Вы открываете почту, а там гора непрочитанных писем от всяких брендов. Может, среди них и есть что-то стоящее, но как это найти в общей массе? И зачем вообще все эти письма присылают, если они всё равно падают в спам?
На самом деле рассылки могут стать отличным помощником в борьбе за внимание клиентов. Главное — понять, как они работают, и научиться создавать такие email-рассылки, которые заинтересуют аудиторию, понравятся клиентам и привлекут их к вашему бизнесу. Разберёмся, как это сделать.
Какие задачи можно решить с помощью email‑рассылки
Mail — это самый простой и удобный способ быстро и эффективно добраться до клиента, ведь электронная почта есть сегодня практически у всех.
Если вам кажется, что email-рассылки — это неэффективно и даже навязчиво, вероятно, вам просто не попадались действительно хорошие. На самом деле, при правильном обращении рассылки — это прекрасный инструмент, который поможет решить сразу несколько бизнес-задач.
.webp?v4)
Благодаря массовым рассылкам вы в первую очередь приводите людей на свой сайт, блог или в канал, повышая трафик. Когда они там, у вас появляется возможность превратить простую аудиторию в покупателей и стимулировать продажи, в том числе сопутствующих товаров. Особенно это эффективно, когда вы присылаете клиентам какие-то эксклюзивные предложения, недоступные другим покупателям.
С помощью рассылок вы можете напоминать клиентам о продукте или услуге, тем самым поддерживая их интерес. Также email-рассылки побуждают к какому-то целевому действию: зарегистрироваться, перейти на сайт. Такие письма могут приглашать на мероприятия, в том числе закрытые, доступные только для их получателей.
С помощью хорошо составленного письма вы можете напомнить уснувшему клиенту о себе, вернуть его на свой сайт.
Есть и более абстрактные задачи, которые можно решить, запуская массовую отправку рассылки:
- повысить узнаваемость бренда;
- сформировать положительный имидж компании;
- собрать обратную связь от базы клиентов;
- показать экспертность компании в своей нише;
- сформировать комьюнити.
Прежде чем создавать рассылки, подумайте, какие цели вы преследуете. Например, собрать 100 гостей на своё закрытое мероприятие. Чем конкретнее будет ваша цель, тем более измеримым будет результат, и вы сможете проверить, работают ваши email- рассылки.
Какие виды писем существуют и когда их использовать
Массовые рассылки могут быть разных видов. Какой выбрать, зависит от ваших задач. Разберёмся подробнее, какими бывают рассылки и как их можно использовать.
.webp?v4)
Транзакционные рассылки
Это, как правило, автоматические рассылки, которые приходят клиенту на почту в ответ на какие-то действия: регистрация на сайте, восстановление пароля, статус заказа и т. д.
В транзакционных рассылках содержится только важная информация и никакой рекламы и дополнительных предложений.
Триггерные рассылки
Эти email-рассылки можно отправлять в ответ на некий триггер подписчика. Они как и транзакционные, отправляются мгновенно, когда пользователь совершает какое-то действие на сайте.
В отличие от транзакционных рассылок, триггерные содержат ещё какой-то контент, чаще всего рекламное предложение.

Продающие рассылки
Рекламные письма, которые побуждают что-то купить.

Информационные рассылки
Такие рассылки, как правило, ничего не продают, а содержат полезный и интересный контент для получателя. Они нужны, чтобы создавать с клиентом эмоциональную связь, рассказывать ему о важных новостях, собрать отзывы.

Это может быть дайджест новостей, полноценный лонгрид на какую-то смежную с вашей деятельностью тему, опрос или тест, письмо от команды.
Информационная email-рассылка показывает экспертность бренда, повышает его узнаваемость, помогает формировать комьюнити.
Надо понимать, что виды email-рассылок очень условны, и все они нужны для одной цели — повысить ваши продажи. Массовая рассылка — это инструмент, при правильном обращении с которым вы сможете установить связь со своей клиентской базой.
Зачем нужна корпоративная почта и как её создать
Возникает резонный вопрос — откуда отправлять эти email-рассылки? Наверняка вы замечали, что часто даже интересные и неплохие массовые письма попадают в спам.
Это может происходить потому, что для рассылок используют бесплатные почтовые домены. Почтовые клиенты могут посчитать, что раз у вас нет корпоративной почты, то нет и других официальных ресурсов, и, возможно, вы собрали базу адресов незаконно. Поэтому ваши письма упорно отправляются в спам.
Чтобы такого не случилось, лучше делайте массовые рассылки с корпоративной почты на своём домене.
Почтовые службы Mail.ru, Gmail, Яндекс.Почта и Outlook позволяют бесплатно отправлять массовые рассылки на 500 адресатов. Этого мало для массовых рассылок.
Чтобы зарегистрировать корпоративную почту, вам понадобится сайт и доступ к панели управления его хостинга.
Какой способ рассылки писем выбрать и почему
Вы можете создавать рассылки двумя способами: со своего сервера и с помощью специальных сервисов для email-рассылок.
Первый способ — собственный сервер — обычно используют в крупных компаниях, где есть отдельная команда, работающая над рассылками. Отправлять письма со своего сервера достаточно дорого, и вам понадобится помощь разработчиков, чтобы настроить платформу.
Сервисы для email-рассылок проще в использовании. В них есть готовые инструменты, поэтому с ними может работать один человек.

Сервисы email-рассылок
Сервисов, позволяющих сделать массовую рассылку на клиентов, немало.
Таких сервисов гораздо больше, но у них очень похожие функции. Самое главное — все они позволяют максимально автоматизировать работу с email-рассылками.
Как создавать письма, которые захотят читать
Самое главное в email-рассылке — это её содержание. Вам важно создавать рассылки, текст которых захотят прочитать. Разберёмся, как это сделать.
Шаг 1. Цели
Мы уже говорили, что определить цель рассылки очень важно. Никакой контент не должен создаваться бесцельно. Поэтому перед тем, как начать, спросите себя, зачем вы готовите email-рассылку.
Определите задачу письма, его тип и то, как вы измерите результат. Чем конкретнее задача, тем легче вам будет работать с текстом рассылки дальше. Например, собрать 50 человек на вебинар или увеличить продажи на 10%.

От цели будет зависеть и частота рассылок. Не злоупотребляйте этим инструментом, отправляйте письма клиентам, когда это действительно необходимо, иначе от вас начнут отписываться. Своей рассылкой вы должны нести некую пользу людям, которые и без того завалены разным контентом.
Шаг 2. Клиентская база
Собрать базу клиентов недостаточно, желательно ещё эту базу сегментировать, чтобы каждой email-рассылкой попадать точнее в цель. Какая может быть сегментация?
Базовая
Когда вы делите базу клиентов на холодных и тёплых, то есть тех, кто только пришёл, и тех, кто уже контактировал с вами. Новым клиентам лучше отправлять короткие письма с конкретной информацией, а тем, с кем вы уже знакомы, можно рассылать более подробные и персонализированные материалы на основе их активности на сайте.
По методу «Работа, которую нужно выполнить» (Jobs to be Done)
У ваших клиентов разные цели, поэтому и продукт свой стоит представлять им по-разному. Кто-то хочет выучить английский, чтобы общаться в поездках, а кому-то он нужен для работы. От этого может зависеть посыл в вашем письме.
По покупательскому поведению
Важно анализировать, что делает клиент на сайте — что он покупает, что кладёт в корзину или добавляет в избранное. Предлагайте ему товары и акции, близкие к тем, которыми он пользуется, а также сопутствующие. Более релевантные для покупателя предложения повышают его лояльность и эффективность email-рассылок.

Сегментировать по демографии не так эффективно, потому что ваше предложение может подходить под разные демографические группы. Вместо этого анализируйте поведение покупателей на сайте.
Шаг 3. Тема и прехедер
Тема и подзаголовок, или прехедер — это первое, что будет видно в почтовом ящике клиентов, поэтому они должны привлекать внимание.
Как же сделать их цепляющими?
Соблюдайте лимит слов — не делайте слишком длинные заголовки и прехедеры, они должны отображаться на мобильных устройствах целиком. В противном случае, меньше шансов, что письмо откроют.
Оптимальный размер для темы — 60 символов, для прехедера — 50.
Будьте аккуратны с триггерными рассылками, которые побуждают к действию. Часто, стараясь выделиться, их перегружают заглавными буквами, смайликами, знаками препинания. Это не привлекает внимание, а раздражает.
Заинтригуйте или покажите пользу письма сразу в теме. По теме и прехедеру должно быть сразу понятно, что ждёт читателя внутри. Не стоит их дублировать, прехедер должен раскрывать тему, пояснять её.
Вы можете сделать более креативный заголовок, а в прехедере раскрыть суть: указать конкретную выгоду. Также в теме можно обозначить какую-то проблему, а в прехедере предоставить её решение. Например, тема «Ваше резюме плохо видят», прехедер «Поднимите его в поиске».
В персональных рассылках лучше указывать имя клиента.
Выберите оптимальную дату и время отправки. Ваше письмо конкурирует с большим количеством другого контента, поэтому важно попасть в момент, когда аудитория наиболее активна. Для этого проведите тесты, поэкспериментируйте со временем отправки. Учитывайте часовые пояса. Нежелательно отправлять рассылки ночью — так больше шансов, что они затеряются.
Шаг 4. Тело письма
Ну и конечно, самое важное — что будет содержать ваша email-рассылка. Важно, чтобы письмо не только открыли, но и прочитали и совершили целевое действие. Для этого в нём стоит учесть несколько моментов.
Структура
Аудитории сложно воспринимать неструктурированный текст, он выглядит запутанно, пугающе, в нём невозможно определить главную мысль и посыл. В таких текстах никто не будет разбираться и просто закроет письмо. Поэтому важно структурировать наполнение: использовать списки, подзаголовки, иллюстрации. Помните, что текст не должен быть слишком длинным и перегруженным, не используйте слишком много цветов в дизайне, не злоупотребляйте эмодзи и заглавными буквами. Ну и конечно, следите, чтобы в тексте не было ошибок.
Адаптивность
Даже если письмо хорошо выглядит на экране компьютера, это не значит, что оно будет выглядеть так же на мобильных устройствах. А ведь именно с них рассылки открывают очень часто, поэтому важно, чтобы она была адаптирована под любой гаджет.
54% рассылок открываются на мобильных гаджетах.
Многие рассылки хорошо выглядят на десктопе, но, если вёрстка неадаптивная, они будут плохо читаться на мобильных устройствах. Чтобы этого не случилось, важно делать адаптивные рассылки, такая возможность есть во всех популярных конструкторах.
Общий принцип адаптивности заключается в том, что вёрстка должна быть резиновой. Это значит, что если несколько горизонтальных блоков не умещаются в ширину на экран смартфона, они должны автоматически прыгать друг под друга, и вёрстка-плитка превращается в столбец.
Основная мысль
Читателю сразу должно быть понятно, что от него хотят, зачем ему пришло письмо. Поэтому формулируйте главную мысль в первой части письма.

Call to action
В каждой рассылке должен быть призыв к действию — call to action, иначе для чего её создавать. Если вам нужно, чтобы клиент совершил какое-то действие, делайте его путь максимально прозрачным и удобным — подготовьте кнопку, понятно пропишите инструкции. Лучше формулировать call to action так, чтобы в нём была причина, а не условие.
Не очень: «Если вы хотите начать бегать по утрам, купите новые кроссовки».
Хорошо: «Чтобы начать бегать по утрам, выберите новые кроссовки».
Call to action должен быть подкреплён интерактивным элементом: кнопкой или гиперссылкой, чтобы пользователь сразу мог сразу совершить целевое действие.
Кнопка «Отписаться»
Обязательно добавьте возможность отписаться от вашей рассылки, если читатель больше не захочет получать от вас новости. Для этого в конце письма должна быть соответствующая кнопка «Отписаться» или «Я больше не хочу получать рассылку». Это важно, чтобы не раздражать аудиторию своими письмами, которые, возможно, ей категорически неинтересны.
Если пользоваться email-рассылками грамотно, они станут отличными помощниками в бизнесе и привлекут больше клиентов.
Фото на обложке: Natalya Kosarevich / Getty Images