Содержание
В начало
Что такое оферта
Как работает оферта
Виды оферты
Как создать оферту и можно ли её заключить
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
«Предложение не является публичной офертой»
Можно ли внести изменения или отменить действие оферты
Коротко о главном

Оферта: предлагаем сотрудничать с толком и с расстановкой

Разберёмся с особенностями оферты и узнаем, как её составить, чтобы не оттолкнуть клиентов

Вы едете в машине и слушаете радио. Песня заканчивается и появляется «Покупайте новый автомобиль Omoda C5 за 2,1 млн рублей. Гарантия на семь лет и КАСКО в подарок. Не является публичной офертой». Сколько раз вы встречали это предупреждение? Пора узнать, что оно значит, какая бывает оферта и зачем она нужна. Используем простые слова и юмор, чтобы об этом рассказать.

null

Что такое оферта

Оферта — предложение договориться с конкретными условиями сотрудничества. С предложением можно не согласиться — и ничего не произойдёт, а можно принять — акцептовать. Также предложение называют договором оферты, того, кто предлагает оферту, — оферентом, а того, кто соглашается, — акцептантом.

Пример оферты в обычной жизни
Пример оферты в обычной жизни

Юридически условия оферты называют существенными. Они не могут быть универсальными, потому что зависят от договора, который подразумевается заключить. Поэтому составить договор оферты можно разными способами.

Письмо в рассылке на почту через интернет: «Закажите букет из 99 роз по акционной цене 9999 рублей».
Баннерная реклама стоматологии: «Удаляем здоровые зубы мудрости за 8000 рублей под местной анестезией».
Прайс-лист в детском центре с ценами на творческие и спортивные кружки, с расписанием и длительностью занятий.

Рассмотрим существенные условия на примере нескольких договоров: купли-продажи, аренды, поставки и бытового подряда.

Существенные условия в разных договорах
Существенные условия в разных договорах

Как работает оферта

Чтобы состоялась оферта, должно произойти три последовательных события.


Первое. Предложение заключить договор — сообщить условия оферты. Мы уже разобрали, что она должна содержать существенные условия, иначе считается недействительной. 


Второе. Согласие второй стороны — акцептовать оферту. Это нужно сделать однозначно, с помощью конклюдентных действий. Если говорить простым языком, это то, что даёт понять положительный ответ. 

Пользователь переходит по ссылке из письма и оформляет заказ на розы.
Человек записывается в стоматологию на удаление зубов мудрости.
Мама оплачивает кружок хореографии для дочки.

Если в ответ потенциальный клиент предлагает свои условия, это уже нельзя назвать офертой, потому что полного согласия, то есть акцепта, не произошло. 


Третье. Выполнение договора оферты на озвученных условиях. Оферент обязан продать товары, выполнить работы, оказать услуги по той стоимости, в те сроки и в таком объёме, о которых сам сообщил.

Виды оферты

Оферты бывают двух типов, в зависимости от числа людей, к которым обращены.

Простая, или непубличная

Предназначена для конкретного человека или компании. В рамках простой оферты Женя может позвать замуж Наташу, ООО «Технологичные технологии» может предложить «Коммерческому банку» разработать программное обеспечение. 

Если замуж за Женю захочет Настя, а программа понадобится другому банку, оференты не обязаны соглашаться на такие же условия.

Как в обычной жизни отказывают в простой оферте
Как в обычной жизни отказывают в простой оферте

Публичная оферта

Обращена к множеству потенциальных клиентов. Мы встречаемся с ней в магазинах, когда видим ценники. Это не что иное, как предложение купить такой-то товар по такой-то цене. Часто администрация старается перестраховаться объявлениями, подобными «Ведётся переоценка, актуальную стоимость уточняйте на кассе». Но это не проблема и не обязанность покупателей. Магазин обязан продавать продукцию по указанной цене. Чтобы покупателям было легче отстоять права, когда нарушается публичная оферта, Роспотребнадзор составил инструкцию. Она поможет защититься, если стоимость на ценнике и в чеке не совпали.

Как создать оферту и можно ли её заключить

Оферту нельзя заключить. Её можно только создать, так как это предложение. Оферту договором считают, когда клиент согласен на сделку. 


Оферту создают в устном или письменном виде. Это зависит от того, надо ли заключать письменный договор. Когда Женя зовёт Наташу замуж, это устная оферта, а вот если они будут составлять брачный договор — возможно, и предложение лучше записать. Большинство договоров в бизнесе должны быть зафиксированы не только на словах, поэтому чаще всего оферта тоже письменная.

Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой

Как только вторая сторона согласилась с условиями, значит, договор по оферте заключён, и отдельный документ составлять не нужно. 

Но если вы оказываете особые услуги или изготавливаете что-то по индивидуальным заказам, оферта не подойдёт — ведь условия не могут быть одинаковыми для всех. 


Жене и Наташе нужен хореограф, чтобы поставить первый танец. Он послушает идеи, музыку и будет заниматься с парой индивидуально. Неизвестно, сколько занятий понадобится, поэтому нужно заключить договор и прописать в нём условия. 


Вера шьёт одежду на заказ, поэтому детали, размер, цвета, материал и другие тонкости будут отличаться — оферта в этом случае невозможна.

«Предложение не является публичной офертой»

Эта известная фраза часто используется для помощи и прикрытия рекламодателя. Чтобы предложение не было офертой, продавец должен сказать: «Продаю розы, если хотите узнать подробности — пишите или звоните». Такая реклама не заинтересует покупателя, так как ничего непонятно: какого цвета розы, сколько стоят, привезут или нужно ехать и забирать заказ. 


Чтобы сделать рекламу эффективнее и отделить её от оферты, продавец использует подробности и добавляет ту самую фразу. Но если указать точную цену и характеристики товара, эта фраза не спасёт рекламодателя от третьего этапа оферты. Напомним, что это выполнение обязательств по указанным условиям. Поэтому само по себе предупреждение «Не является публичной офертой» ничего не значит. Чтобы перестраховаться, можно указывать не все существенные условия договора. 

Пример рекламы, в которой есть предупреждение о договоре публичной оферты. Источник: https://ladacenter55.ru/
Пример рекламы, в которой есть предупреждение о договоре публичной оферты. Источник: https://ladacenter55.ru/

Можно ли внести изменения или отменить действие оферты

Пока акцептант не согласился на оферту, можно пересмотреть условия или отменить её. 


Если покупатель уже принёс мороженое на кассу, магазин обязан продать его по указанной цене. Но если клиент стоит у холодильника, и в этот момент продавец меняет ценник — значит, условия изменились. Можно пробить мороженое или оставить его и уйти.


До оплаты заказа на букет из 99 роз можно отправить другое письмо с новыми условиями, чтобы не испортить впечатление клиента и не получить отрицательный отзыв.   


Пока Наташа думает, Женя может отойти на безопасное расстояние и сказать, что пошутил. Помолвки тоже разрывают, но это уже не регулируется гражданским кодексом.

Как клиенты могут реагировать на отмену оферты. Не надо так!
Как клиенты могут реагировать на отмену оферты. Не надо так!

Коротко о главном

Простым языком, оферта — это конкретное предложение что-то сделать: заказать цветы, сдать квартиру в аренду и так далее.
Когда предложение адресуют одновременно разным лицам — это публичная оферта. Её условия должны быть одинаковыми для всех.
Если оферта распространяется на одного человека или компанию — это простая оферта. Делать что-то на таких же условиях для другого лица необязательно.
В договоре оферты нужно прописать существенные условия. Они зависят от того, что лежит в основе сделки. Без этого оферта недействительна.
Фраза «Не является публичной офертой» позволяет рекламировать товар, но не освобождает от обязанности продать его, если в рекламе (оферте) указаны все существенные условия.
Оферту можно изменить или отменить, пока вам не дали согласие. Если клиент согласился, нужно выполнить условия договора. Разная стоимость на ценнике и в чеке — простой пример нарушения публичной оферты, с этим можно бороться.
Если переживаете, что оферту изменят или отменят, соглашайтесь быстрее
Если переживаете, что оферту изменят или отменят, соглашайтесь быстрее