Содержание
В начало
«Решение далось легко»
«То, что мешало в начале, стало огромным преимуществом со временем»
«С момента принятия решения до открытия магазина прошло меньше месяца»
«Сейчас я бы подошла к некоторым вопросам более основательно»
«Если больше денег вложить на старте, то быстрее пойдёт отдача»
«Опыт работы в банке помог в бизнесе»
«Мне помогает любовь к людям»
«Предпринимателю рядом нужен тот, кто в него верит»
«У меня, как и у многих, были сложности с наймом»
«Я не работаю 24/7»
«Не стоит бояться конкурентов» 
«Рекомендации по уходу за цветами — один из неочевидных инструментов  привлечения клиентов»
«В бизнесе должно быть комфортно»
  • База знаний
  • Как уйти из найма и открыть салон цветов и праздника

Как уйти из найма и открыть салон цветов и праздника

Владелица цветочного магазина рассказывает, почему не стоит бояться конкурентов и как опыт работы в банке помогает в построении процессов
Наталья, Пермь
Более семи лет владеет салоном цветов и праздника «Амарант»

В юности у меня было ощущение, что я хочу иметь свой бизнес. Но глубоко об этом никогда не задумывалась: не было конкретной идеи и представления, чем хотелось бы заниматься.


Спустя время, когда я работала в банке, мы с коллегой взяли на себя обязанности по организации поздравлений, а также покупку цветов и подарков на различные поводы для коллег. Коллектив был большой, поэтому занимались этим довольно часто. Процесс всегда доставлял большое удовольствие.


В один момент картинка в моей голове сложилась: пришло понимание того, что я хочу открыть свой салон цветов и праздника.

«Решение далось легко»

Не было взвешиваний «за» и «против». Была уверенность и понимание: «Иду и безоговорочно делаю, ни шагу назад»


Сложно было лишь сообщить руководителю об уходе, потому что я очень любила свою работу. Но разговор прошёл хорошо, и я написала заявление на отпуск с последующим увольнением.


Уже в дни отпуска я активно начала заниматься вопросами, связанными с открытием магазина. У мужа уже был статус ИП. Мы оформили бизнес на него, просто добавив коды ОКВЭД. Через три месяца я открыла ИП и переоформила бизнес на себя.


«То, что мешало в начале, стало огромным преимуществом со временем»

После этого я активно начала искать помещение. Выбрала самое подходящее на сайте, но за день до нашего просмотра его уже заняли. 


Решение об открытии магазина было непоколебимым, поэтому я быстро нашла другое помещение в одном из спальных районов. Поехала смотреть, всё понравилось, и мы с владельцем сразу подписали договор аренды. 


Помещение было большое и светлое, но в первое время у меня не было понимания того, как правильно расставлять товары, и у клиентов было ощущение пустоты, а не простора. Это мешало на первых порах. 


Со временем мы расширили ассортимент и правильно расставили товары. Большое пространство дало нам огромное преимущество: клиентам стало просторно в торговом зале. 


«С момента принятия решения до открытия магазина прошло меньше месяца»

Ремонт в помещении уже был. Я знала, что из мебели нам обязательно нужен стол флориста. Мои друзья предложили помочь его сделать. Качественные деревянные  стеллажи мне сделал папа.


Первая закупка товара проходила на интуитивном уровне: где-то прочла, какие цветы нужно купить на первое время, и добавила к этому списку то, что мне нравится. Поехала к руководителю известной в городе цветочной базы с предложением заключить договор поставки цветов. Мы договорились. Он же подсказал, где можно купить большой цветочный холодильник.


Про налоги, терминал и остальные тонкости ведения бизнеса я знала по опыту работы в банке. Здесь сложностей не возникло. Поэтому мы быстро открыли магазин и начали работать.

null

«Сейчас я бы подошла к некоторым вопросам более основательно»

Некоторые вещи сейчас я бы сделала по-другому. Например, сначала поработала бы в найме в цветочном магазине, чтобы узнать о подводных камнях и набраться опыта в этой сфере. Я отталкивалась лишь от того, что умею выбирать красивые цветы и знаю, какие букеты сейчас актуальны, а это совсем маленькая верхушка цветочного бизнеса.


Хотя и не жалею, что всё так сделала: смелость, энтузиазм, большой интерес и желание учиться помогли мне быстро освоиться в этой сфере.


«Если больше денег вложить на старте, то быстрее пойдёт отдача»

Спустя время я поняла, что в открытие цветочного магазина среднего размера нужно вложить не менее 1 млн рублей. Я потратила 400 тысяч в 2016 году, но при больших вложениях результат был бы лучше на старте.


Простой пример: в начале я сделала аккуратную вывеску с небольшой надписью за небольшую стоимость. И, конечно же, люди её просто не видели. Через некоторое время заказали огромную световую вывеску «Цветы и шары». Первая вывеска нам обошлась примерно в 10 тысяч рублей, а вторая уже в 70 тысяч. Отдачу от яркой заметной рекламы увидели сразу. 


«Опыт работы в банке помог в бизнесе»

Благодаря работе в найме я знала, как функционируют бизнесы, и понимала, что успех в своём деле — это не лотерея, а результат конкретных действий. 


Кроме этого, в банке я поняла, что каждый клиент ценен, и нужно помогать ему расти. От поставщиков я ждала такого же отношения к своему бизнесу: добивалась высокого качества товара, выполнения обязательств и уважительного отношения, несмотря на то, что бизнес был небольшим и довольно молодым.


Многие советы бывшего руководителя помогли мне в ведении бизнеса. Например:

1.
Сдвигать границы возможного и делать всё, чтобы было быстро, удобно и комфортно для клиента.
2.
Не верить слову «нет», когда обращаешься в какую-либо организацию. Я всегда ищу варианты, чтобы получилось. Например, с улыбкой предлагаю: «А давайте все же попробуем?» Чаще всего всё возможно, мешают бюрократия, неопытность или лень сотрудников.
3.
Не бояться показаться глупой, настойчивой или дотошной. Если мне нужно разобраться в вопросе, я докопаюсь до сути, чтобы весь процесс по шагам был мне понятен.

«Мне помогает любовь к людям»

Я всегда стараюсь сделать всё идеально: лучше, чем ожидают клиенты. Этот принцип всегда транслирую и сотрудникам. Многие клиенты с нами больше семи лет, почти со всеми у нас очень тёплые отношения. Они ценят нас и доверяют украшение важнейших событий в их жизни.


В первое время я сильно зависела от похвалы: нужно было, чтобы клиенты обязательно сказали или написали что-то хорошее. Со временем пришло понимание, что не все любят выражать эмоции, даже если им что-то очень нравится. Зависимости от хороших отзывов больше нет, но мы по-прежнему очень любим, когда их оставляют. Происходит это довольно часто. 


Клиентоориентированность сейчас является одним из ключевых факторов, по которым покупатели делают свой выбор. И нам легко с этим справляться: все наши сотрудники открытые, позитивные, слышат запрос, стараются помочь.

null

«Предпринимателю рядом нужен тот, кто в него верит»

Меня всегда поддерживал муж: он говорил, что у меня всё получается даже в непростые времена. Эта вера помогала идти вперёд. 


Каждому предпринимателю нужен кто-то, кто скажет, что всё получится, и будет верить в него. Даже если среди близкого окружения такого человека нет, можно попробовать найти его среди знакомых или в тематических сообществах.


«У меня, как и у многих, были сложности с наймом»

В начале мне было очень сложно допустить людей к моему бизнесу. Это неправильный подход. Пока у предпринимателя нет сотрудников, сложно выйти из рутины и заниматься стратегическим планированием. 


При трудоустройстве сотрудников-флористов в первую очередь я обращала внимание на то, комфортно ли находиться рядом с человеком и достаточно ли он клиентоориентированный. Ведь клиент может прийти в магазин в грустном или нейтральном настроении, а уйти от нас наполненным и вдохновлённым. 


При этом флорист должен не только опрятно выглядеть, приятно общаться и собирать красивые букеты, но и чистить, мыть, убирать. Сложно было подыскивать сотрудников, работа которых состоит из двух составляющих: тяжёлая монотонная физическая работа и создание красоты, общение с клиентами, творчество. 


Работа с персоналом — очень важная часть бизнеса: нужно найти подходящего человека, обучить стандартам работы, контролировать выполнение задач и, конечно, не забывать о мотивации. Значимость последнего я хорошо понимала по опыту работы в банке.


А для того, чтобы иметь представление о работе сотрудников, очень рекомендую видеонаблюдение и систему учёта. Они помогают пресекать мошенничество и недобросовестную работу.


«Я не работаю 24/7»

В бизнесе каждый предприниматель находит свои смыслы и то, что ему важно получать. Например, у кого-то в приоритете огромная прибыль, высокое напряжение и жёсткий график, а у кого-то — не такая большая прибыль, но наличие свободного времени, спокойное состояние и вдохновение. Каждый выбирает свой формат. 


В любом деле важно понимать, что если сейчас нет возможности вложить достаточное количество времени, сил или финансов, то через какое-то время результат будет хуже. К этому нужно быть готовым. Иногда просто необходимо взять паузу, чтобы набраться сил и сделать новый рывок.


Для меня всегда было важно моё внутреннее желание, настрой, вдохновение. Если становится тяжело, скучно, уныло и всё начинает тяготить, то я стараюсь отдохнуть и получить вдохновение извне. Иногда просто люблю погулять по центру города: посмотреть на людей и красивые места, увидеть движение города, взглянуть на другие бизнесы и найти новые идеи.


«Не стоит бояться конкурентов» 

Многие предприниматели считают, что им мешают конкуренты. На мой взгляд, больше мешают бездействие, прокрастинация, страхи и другие внутренние установки. Нужно работать над собой и расти внутренне, чтобы продуктивнее управлять бизнесом. 

     

Конкурентов нужно знать, анализировать, но не стоит бояться. Мы заботимся о клиентах и они это ценят, оставаясь с нами много лет. 


«Рекомендации по уходу за цветами — один из неочевидных инструментов  привлечения клиентов»

Для привлечения новых клиентов мы используем наружную рекламу и соцсети. Листовки мы раздавали только на старте, но не увидели эффекта. Также очень хорошо работает сарафанное радио. Люди рекомендуют нас, потому что у нас хорошее качество товаров. 


Кроме этого, к цветам мы прикладываем рекомендации по уходу с контактами нашего магазина. Букеты кому-то дарят, цветы стоят долго, и получатели приходят к нам уже в качестве новых клиентов. 


Однажды я подумала: «Если ты не вышел на тротуар и не стал заводить людей за руку значит, ты использовал ещё не все методы». В бизнесе так много путей, которыми можно идти, чему можно учиться, что улучшать. Если ты хочешь продолжать свой путь, ищи информацию, пробуй новые методы, всегда двигайся вперёд, в крайнем случае начинай заводить людей в свой магазин за руку.

null

«В бизнесе должно быть комфортно»

У предпринимателя очень сильно связаны личная жизнь и бизнес. Нужно отдавать себе отчёт, что в этой роли есть минусы и сложности. Но ещё важнее знать, что ты можешь получить взамен, и понимать, что этот плюс перевешивает. Если правильно сделать выбор, то бизнес, кроме финансового дохода, будет приносить удовлетворение и радость.