу и составляет аналитику, поэтому вам не нужно делать это самостоятельно. ИП, бухгалтеру или владельцу компании будет легче составить декларации и другие документы, чтобы отчитаться о работе.
У Петра несколько киосков с мороженым, но пока нет эквайринга. Он мог бы оформить субсидию и развивать сеть, но следит за кассирами, потому что несколько раз обнаруживал недостачу. Когда Пётр узнал об эквайринге, он подключил услугу и теперь видит отчёты банка по всем операциям, а недостачи исчезли.

Ознакомиться с полной инструкцией, которая поможет получить историю операций по торговому эквайрингу можно на сайте Альфа-Банка.
Защищает и экономит деньги бизнеса
С наличными много хлопот: их нужно хранить, пересчитывать, перевозить и сдавать в банк. Виртуальная выручка всего этого не требует, её сложнее подделать и украсть из кассы или у клиента. Поэтому вы можете снизить расходы на инкассацию и риск потерять деньги при хранении или транспортировке.
У Максима и Игоря есть ООО — строительная фирма. Когда-то они работали только с наличными. Сумму в кассе нужно было контролировать, чтобы не превысить кассовый лимит. Наличные сверх лимита приходилось везти в банк и зачислять на расчётный счёт. Для этого нужно тратить время, заполнять разные бумаги и оплачивать инкассацию. Когда учредители перешли на безналичные расчёты, эти проблемы исчезли.
Проводки по эквайрингу
Что такое проводки
Проводки — основной инструмент бухучёта. Учёт должны вести все ООО, согласно ст. 6 ФЗ-402, а у ИП строгой обязанности нет.
Проводками называют записи в журнале учёта бухгалтерских операций. Когда деньги перемещаются между бухгалтерскими счетами — это операция. Например, оплата от заказчика приходит на счёт ООО, средства списываются со счёта для уплаты налогов.
Для записи проводок используют бухгалтерские счета, их обозначают кодами. Коды поделены на группы и записаны в Приказе Минфина №94. Для эквайринга применяются не все счета: нужно выбрать и использовать те, с которыми связана деятельность бизнеса.
Проводки позволяют сделать учёт прозрачным: благодаря им регистрируются все операции, в хронологическом порядке. Учёт удобнее вести в электронном виде: в программе «1С:Бухгалтерия» журналы заполняются автоматически при каждой операции.
Чтобы оформить проводку, бухгалтер использует метод двойной записи, то есть указывает как минимум два счёта, которые участвовали в операции. Счета обозначают как дебет (Дт) и кредит (Кт). На Дт деньги приходят, а с Кт — списываются. Один и тот же счёт в одном случае может выступить как дебет, а в другом — как кредит. Это зависит от того, какую операцию описывают.
Рассмотрим механизм записи на распространённых операциях, хоть они и не связаны с эквайрингом. Сотрудник ООО получил из кассы зарплату 80 000 рублей. Бухгалтер должен записать, что из кассы (код 50.1) эта сумма выдана работнику (код 70). Получится проводка: Дт 70 – Кт 50.1 — 80 000 рублей. Затем другой сотрудник вернул в кассу оставшиеся подотчётные деньги (код 71): проводка Дт 50.1 – Кт 71.
Какие проводки применяют для эквайринга
Проводки не зависят от того, какой эквайринг вы используете: мобильный, торговый или интернет. Вот какие коды для бухучёта обычно применяют.

Рассмотрим на примере, как можно оформить проводки, если пользоваться эквайрингом от банка.
ООО «Москва» подключило услугу эквайринга, выручка переводится в тот же день. Комиссия банка — 1,2%. 8 августа 2024 года в ООО от клиентов поступила оплата за услуги — 56 400 рублей, в том числе НДС 20% — 11 280 рублей. Клиенты платили банковскими картами. Вот какие проводки последовательно запишет бухгалтер, когда ознакомится с отчётом банка по эквайрингу.
Проводки при зачислении выручки на следующий день и позднее
Иногда выручка зачисляется не в день совершения операции, а на следующий или позднее. В этом случае необходимо учитывать, что оплата уже произошла, но деньги пока не поступили на счёт компании. Поэтому добавляется счёт 57 — «Переводы в пути».
- Сумма дебета должна соответствовать кредиту.
- Записи должны совпадать с датами операций и зачисления денег на счёт компании.
Зачем делать отчёт по эквайрингу
Компании и ИП подают в ФНС декларации по налогам, например, НДС и налогу на прибыль. Размер налогов зависит от доходов бизнеса, а сведения о доходах берутся из бухгалтерской отчётности. Напомним, что ИП могут её не вести, но налоги платить обязаны.
Чтобы правильно определять размер доходов по безналичным операциям, нужно составлять отчёт по эквайрингу. В этом помогают отчёты банка по операциям, но их можно использовать только как источник информации. Налоговый и бухучёт ведут на основе первичных платёжных документов. Это договоры, счета, чеки, квитанции и так далее. Отчёты банка в список не входят.

Как мы уже писали, из-за комиссии банка бизнес получает меньше, чем заплатил покупатель. Получается, что эквайринг — это расходы за платежи по безналу. Но комиссия одновременно уменьшает доходы, с которых уплачивают налог. Таким образом, она позволяет платить меньше, то есть снижает налоговую нагрузку. Это ещё одна причина, по которой нужно составлять отчёт по эквайрингу.
Пошаговый план создания отчёта по эквайрингу
Приведём план, который поможет правильно составить отчёт.
Шаг 1. Соберите информацию
Соберите все необходимые документы за отчётный период. Это могут быть выписки по счёту, чеки, отчёт банка по операциям и другие документы. Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем транзакциям, которые прошли через терминалы и мобильный банк.
Шаг 2. Проверьте данные
В журнале должны быть правильно зафиксированы даты, суммы, комиссии, учтены все операции. Сравните информацию с выписками по расчётному счёту и отчётами банка, чтобы убедиться в их точности.
Шаг 3. Составьте проводки по операциям эквайринга
Включите в отчёт все этапы движения средств: от приёма платежей до зачисления выручки. Разделите проводки по датам и суммам, чтобы сделать учёт точным.
Шаг 4. Сформируйте отчёт
По всем операциям эквайринга банк предоставляет отчёт. Чтобы можно было использовать его в бухгалтерской отчётности, зарегистрируйте его документом «Отчёт банка по эквайрингу» в программе для бухучёта. В «1С:Бухгалтерия» можно создать его так: Казначейство → Сервис → Загрузка отчёта банка по эквайрингу.
Шаг 5. Проверьте и подпишите отчёт
Убедитесь, что все данные верны, подпишите и передайте отчёт на утверждение руководству или в бухгалтерскую службу. Это поможет избежать проблем при проверках и аудитах.
Шаг 6. Проанализируйте отчёт
Изучите данные из отчёта банка по операциям эквайринга. Сравните общую сумму выручки с плановыми показателями, оцените величину комиссии. Определите, насколько эффективно работала система эквайринга и что можно улучшить.
Например, оказалось, что комиссионные расходы за последний месяц значительно увеличились из-за повышения тарифа. Изучите условия у других эквайринговых компаний и заключите договор по более выгодным условиям.
Шаг 7. Сохраните документы
Сохраните копии всех использованных документов и готового отчёта банка по эквайрингу. Это можно сделать в печатном или электронном виде. В случае проверки вы сможете быстро предоставить документы контролирующему органу.