На территории РФ уже несколько лет действует система маркировки товаров под названием «Честный знак». Она касается всех участников торгового процесса: производители или импортёры наносят штрихкод на упаковку, продавцы сканируют, покупатели могут проверить подлинность продукции и убедиться, что она не просрочена. Предполагается, что постепенно система охватит все отрасли торговли.
Маркировать продукцию должны предприятия, которые производят и реализуют товары из списка, утверждённого правительством. Перечень можно посмотреть на сайте Честный знак.рф. Сейчас в него входят десятки обязательных категорий, при этом их количество постоянно увеличивается. Нарушение государственного регламента обязательной маркировки обернётся санкциями: штрафами, изъятием товара и даже уголовной ответственностью.
В статье мы узнаем, что такое маркировка, какие позиции подлежат обязательной маркировке, кто курирует систему и как правильно маркировать товар, чтобы избежать штрафов.
Что собой представляет маркировка
Это нанесение на упаковку или этикетку специального штрихкода с зашифрованными данными. Бирка с уникальным кодом наклеивается на стадии производства, после чего продукция отправляется оптовику. Оптовик считывает шифр специальным сканером и посылает в систему сообщение, что товар получен. На следующем этапе розничные магазины, которые продают этот товар, тоже сканируют код и обновляют сведения.
Считать информацию могут и покупатели, у которых в телефоне есть соответствующее приложение. Оно доступно в Google Play и App Store под названием «Честный знак».
Наносимый на упаковку код относится к типу Data Matrix. В нём отражена необходимая информация о товаре. Data Matrix напоминает QR-код, но между ними есть важные отличия.

Потребители могут сообщить продавцу или сразу в Роспотребнадзор, если обнаружат нелегальную продукцию. Сделать это можно очень быстро через мобильное приложение. По закону такой товар нужно изъять из торговой сети.
Основная цель кода — сделать путь товара и информацию о его происхождении максимально прозрачными. Контрафактные и просроченные товары с кодом продать невозможно. Если срок истёк или код поддельный, кассир просто не сможет совершить операцию продажи.
Платформу маркировки товаров курирует Центр Технологий (ЦРПТ). Специальная программа генерирует уникальные коды, которые производители заказывают и оплачивают. Все маркированные товары добавляются в общий каталог.
Как выполняется маркировка — подробная инструкция
Маркировка товаров касается юрлиц и ИП, занятых производством, импортом или торговлей товарами из обязательного перечня. Самозанятые освобождены от этой обязанности, даже если они производят товары сами.
Юрлицам для доступа к маркировке понадобится электронная подпись. КЭП получает руководитель компании или его доверенное лицо. Подробные инструкции по работе с КЭП предоставляет налоговая служба.
Если вы прошли все этапы успешно, товары вводятся в систему и в товарооборот.
Производители должны быть готовы к появлению новых групп в списке обязательных. Чтобы переход не был внезапным, вводится пилотный период. Производителям даётся время на отладку оборудования под печать марок, продавцам — на обновление прошивки онлайн-касс, установку учётного софта и обучение персонала. Для участия в экспериментальном этапе маркировки юрлица подают заявку на ресурсе «Честного знака». В тестовом порядке коды могут выдавать бесплатно.
По умолчанию обязанность маркировки возложена на производителя. Реже маркировкой занимается продавец — это происходит, если уже купленный ритейлером товар был включён в список подлежащих кодированию.
Какие виды маркировки бывают
Есть товарные категории, подлежащие обязательной маркировке, а также те, что маркируются в порядке эксперимента.
Точные сроки этапов маркировки той или иной группы указаны на официальном сайте «Честный знак».
Обязательная маркировка
Чтобы избежать путаницы, категории в системе обозначаются максимально широко. Однако внутри такого раздела могут быть товары, которые маркировать не требуется. Например, в разделе «Одежда» головные уборы, перчатки и нижнее бельё не маркируются.
- Сигареты и табачная продукция.
- Автомобильные покрышки.
- Текстильные изделия — постельное бельё.
- Все категории обуви.
- Верхняя одежда.
- Духи и прочая парфюмерная продукция.
- Молоко, кисломолочная продукция, сыры, мороженое.
- Питьевая бутилированная вода.
- Пиво, сидр.
Правила работы с маркировкой
Изготовители и импортёры вносят подробную информацию о каждой позиции в базу данных. Разработаны разные алгоритмы для разных групп товаров. Например, в категории «Обувь» нужно указывать материал, расцветку, модель и т. д. Прикладываются сертификаты соответствия.
Когда товар прибывает из-за рубежа, его нужно промаркировать ещё до доставки на таможню. Как правило, это делается на логистических или таможенных складах.
Когда промаркированный товар отгружают оптовым покупателям, формируется универсальный передаточный файл с электронной подписью. Данные уходят оператору «Честного знака». Программа подтверждает, что товар ушёл к следующему владельцу.
То же происходит при передаче товара розничному продавцу. В торговой точке код считывается специальным сканером — здесь данные снова обновляются и передаются в систему.
Когда товар приобретает потребитель, кассир снова сканирует код. Он передаётся онлайн в налоговую и систему ЦРПТ. После этого позиция из оборота выводится. Просроченные продукты через кассу просто не проходят.
Отдельный алгоритм касается маркетплейсов.
Онлайн-площадки с 1 марта 2023 года должны передавать информацию о публикации предложений с маркированными товарами.
Делается это через через ОФД — оператор отправляет сведения в «Честный знак». Маркетплейсы обязаны делать это, даже если они лишь хранят и доставляют товар, а также оказывают услуги информационного характера.
Таким образом, онлайн-магазины стали полноправными участниками товарного оборота. Маркетплейс будет оштрафован, если пропустит немаркированный товар. Если продавец сотрудничает с площадкой по схеме FBS, то есть занимается доставкой самостоятельно, то регистрировать товары придётся самой компании.
Санкции за нарушения
Роспотребнадзор следит за соблюдением правил обязательной маркировки.
За нарушения в сфере оборота табака и алкоголя налагаются штрафы до полумиллиона рублей.
Товары, не соответствующие правилам, изымаются. Если общая стоимость немаркированной продукции превысит 1,5 млн рублей, ответственных лиц могут привлечь к уголовной ответственности со штрафом в 1 млн рублей или лишением свободы до пяти лет.