
В юности у меня было ощущение, что я хочу иметь свой бизнес. Но глубоко об этом никогда не задумывалась: не было конкретной идеи и представления, чем хотелось бы заниматься.
Спустя время, когда я работала в банке, мы с коллегой взяли на себя обязанности по организации поздравлений, а также покупку цветов и подарков на различные поводы для коллег. Коллектив был большой, поэтому занимались этим довольно часто. Процесс всегда доставлял большое удовольствие.
В один момент картинка в моей голове сложилась: пришло понимание того, что я хочу открыть свой салон цветов и праздника.
«Решение далось легко»
Не было взвешиваний «за» и «против». Была уверенность и понимание: «Иду и безоговорочно делаю, ни шагу назад».
Сложно было лишь сообщить руководителю об уходе, потому что я очень любила свою работу. Но разговор прошёл хорошо, и я написала заявление на отпуск с последующим увольнением.
Уже в дни отпуска я активно начала заниматься вопросами, связанными с открытием магазина. У мужа уже был статус ИП. Мы оформили бизнес на него, просто добавив коды ОКВЭД. Через три месяца я открыла ИП и переоформила бизнес на себя.
«То, что мешало в начале, стало огромным преимуществом со временем»
После этого я активно начала искать помещение. Выбрала самое подходящее на сайте, но за день до нашего просмотра его уже заняли.
Решение об открытии магазина было непоколебимым, поэтому я быстро нашла другое помещение в одном из спальных районов. Поехала смотреть, всё понравилось, и мы с владельцем сразу подписали договор аренды.
Помещение было большое и светлое, но в первое время у меня не было понимания того, как правильно расставлять товары, и у клиентов было ощущение пустоты, а не простора. Это мешало на первых порах.
Со временем мы расширили ассортимент и правильно расставили товары. Большое пространство дало нам огромное преимущество: клиентам стало просторно в торговом зале.
«С момента принятия решения до открытия магазина прошло меньше месяца»
Ремонт в помещении уже был. Я знала, что из мебели нам обязательно нужен стол флориста. Мои друзья предложили помочь его сделать. Качественные деревянные стеллажи мне сделал папа.
Первая закупка товара проходила на интуитивном уровне: где-то прочла, какие цветы нужно купить на первое время, и добавила к этому списку то, что мне нравится. Поехала к руководителю известной в городе цветочной базы с предложением заключить договор поставки цветов. Мы договорились. Он же подсказал, где можно купить большой цветочный холодильник.
Про налоги, терминал и остальные тонкости ведения бизнеса я знала по опыту работы в банке. Здесь сложностей не возникло. Поэтому мы быстро открыли магазин и начали работать.

«Сейчас я бы подошла к некоторым вопросам более основательно»
Некоторые вещи сейчас я бы сделала по-другому. Например, сначала поработала бы в найме в цветочном магазине, чтобы узнать о подводных камнях и набраться опыта в этой сфере. Я отталкивалась лишь от того, что умею выбирать красивые цветы и знаю, какие букеты сейчас актуальны, а это совсем маленькая верхушка цветочного бизнеса.
Хотя и не жалею, что всё так сделала: смелость, энтузиазм, большой интерес и желание учиться помогли мне быстро освоиться в этой сфере.
«Если больше денег вложить на старте, то быстрее пойдёт отдача»
Спустя время я поняла, что в открытие цветочного магазина среднего размера нужно вложить не менее 1 млн рублей. Я потратила 400 тысяч в 2016 году, но при больших вложениях результат был бы лучше на старте.
Простой пример: в начале я сделала аккуратную вывеску с небольшой надписью за небольшую стоимость. И, конечно же, люди её просто не видели. Через некоторое время заказали огромную световую вывеску «Цветы и шары». Первая вывеска нам обошлась примерно в 10 тысяч рублей, а вторая уже в 70 тысяч. Отдачу от яркой заметной рекламы увидели сразу.
«Опыт работы в банке помог в бизнесе»
Благодаря работе в найме я знала, как функционируют бизнесы, и понимала, что успех в своём деле — это не лотерея, а результат конкретных действий.
Кроме этого, в банке я поняла, что каждый клиент ценен, и нужно помогать ему расти. От поставщиков я ждала такого же отношения к своему бизнесу: добивалась высокого качества товара, выполнения обязательств и уважительного отношения, несмотря на то, что бизнес был небольшим и довольно молодым.
Многие советы бывшего руководителя помогли мне в ведении бизнеса. Например:
«Мне помогает любовь к людям»
Я всегда стараюсь сделать всё идеально: лучше, чем ожидают клиенты. Этот принцип всегда транслирую и сотрудникам. Многие клиенты с нами больше семи лет, почти со всеми у нас очень тёплые отношения. Они ценят нас и доверяют украшение важнейших событий в их жизни.
В первое время я сильно зависела от похвалы: нужно было, чтобы клиенты обязательно сказали или написали что-то хорошее. Со временем пришло понимание, что не все любят выражать эмоции, даже если им что-то очень нравится. Зависимости от хороших отзывов больше нет, но мы по-прежнему очень любим, когда их оставляют. Происходит это довольно часто.
Клиентоориентированность сейчас является одним из ключевых факторов, по которым покупатели делают свой выбор. И нам легко с этим справляться: все наши сотрудники открытые, позитивные, слышат запрос, стараются помочь.

«Предпринимателю рядом нужен тот, кто в него верит»
Меня всегда поддерживал муж: он говорил, что у меня всё получается даже в непростые времена. Эта вера помогала идти вперёд.
Каждому предпринимателю нужен кто-то, кто скажет, что всё получится, и будет верить в него. Даже если среди близкого окружения такого человека нет, можно попробовать найти его среди знакомых или в тематических сообществах.
«У меня, как и у многих, были сложности с наймом»
В начале мне было очень сложно допустить людей к моему бизнесу. Это неправильный подход. Пока у предпринимателя нет сотрудников, сложно выйти из рутины и заниматься стратегическим планированием.
При трудоустройстве сотрудников-флористов в первую очередь я обращала внимание на то, комфортно ли находиться рядом с человеком и достаточно ли он клиентоориентированный. Ведь клиент может прийти в магазин в грустном или нейтральном настроении, а уйти от нас наполненным и вдохновлённым.
При этом флорист должен не только опрятно выглядеть, приятно общаться и собирать красивые букеты, но и чистить, мыть, убирать. Сложно было подыскивать сотрудников, работа которых состоит из двух составляющих: тяжёлая монотонная физическая работа и создание красоты, общение с клиентами, творчество.
Работа с персоналом — очень важная часть бизнеса: нужно найти подходящего человека, обучить стандартам работы, контролировать выполнение задач и, конечно, не забывать о мотивации. Значимость последнего я хорошо понимала по опыту работы в банке.
А для того, чтобы иметь представление о работе сотрудников, очень рекомендую видеонаблюдение и систему учёта. Они помогают пресекать мошенничество и недобросовестную работу.
«Я не работаю 24/7»
В бизнесе каждый предприниматель находит свои смыслы и то, что ему важно получать. Например, у кого-то в приоритете огромная прибыль, высокое напряжение и жёсткий график, а у кого-то — не такая большая прибыль, но наличие свободного времени, спокойное состояние и вдохновение. Каждый выбирает свой формат.
В любом деле важно понимать, что если сейчас нет возможности вложить достаточное количество времени, сил или финансов, то через какое-то время результат будет хуже. К этому нужно быть готовым. Иногда просто необходимо взять паузу, чтобы набраться сил и сделать новый рывок.
Для меня всегда было важно моё внутреннее желание, настрой, вдохновение. Если становится тяжело, скучно, уныло и всё начинает тяготить, то я стараюсь отдохнуть и получить вдохновение извне. Иногда просто люблю погулять по центру города: посмотреть на людей и красивые места, увидеть движение города, взглянуть на другие бизнесы и найти новые идеи.
«Не стоит бояться конкурентов»
Многие предприниматели считают, что им мешают конкуренты. На мой взгляд, больше мешают бездействие, прокрастинация, страхи и другие внутренние установки. Нужно работать над собой и расти внутренне, чтобы продуктивнее управлять бизнесом.
Конкурентов нужно знать, анализировать, но не стоит бояться. Мы заботимся о клиентах и они это ценят, оставаясь с нами много лет.
«Рекомендации по уходу за цветами — один из неочевидных инструментов привлечения клиентов»
Для привлечения новых клиентов мы используем наружную рекламу и соцсети. Листовки мы раздавали только на старте, но не увидели эффекта. Также очень хорошо работает сарафанное радио. Люди рекомендуют нас, потому что у нас хорошее качество товаров.
Кроме этого, к цветам мы прикладываем рекомендации по уходу с контактами нашего магазина. Букеты кому-то дарят, цветы стоят долго, и получатели приходят к нам уже в качестве новых клиентов.
Однажды я подумала: «Если ты не вышел на тротуар и не стал заводить людей за руку — значит, ты использовал ещё не все методы». В бизнесе так много путей, которыми можно идти, чему можно учиться, что улучшать. Если ты хочешь продолжать свой путь, ищи информацию, пробуй новые методы, всегда двигайся вперёд, в крайнем случае начинай заводить людей в свой магазин за руку.

«В бизнесе должно быть комфортно»
У предпринимателя очень сильно связаны личная жизнь и бизнес. Нужно отдавать себе отчёт, что в этой роли есть минусы и сложности. Но ещё важнее знать, что ты можешь получить взамен, и понимать, что этот плюс перевешивает. Если правильно сделать выбор, то бизнес, кроме финансового дохода, будет приносить удовлетворение и радость.