Независимо от того, мечтаете ли вы открыть маленькую уютную кофейню, инновационную IT-компанию или крупный розничный магазин, вам нужно составить бизнес-план.
Бизнес-план — это инструмент, который поможет вам чётко определить цели, понять, кто ваши конкуренты, какие ресурсы понадобятся, оценить потенциал развития компании и разработать бизнес-стратегию.
Принципы составления бизнес-плана применимы ко всем видам деятельности. Начинающим предпринимателям бизнес-план помогает привлечь инвестиции: инвесторам важно видеть, что вы понимаете, к чему стремитесь и как можно этого достичь. Уже существующим компаниям бизнес-план помогает оценить, в правильном ли направлении компания развивается, и при необходимости скорректировать стратегию.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план — это стратегический документ, который служит для детального представления ключевых аспектов предприятия, объяснения основных задач бизнеса, его целей и стратегии их реализации.
Бизнес-план — это навигатор для малых и крупных компаний, а также для стартапов. Он помогает систематизировать идеи, глубже понять и структурировать бизнес-модель, чётко просчитать шаги на пути к реализации бизнес-стратегии.
Зачем нужен бизнес-план
Прежде чем разобраться, как составить бизнес-план, определимся с задачами, которые он закрывает.
Типы бизнес-планов
Можно ли использовать готовое решение
Можно найти множество образцов готовых бизнес-планов в сети. Стоимость готового бизнес-плана по состоянию на 2024 год — от 3000 до 30 000 рублей. Полезны ли они? Всё зависит от задач. Если вы хотите качественно реализовать проект и действительно разобраться в его перспективах, просто вставить свои данные в образец не получится. Любой бизнес уникален, и в каждом случае существуют свои финансовые модели и специфические нюансы, которые невозможно учесть в универсальном шаблоне.
Заказать бизнес-план или сделать самому
Если вы разрабатываете бизнес-план для себя или для внешних инвесторов, важно сделать основную работу самостоятельно. Это связано с тем, что ни один внешний эксперт не сможет полностью понять все нюансы вашего проекта так, как вы сами. Погружение в детали, просчёт каждой цифры, оценка рисков, прогнозирование денежных потоков и изучение рынка — все эти элементы требуют глубокого понимания бизнеса. Инвесторы чувствуют, когда человек, представляющий план, не владеет ситуацией по максимуму, и чаще отказывают в деньгах.
С другой стороны, когда документ нужен для подачи заявок в банки или институты развития, целесообразно обратиться к профессиональным консалтинговым компаниям. Они помогут разобраться в строгих требованиях и регламентах документов. Ошибки в подготовке документа могут привести к его отклонению по формальным причинам, что означает потерю времени и возможностей.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция
Чтобы составленный план действительно использовался в работе и был полезен, рекомендуем использовать готовый образец или следовать нашей инструкции.
Шаг 1: исследуйте рынок
Начните с изучения рынка. Узнайте, кто ваши конкуренты, чем они занимаются, подумайте, как вы можете от них отстроиться. Соберите информацию о том, кто ваши потенциальные клиенты, что они покупают, какие у них потребности.
Если вы планируете открыть кофейню, изучите местные заведения, их ассортимент, цены и клиентскую базу.
Шаг 2: определите цели и задачи
Чётко сформулируйте цели. Определите, чего вы хотите в ближайший месяц, квартал, год. Задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени. Для постановки целей используйте методологию SMART.
Если вы хотите, чтобы ваша флористическая студия стала самой востребованной в районе, то задача может состоять в том, чтобы увеличить базу клиентов, заказывающих у вас букеты, на 20% в течение года.
Шаг 3: опишите продукт или услугу
Делайте особый акцент на том, в чём уникальность того, что вы создаёте. Чем вы отличаетесь от конкурентов? Какие задачи ваш продукт или услуга решают? Почему клиенты должны выбрать именно вашу компанию?
Приложение для медитации, которое не только воспроизводит успокаивающие звуки природы, но и использует искусственный интеллект для создания персонализированных рекомендаций. Программа анализирует поведение пользователя и адаптирует контент под его настроение.
Шаг 4: продумайте маркетинговую стратегию
Разработайте стратегию продвижения вашего продукта. Определите каналы, через которые вы будете привлекать клиентов: социальные сети, наружную рекламу, мероприятия и так далее.
Шаг 5: составьте организационный план
Опишите структуру вашего бизнеса. Здесь важно рассказать о ключевых сотрудниках, их обязанностях и опыте, ресурсах и оборудовании, которые используются или которые могут понадобиться в ближайшем будущем.
Нанять бариста с опытом работы и закупить профессиональное оборудование — рожковую кофемашину.
Шаг 6: составьте финансовый план
Подготовьте финансовые прогнозы на ближайшие несколько лет. В прогноз нужно включить ожидаемые доходы, расходы, прибыль и убытки. Разработайте бюджет, определите точки безубыточности и оцените потребность в финансировании. Если внешнее финансирование необходимо, обязательно рассмотреть источники.
Как это сделать: рассчитайте, сколько денег потребуется на аренду помещения, покупку оборудования, зарплаты и маркетинг. Прогнозируйте выручку на основе средней стоимости заказа и ожидаемого количества клиентов. Для расчётов можно использовать и обычную электронную табличку, но это долго и трудоёмко, легко ошибиться в формулах, если вы не гуру Excel. В сети можно найти специально созданные онлайн-конструкторы. Большинство из них платные, но можно найти и бесплатные предложения. Стоит такой инструмент недорого — 500−1000 рублей. Платите, вносите свои вводные, получайте просчёт проекта, включая финпоказатели.
Из минусов — большие проекты просчитать не удастся, так для многих индивидуальных особенностей вы просто не найдёте полей в шаблоне. В этом случае нужна полноценная программа на базе Excel. Такие готовые решения стоят от 5000 до 10 000 рублей, автоматизируют расчёты и минимизируют вероятность ошибок.
SWOT-анализ — ваш помощник в бизнес-планировании
Этот инструмент из раздела стратегической аналитики хорошо визуализирует основные аспекты, которые нужно понимать будущему бизнесмену или его инвесторам, принимая решение об открытии или спонсировании. Необходимо максимально полно расписать четыре раздела бизнеса.

Какой вывод можно сделать по нашему примеру? SWOT-анализ показывает, что у вашей задумки есть потенциал для успеха из-за удобной локации, качественного кофе и уютной атмосферы. Но нужно работать над узнаваемостью бренда и расширением ассортимента. Сделайте упор на участие в мероприятиях и развитие онлайн-продаж, чтобы укрепить свою позицию на рынке.
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Давайте разберём самые популярные ошибки в составлении бизнес-плана и узнаем, как их избежать, чтобы ваш бизнес-план был максимально эффективным.
Недостаточное исследование рынка
Одна из самых частых ошибок — недостаточное исследование рынка. Без глубокого анализа рынка вы не сможете понять конкурентов, целевую аудиторию и рыночные тенденции.
Пример
Вы планируете открыть кофейню и считаете, что в районе нет конкурентов. Но при анализе выясняется, что неподалёку уже работает несколько популярных заведений, и их клиенты вряд ли перейдут к вам без весомой причины.
Как избежать
Исследуйте рынок подробно. Соберите информацию о конкурентах, их предложениях, ценах, клиентах и их предпочтениях. Проведите опросы, изучите демографические данные и рыночные тенденции, чтобы найти, какие перспективные ниши ещё не заняты.
Слишком оптимистичные прогнозы
Еще одна распространённая ошибка — завышенные прогнозы доходов и недооценка расходов. Это может привести к финансовым трудностям и разочарованиям. Если документ готовится для привлечения денег, его однозначно будут пристально проверять. Едва ли можно рассчитывать на инвестиции, если вас уличат в ошибке.
Пример
Вы ожидаете, что ваша кофейня будет продавать 200 чашек кофе в день с первого месяца, но на деле вы продаёте только 50 чашек, что не покрывает ваши расходы.
Как избежать
Реалистично оценивайте свои возможности. Исходите из минимальных прогнозов и добавляйте дополнительные затраты на случай непредвиденных обстоятельств. Создайте несколько сценариев — пессимистичный, реалистичный и оптимистичный, и подготовьтесь к каждому из них.
Нечёткие цели
Размытые и неизмеримые цели делают управление бизнесом затруднительным. Без чётко определённых целей сложно оценивать прогресс и корректировать стратегии. А для потенциального инвестора это повод оказать вам в инвестициях.
Пример
Ваша цель — увеличить продажи, но вы не определяете процент увеличения и сроки.
Как избежать
Устанавливайте SMART-цели — конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и ограниченные во времени. Например, вместо «поднять продажи» поставьте цель «увеличить объём продаж на 30% в течение полугода».
Игнорирование рисков
В оптимистическом запале многие предприниматели игнорируют некоторые потенциальные риски, считая вероятность малозначимой. Подобный оптимизм в данном случае недопустим и чреват глобальными потерями.
Пример
Вы не учитываете возможность повышения арендной платы или появления новых конкурентов в районе.
Как избежать
Проведите анализ рисков и разработайте план действий на случай их возникновения. Определите внешние и внутренние риски, включая экономические и законодательные изменения, технические сбои или проблемы с поставками. Разработайте стратегии минимизации рисков, например, договоритесь о фиксированной арендной плате на несколько лет или создайте резервный фонд финансирования.
Отсутствие плана действий
Без чёткого плана действий сложно реализовать поставленные цели и управлять процессами.
Пример
В бизнес-плане отсутствуют конкретные шаги по продвижению вашего кафе, найму сотрудников или улучшению качества обслуживания.
Как избежать
Подробно распишите все шаги, которые нужно предпринять для достижения целей. Включите задачи, сроки их выполнения и ответственных лиц. Например, для продвижения кофейни можно запланировать создание аккаунтов в социальных сетях, проведение рекламных кампаний, участие в местных мероприятиях и разработку программы лояльности.
Какие части бизнес-плана самые важные
Каждый раздел бизнес-плана важен для полноценной презентации вашего предприятия. Но если ваша задача — продемонстрировать жизнеспособность задумки и привлечь внимание инвесторов, стоит сосредоточиться на ключевых разделах.
- Резюме. Это сжатый обзор всего бизнес-плана с фокусом на целях и стратегии вашего предприятия. Этот раздел должен быть написан так, чтобы мгновенно зацепить и заинтересовать читателя, и подчёркивать уникальные фишки и конкурентные преимущества вашего бизнеса. Резюме — первое, что прочтут потенциальные инвесторы, и от него зависит, захотят ли они изучить другие разделы бизнес-плана.
- Описание компании. Здесь детально рассказывается, на чём специализируется ваш бизнес, какова его миссия, какие цели он преследует, какие рынки планирует завоевать. Также нужно детально описать структуру бизнеса и правовые аспекты.
- Маркетинговый план. Объясняет, как вы планируете привлекать и удерживать клиентов, какие продажные стратегии будут использоваться, другими словами — как вы собираетесь зарабатывать деньги. Эта составляющая включает анализ целевой аудитории, планы по продвижению продукта и бюджет.
- Анализ рынка. Задача этого раздела — продемонстрировать глубокое понимание отрасли, включая тренды, конкурентов и потребности целевой аудитории. Глубокий анализ рынка убеждает инвесторов в том, что ваш бизнес способен конкурировать и преуспевать.
- Операционный план. Здесь нужно показать, как будет организована повседневная работа компании, включая производственные процессы, логистику, управление персоналом. Операционный план показывает практические аспекты управления бизнесом, его эффективность, окупаемость и вашу способность достигать поставленных задач.
- Финансовый план. Эта составляющая плана демонстрирует экономическую жизнеспособность вашего проекта, а значит, наиболее интересен для инвесторов, так как именно он позволяет оценить риски и потенциальную прибыльность бизнеса.
- Приложения. Любые полезные и значимые данные, подкрепляющие вашу бизнес-модель. Это могут быть правовые документы, детали технологических патентов, результаты исследований маркетологов, резюме ключевых членов команды, технические чертежи продукта и другие релевантные материалы.
Приложения усиливают доверие к вашему бизнес-плану, ведь это фактические данные и документы, подтверждающие, что проект действительно можно реализовать.
Следуя пошаговой инструкции, вы сможете создать чёткий и структурированный план, который поможет вам достичь ваших целей и преодолеть любые вызовы. Не попадайтесь в ловушку типичных ошибок и будьте готовы адаптироваться к изменениям рынка и внутренним процессам. Если вам нужно больше полезной информации на старте открытия предприятия или реализации задумки, можно пройти курс «Просто о сложном: первые шаги в бизнесе» и воспользоваться поддержкой экспертов.