Осенью 2023 года стало известно, что Нобелевскую премию получила экономистка Клаудиа Голдин из Гарвардского университета за «углубление нашего понимания роли женщин на рынке труда». На примере США она рассмотрела, как за последние 200 лет изменился уровень дохода и занятости у мужчин и женщин. Исследовательница пришла к неутешительным выводам: женщины менее востребованы на рынке труда и по прежнему получают меньше мужчин.
Мы задумались: а как обстоят дела у женщин в России? И даже конкретно у предпринимательниц?
Исторически женщинам было непросто пробиваться в мире бизнеса. Долгое время общество предписывало им ограничиваться исключительно ролью домохозяек и мам. Но времена меняются, и сейчас женщины крайне активно участвуют в предпринимательской деятельности.
По данным ФНС сейчас в России 3,31 млн малых предпринимателей, из них 1,33 млн (40,2%) — женщины. Среди самозанятых этот тренд сохраняется: сейчас их в России 1,8 млн, из них 747 тысяч — женщины, что также составляет порядка 40%. При этом в некоторых регионах самозанятых женщин больше, чем мужчин. Например, в Республике Бурятия на условиях самозанятости работает 59% женщин, в Курганской области — 56%, в Забайкальском крае — 55%, а в Республике Алтай — 55%.
Выбирая сферу ведения бизнеса, женщины во многом руководствуются тем, насколько своё дело будет оставлять время на семью или хобби.
Многие предпринимательницы отмечают, что у них есть преимущества, помогающие им в бизнесе.
Однако, несмотря на это, на пути женщин в России стоят социокультурные стереотипы и предрассудки. В сознании многих людей женщины по-прежнему ассоциируются с семьёй, детьми, домашним хозяйством, но никак не с бизнесом, традиционно считающимся «мужским делом». Это ограничивает возможности: предпринимательницам иногда сложнее получить финансирование, а без должной поддержки со стороны семьи и друзей не потерять мотивацию и веру в то, что делаешь, особенно трудно.
Мы уверены, что бизнес — это не мужское или женское дело. Он открыт для всех, независимо от пола. Женщины не только могут вести бизнес не хуже мужчин, — они ведут его наравне с ними. Всё больше предпринимательниц открывают своё дело в самых разных сферах, от онлайн-обучения до автомобилей, от индустрии красоты до информационных технологий. Стереотипы по-прежнему существуют и, к сожалению, разрушаются медленно. Однако женщины идут на опережение и ведут бизнес по всему миру прямо сейчас.