Содержание
В начало
Что такое кодекс корпоративной этики
Чем регулируется кодекс корпоративной этики
Что входит в кодекс корпоративной этики
Как составить кодекс корпоративной этики. Пошаговый план
Пример кодекса корпоративной этики
Чек-лист. 5 ключевых пунктов кодекса этики для малого и микробизнеса

Кодекс корпоративной этики: что это и как составить

Пошаговая инструкция

Только представьте: сотрудник компании публично ссорится с клиентом в соцсетях, скандал разрастается, партнёры обвиняют команду в непрофессионализме, а новички спешат уволиться. Всё это — последствия отсутствия стандартов корпоративной этики.

null

Чтобы создать благоприятную рабочую атмосферу в компании, используют свод правил поведения — кодекс корпоративной этики. Это не просто список запретов или регламентов, а документ, который определяет ценности и миссию организации. Должностные инструкции и приказы не формируют общую картину, поэтому нужен более полный и удобный инструмент для установки норм поведения.

Сейчас такой документ — не формальность, а конкурентное преимущество. Это ДНК компании: он формирует доверие клиентов, лояльность сотрудников и даже влияет на инвестиционную привлекательность. Сотрудники (особенно поколение Z) хотят работать в местах, где ценности совпадают с их собственными.

В этой статье вы узнаете, что входит в кодекс корпоративной этики и как его составить.

Что такое кодекс корпоративной этики

Кодекс корпоративной этики — это документ, где описаны юридические и этические принципы, которые должны соблюдать все сотрудники компании независимо от их должности. Кодекс показывает, что бизнес ведут честно, профессионально, открыто, а работники несут ответственность перед обществом, коллегами и партнёрами.

Чем регулируется кодекс корпоративной этики

Все сотрудники должны поддерживать репутацию компании, а поведение высшего руководства должно быть образцом профессионализма и беспристрастности. Обычно этот документ составляется в соответствии с несколькими принципами:

Добросовестность поведения. Нужно профессионально исполнять свои служебные обязанности, соответствовать высоким стандартам и принципам, предупреждать противоправные действия, обеспечивать сохранность имущества.
Независимые отношения. Следует исключить влияние третьих лиц на исполнение должностных обязанностей.
Забота о людях. Сотрудники — это главный ресурс любой компании, ведь именно они помогают достигать поставленных целей. Важно уделять внимание интересам, а также следить за равными отношениями между коллегами.

Все положения должны обеспечивать развитие фирмы и учитывать меры по созданию комфортной атмосферы в коллективе.

Что входит в кодекс корпоративной этики

Чем больше компания, тем объёмнее содержание корпоративного кодекса деловой этики. Это связано с необходимостью учитывать все уровни иерархии.

Обычно документ регламентирует:
взаимодействие с сотрудниками;
коммуникации с представителями государственного сектора;
основы этики в конкурентной среде;
варианты делового поведения с контрагентами;
прозрачность и конфиденциальность информации;
соразмерность деловых подарков;
участие в благотворительной деятельности;
предотвращение коррупции;
бережное отношение к активам;
защиту окружающей среды;
охрану труда.

Сотрудники должны следовать правилам кодекса корпоративной этики не только в рабочее время, но и при посещении любых мероприятий, которые в какой-либо степени затрагивают интересы компании: выставок, отраслевых конференций, корпоративов.

Принципы корпоративной этики

При составлении документа нужно учитывать следующие принципы:

Однозначность: правила формируют так, чтобы не было двойных толкований.
Доступность: каждый сотрудник в любое время может получить информацию по поводу поведения в той или иной ситуации.
Лёгкость восприятия: не стоит использовать слишком сложные фразы, текст должны понимать все работники.
Уважение: нельзя ущемлять права сотрудников, клиентов и других людей, связанных с компанией.
Разделение ценностей: работники должны поддерживать позицию руководства, хотя иногда корпоративные нормы зарождаются в процессе взаимоотношений.

Соблюдение правил при составлении документа поможет сделать его пригодным для использования.

Совет

Проверьте каждый принцип вопросом: «Поможет ли это сотруднику принять решение в сложной ситуации?»

Как составить кодекс корпоративной этики. Пошаговый план

Обычно разработка кодекса включает несколько шагов. Не все они обязательны — многое зависит от внутреннего устройства компании и её потребностей.

Шаг 1. Определение структуры

В первую очередь читатель должен понять, что за документ он держит в руках. Если корпоративный кодекс компании объёмный, лучше добавить содержание для быстрого перехода к нужному разделу.

В документе должны быть:
Введение. Здесь можно рассказать о деятельности компании, перечислить яркие события из истории организации, интересные проекты. Можно в виде схемы показать назначение разных подразделений, написать о целях, миссии, принципах.
Организационные процессы. Стоит объяснить, как устроен приём на работу, какие есть возможности для роста, как проходит процедура увольнения.
Внутренняя деловая обстановка. Здесь описывают стандартные правила корпоративного кодекса, график работы, дресс-код, нормы поведения, принципы и особенности взаимодействия с сотрудниками.
Политика компании. Можно перечислить виды премий, рассказать о конфиденциальности информации, дать ссылку на регламент делового общения внутри организации.
Внешние деловые коммуникации. Здесь добавляют правила общения с клиентами, партнёрами, поставщиками, конкурентами, контролирующими органами.

В каждой организации свои нормы, поэтому структура документа может отличаться. Оформляют справочник в произвольном виде, он может быть электронным или напечатанным.

null

Шаг 2. Выбор способа разработки

Существует два способа деловой разработки. Конечно, можно воспользоваться чужим кодексом корпоративной этики, просто изменив в нём название компании. Однако в большинстве случаев такой подход оказывается бесполезным, так как это не отразит реальной ценности и принципов конкретной организации.

Если кодекс пишут топ-менеджеры

В таком случае высшее руководство фиксирует своё видение бизнеса и его этических норм, а потом передаёт документ сотрудникам для ознакомления. Этот способ не требует привлечения персонала и дополнительных исследований. Однако к такому кодексу корпоративной этики обычно относятся, как к формальности, которая не несёт каких-либо реальных ценностей. Многие сотрудники даже не помнят, что там написано, поэтому часто смысл создания документа теряется.

null

Если кодекс создают коллегиально

Привлечение сотрудников к формированию текста позволяет обобщить мнение руководства и коллектива, а собранная информация будет отражать реальные ценности организации. В крупных компаниях пообщаться с каждым сотрудником не получится, поэтому можно получить их видение с помощью анкетирования. Способ более затратный, но его эффективность намного выше. А ещё чем меньше компания, тем важнее учитывать мнение всех сотрудников.

Шаг 3. Разработка правил поведения

Работники всегда должны знать, что делать в ситуациях неопределённости, поэтому можно дословно описать правила поведения при различных событиях. Например, если клиент выходит из себя, поведение сотрудника должно быть спокойным, он обязан поддерживать служебный настрой и деловой тон разговора, использовать в качестве аргументов подтверждённые факты. Нужно описать регламенты общения вживую, по телефону, в интернете.

Шаг 4. Анализ документа

Текст документа нужно проанализировать, выявить непонятные и двусмысленные формулировки, а также сложные для понимания термины и заменить их понятными словами. Ещё нужно проверить, соответствуют ли положения реальным рабочим процессам. Такой подход позволит создать рабочий кодекс, учитывающий потребности как руководства, так и рядовых работников.

Совет

Привлекайте к проверке представителей разных отделов — они помогут найти «слепые зоны», которые могли не заметить разработчики документа.

Шаг 5. Корректировка и обратная связь

Можно отправить первоначальный вариант кодекса корпоративной этики сотрудникам, чтобы они задали вопросы и оставили комментарии по поводу понимания и исполнения предписаний. Чем проще сформированы пункты, тем меньше останется недовольных и несогласных. Лучше сразу потратить время и сделать всё правильно, чем постоянно менять документ в будущем. Также на этом этапе можно привлечь юриста, чтобы уточнить права и обязанности сторон.

Шаг 6. Оформление

Кодекс корпоративной этики может существовать не только в текстовом формате. Например, иногда для лучшего восприятия создают короткие видеоролики или инфографику. Если у компании есть корпоративный портал, можно добавить обучение туда — в виде курса или теста на знание норм поведения.

Шаг 7. Внедрение в работу

Недостаточно просто ознакомить сотрудников с корпоративной этикой. Многие пункты не относятся к работе напрямую, поэтому сотрудники могут считать их необязательными. Руководство должно показывать пример приверженности ценностям, поэтому управляющие менеджеры в первую очередь должны соблюдать правила и принципы деловой этики. Чтобы каждый сотрудник понял, как правильно пользоваться документом, можно проводить тренинги или даже ситуационные игры.

null

Шаг 8. Внедрение в практику

Кодекс корпоративной этики должен стать не просто рекомендательным документом, а частью повседневной деятельности компании. Для этого можно включить основные положения в трудовые договоры и регламенты. За грубые нарушения можно применять дисциплинарные взыскания, а за грамотное исполнение обязанностей — стимулировать поощрениями.

Совет

Раз в год пересматривайте кодекс — удаляйте устаревшее и добавляйте актуальные нормы.

Пример кодекса корпоративной этики

Единого правила составления кодекса корпоративной этики не существует, поэтому в каждой организации создатели документа должны следовать собственным нормам поведения. Но есть достаточно универсальные разделы.

Зачем нужен кодекс

Вначале нужно дать простое объяснение, для каких целей написан кодекс корпоративной этики, так как не все работники могут это знать. Много информации давать не стоит, так как это просто краткая справка. Достаточно добавить несколько тезисов о пользе документа:

Сотрудники понимают принципы, как действовать в той или иной ситуации.
Разные отделы лучше взаимодействуют друг с другом.
Результаты достигаются быстрее.
Проще разрешать споры при общении с клиентом или коллегой.
Корпоративная этика формирует имидж бренда и компании как работодателя.

Расписывать каждый пункт необязательно — главное, чтобы всё было просто и понятно написано. Можно указать, что компания стала лидером в какой-то области или получила награды, ведь многие сотрудники хотят не просто работать, но и чувствовать себя частью чего-то значительного.

null

Основные положения кодекса

Краткое содержание того, что будет в кодексе корпоративной этики. В этом разделе тоже не стоит расписывать каждый пункт, нужно просто указать наиболее важные моменты:

Клиенты должны быть на первом месте, ведь именно они приносят деньги.
Сплочённость команды ведёт к успеху, который влияет на каждого сотрудника.
Если что-то делать, то только хорошо, потому что качество важнее количества. Не стоит пытаться сделать всё сразу: направьте силы на одну задачу и распределите время.
Достижения сотрудника напрямую связаны с развитием компании, поэтому каждого оценивают по заслугам.
Важно быть честным и открытым, потому что ошибки совершают все. Главное — быстро обнаружить их и устранить.

Здесь же обычно описывают поощрения и дисциплинарные взыскания в зависимости от того, как сотрудник соблюдает корпоративную этику.

Можно добавить примеры, описывающие различные ситуации. Они помогут уточнить тезисы и обойти спорные или непонятные моменты.

Принципы каждого сотрудника

В этом разделе описывают общие положения корпоративного кодекса, которым должны следовать все сотрудники независимо от их должности. Для отдельных групп выделяют ещё один раздел, но его содержание не должно противоречить основным инструкциям:

Соблюдать действующее законодательство, включая правила поведения при работе с контролирующими органами.
Способствовать разрешению конфликта интересов.
Не злоупотреблять правами и возможностями.
Поддерживать требования по конфиденциальности.
Выстраивать одинаково уважительные отношения с коллегами.
Поддерживать высокие профессиональные стандарты.

Основной упор делают на то, чтобы формировать и продвигать репутацию компании, ведь всё это нужно для повышения качества обслуживания. С другой стороны, комфортная рабочая атмосфера даёт людям больше возможностей для творчества, а значит, они относятся к своим обязанностям более вовлечённо и ответственно.

null

Ключевые ориентиры

Самый объёмный раздел при работе с корпоративной этикой, который включает все взаимоотношения в коллективе. Здесь обычно освещают любые нюансы, связанные с рабочим процессом. У сотрудников бывает много связей, и это не только коллеги и клиенты, поэтому учитывать приходится самые разные обстоятельства, в том числе правила комплаенса:

Взаимодействие на основе общих интересов, взаимного уважения, добросовестности.
Поддержка прозрачных отношений с должностными лицами и государственными органами.
Взаимовыгодные связи с контрагентами, которые разделяют этические принципы организации.
Добросовестная конкуренция для открытой и честной работы на свободном рынке.
Достоверный учёт данных.
Обнаружение рисков конфликта интересов и их урегулирование.
Защита конфиденциальности, инсайдерской информации и персональных данных.
Размер представительских расходов и подарков, которые не позволяют использовать служебное положение в личных целях.
Противодействие коррупции, мошенничеству, финансированию терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путём.
Заботливое отношение к активам, предотвращение их порчи, кражи и растраты.

Конечно, правила корпоративной этики иногда расписывают более подробно, но слишком большое количество информации отвлекает внимание от основного смысла. Здесь нужно найти тонкую грань между понятным изложением и охватом и учесть специфику работы компании. Например, в финансовой сфере больше рисков, поэтому стоит уделить им больше внимания.

Дополнительные положения

Сюда обычно включают то, что не подходит для других разделов, например, с кем связаться для получения подробностей о каком-то пункте или решения спорных ситуаций. Здесь же обычно указывают сложные термины и определения, которые встречаются в корпоративном кодексе, но лучше сразу описывать их понятными словами.

Чек-лист. 5 ключевых пунктов кодекса этики для малого и микробизнеса

Ценности и миссия

Кратко сформулируйте, во что верит ваша компания. Например: «Честность важнее прибыли», «Клиент всегда прав, но и сотрудник не робот».

Правила общения

Опишите, как вести себя с клиентами (никаких оскорблений в соцсетях, сроки ответов в мессенджерах) и как решать конфликты в команде (можно с примерами).

Безопасность и конфиденциальность

Например: «Не разглашаем данные клиентов и партнёров», «Не используем служебные ресурсы для личных целей».

Антикоррупция и подарки

Укажите чёткий лимит на подарки партнёрам (например, до 3000 рублей) и запрет на личные «благодарности».

Пример для кафе: «Чаевые и подарки от поставщиков передаём в общую кассу».

Гибкость и адаптивность

Например: «Мы открыты к изменениям — если правило устарело, сотрудник может предложить его обновление».

Совет

Сделайте кодекс визуальным — оформите краткую выжимку принципов в виде инфографики или красиво свёрстанного PDF. И проведите встречу-презентацию для сотрудников, где все смогут получить ответы на свои вопросы.


Упаковка мини-кодекса займёт время, но может спасти от многих проблем! А сделать дизайн и презентацию можно не только вручную, но и с помощью нейросетей.

Кодекс корпоративной этики создаёт позитивную рабочую атмосферу и помогает наладить межличностные отношения. Это должен быть свод правил, которые соблюдают и поддерживают все сотрудники. Составление кодекса – трудоёмкий процесс, но корпоративная этика позволяет повысить качество обслуживания клиентов, улучшить отношение с партнёрами и увеличить эффективность бизнеса.