Представьте: вам дали пробник духов в магазине косметики. После того, как вы протестировали мини-версию продукта, вы уже знаете его плюсы и минусы и можете решить, купите ли его в полном размере.
Точно так же перед запуском своего продукта вы можете дать попробовать потенциальным клиентам его пробную версию, а потом узнать у них, что понравилось и не понравилось, насколько полезен этот продукт и что стоит улучшить.
Такой «пробник продукта» называется MVP — minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт. Это тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, которая несёт ценность для потребителя.
Термин MVP придумал Фрэнк Робинсон, сооснователь консалтинговой фирмы SyncDev. Минимально жизнеспособный продукт должен быть достаточно продуманным, чтобы потребитель был удовлетворён и покупал его, но при этом его разработка не должна быть дорогой. MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, чтобы понять, насколько он будет востребованным на рынке. По сути это одновременно и продукт, и исследование целевой аудитории и её реакции.
Громкий пример удачного MVP — Spotify. В 2006 году Даниэль Эк и Мартин Лорентсон начали работать над небольшим сервисом, основной функцией которого было потоковое воспроизведение музыки. Разработчики создали пробную версию, протестировали её на целевой группе, проанализировали обратную связь и после этого запустили полноценный продукт. Сейчас Spotify оценивается в 60 млрд долларов, у него 615 млн пользователей, из них около 239 млн — платные подписчики.
Зачем нужен MVP
Несмотря на то, что это тестовый продукт, MVP решает разные задачи.
Виды MVP
MVP для предварительного заказа
Этот вариант используют для продуктов, разработка и создание которых требуют больших финансовых затрат, времени и привлечения большого количества покупателей. В таком случае создают компанию на платформе краудфандинга — она помогает проанализировать интерес к продукту, привлечь средства и первых клиентов.
«Консьерж»
Подход, в котором компания предоставляет услуги вручную. Например, вместо разработки приложения со сложной функциональностью сначала можно самостоятельно решать задачи потенциальных клиентов, чтобы оценить спрос и получить опыт работы с заинтересованными клиентами.
«Волшебник страны Оз»
Ещё этот MVP называют «Флинстоун» — в честь героя одноимённого мультфильма. Он похож на предыдущий вид, но есть разница: «консьерж» всё делает вручную, и клиент знает это, а «Волшебник страны Оз» маскируется под автоматическое решение: программу или искусственный интеллект. Таким образом можно проверить, стоит ли вкладываться в автоматизацию процессов.
Лендинг
Ещё один эффективный подход — использование посадочной страницы, или лендинга (landing page). На ней размещается подробное описание продукта, его функционала и преимуществ. В конце — кнопка с призывом к действию, чтобы заинтересовавшиеся пользователи могли зарегистрироваться, купить демоверсию или оставить заявку. Лендинг позволяет собрать базу подписчиков и в дальнейшем развивать с ними взаимоотношения.
Тестирование MVP
Продукт можно протестировать на ранних этапах разработки при помощи прототипов и A/B-тестов.
Прототип
Это демонстрация будущего вида продукта. Он может отражать какую-то определённую функцию. Например, схему пользовательского пути при бронировании столика в ресторане, если вы создаёте такое приложение. Обычно прототип тестируют внутри компании или на группе потенциальных пользователей, но не выводят на внешний рынок.
A/B-тесты, или сплит-тесты
Они позволяют сравнить несколько вариантов и выбрать самый эффективный. Как это работает? К примеру, у вас есть две версии лендинга: основной и с более смелым креативом. Оба лендинга содержат всю ключевую информацию, но отличаются заголовками, текстом на кнопках и некоторыми элементами дизайна. Чтобы понять, какая версия более эффективна, нужно одновременно запустить обе. Управляя трафиком, вы можете отправить посетителей на разные версии лендинга и сравнить результаты, такие как конверсию в заявки и время, проведённое на странице.
Этапы разработки MVP
1. Определите проблему
Чётко сформулируйте задачу, которую должен решать ваш продукт.
2. Найдите целевую аудиторию
Не пытайтесь удовлетворить потребности широкого круга людей. Составьте подробный портрет покупателя, чтобы лучше понимать, на кого будете ориентироваться.
Подробнее о том, как определить целевую аудиторию, вы можете узнать в отдельном курсе.
3. Изучите конкурентов
Не надейтесь на эксклюзивность идеи. Тщательно изучите рынок, проанализируйте сильные и слабые стороны конкурентов, узнайте их долю рынка, проанализируйте каналы коммуникации с целевой аудиторией.
4. Определите приоритетность функциональности и составьте карту пути клиента
Продумайте, какие шаги должен выполнить клиент, чтобы воспользоваться вашим предложением. Путь должен быть коротким, понятным и удобным.
5. Установите поэтапность работ и выберите метод управления процессом
Составьте план разработки MVP, решите, кто отвечает за разработку, и определите способ отслеживания продвижения. Наиболее распространённые методы управления продуктами: Lean, Scrum, Kanban, Agile.
6. Проведите тестирование
Определите фокус-группу — небольшую группу людей, которые протестируют продукт. Первыми в неё могут войти сотрудники, друзья, родственники. Если тест пройдёт успешно, представьте продукт целевой аудитории и проанализируйте обратную связь.