Содержание
В начало
Что даёт франшиза
Плюсы и минусы покупки франшизы
Плюсы
Минусы франшизы
Риски франчайзинга
Как купить франшизу

Плюсы и минусы бизнеса по франшизе

С комментариями Тихона Сидорова, на дрожжах вырастившего бизнес по франшизе

Если у вас нет гениальной идеи для бизнеса, но вы очень хотите начать своё дело, можно купить франшизу и развивать уже готовый бренд. В этом материале наш герой Тихон Сидоров, открывший пекарню по франшизе в комиксе «Бизнес на дрожжах», расскажет о том, какие франшиза имеет плюсы и минусы.

Тихон стоит около входа в свою пекарню
Тихон стоит около входа в свою пекарню

Что даёт франшиза

Технологии производства, готовая бизнес-модель, раскрученный бренд, инструкции, репутация бизнеса, стандарты работы и решения проблем — это и многое другое получает человек, купивший франшизу.

Я открыл в моём городе пекарню «Булочки на улочке». И знаете, я бы даже название сам такое не придумал! А у моего франчайзера Сени уже всё схвачено, поставщики на быстром наборе. Все документы, проверки и точки контроля мне сразу понятны стали, потому что Сеня уже это прошёл.
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»

Плюсы и минусы покупки франшизы

Всё, что вам тут скажут ниже, применимо только к проверенным, качественным и по дефолту прибыльным франшизам. Мой супернапарник Пузиков Сеню сто лет знает, так что я не сомневался, что бизнес нормальный. В общем, первое правило франшизного клуба — никому не рассказывать о франшизном клубе. Хе-хе, шучу! Первое правило — проверять продавца. Нехитрый способ обезопасить себя. О том, как это сделать, посмотрите в курсе «Как открыть бизнес по франшизе», мне он очень помог!
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»

Плюсы

Плюс №1


Франшиза — это уже придуманный и реализованный кейс, и франчайзи — покупателю бизнеса по франшизе, — не нужно с нуля прорабатывать бизнес-процессы, исследовать аудиторию, повышать узнаваемость бренда. Нужно просто продолжать дело, не снижая качество процессов.


Покупка франшизы — это не стопроцентная гарантия успеха, но большое подспорье для работы и развития бизнеса. Вероятность, что вы не закроетесь в первые полгода-год, гораздо выше именно в случае работы по франшизе.


Плюс №2

Франчайзер — это помощь и поддержка. Ну, он, конечно, на руках вас носить не будет, но контакты нужные даст, тонкости бизнеса разъяснит. Как-то спокойнее начинать дело, когда знаешь, кому можно задать все вопросы и высказать опасения!
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»

А ещё от франчайзера вы получаете готовый брендбук, план по маркетингу, помощь в оформлении документов и обучении сотрудников и другие плюшки для старта бизнеса.

У покупателя франшизы может мелькнуть шальная мысль: почему бы не скопировать все материалы и открыть похожее заведение самостоятельно, без покупки прав. Но так точно делать нельзя, и у франчайзера в договоре должен быть пункт на запрет открытия похожего заведения. Кроме того, франчайзи не может продать бизнес, только выйти из под франшизы, оставив торговую точку владельцу сети.

Плюс №3


Покупка франшизы — это относительно быстрый старт. Оформление документов и подготовка помещения, конечно, займут время, но можно ограничиться несколькими неделями. Если открывать бизнес с нуля — времени уйдёт больше.

С помещением я намучался, что уж тут скрывать. Но не потому что у фунчойзера какие-то требования нереальные, а потому что я искал ТО САМОЕ место, а вариантов было немного. В итоге я рад, что не торопился с этим. Моему бизнесу нужно душевное место!
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»

Ещё франчайзи не нужно тратить время на получение лицензий и сертификатов, у бренда они должны уже быть. Кстати, проверить их наличие — святое дело при выборе франшизы.


Минусы франшизы

Их всего два. Но оба значительные.


Минус №1


Вы зависите от франчайзера в принятии решений, вы обязаны следовать его стандартам и не уходить в импровизацию. Залог успеха франчайзинговой сети — поддержание единой системы стандартов. Если вы работаете по франшизе, все нюансы вашей деятельности строго регламентируются — начиная от списка поставщиков и заканчивая цветом мебели. Если вы захотите внести какие-то изменения в работу вашей точки, их придётся сначала согласовать с франчайзером, иначе вас могут оштрафовать по условиям договора.


Минус №2


Покупка франшизы требует серьёзных затрат. Иногда их не меньше, чем при открытии собственного бизнеса. Есть несколько платежей по франшизе — паушальный взнос, роялти, маркетинговый взнос и другие. Роялти — самый «неприятный» платёж, потому что не разовый, а регулярный. Нужно каждый месяц отчислять часть прибыли франчайзеру. 


Риски франчайзинга

Кто не рискует, тот, значит, не бизнесмен! Но некоторые риски стоит знать заранее. Это не плюсы и минусы, это вероятности, и их можно свести к нулю до открытия бизнеса.
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»

Риск первый: зависимость от положения дел у франчайзера. Если он вдруг решит свернуть бизнес, отказать франчайзи в продлении договора или переиначить условия по франшизе, вы не сможете этого изменить.


Как минимизировать: прописать в договоре с франчайзером все подобные ситуации и условия расторжения договора в этих случаях.


Риск второй: ответ рынка. Если бизнес-модель франшизы отлично работает, например, в столице, он может не прижиться в регионах.


Как минимизировать: исследовать рынок, проверять гипотезы, подбирать такую франшизу, с которой реально выйти на прибыль в вашем городе или регионе.


Риск третий: скрытые условия договора. Вот почему нужно очень тщательно проверять франчайзера и заручиться поддержкой юриста на этапе проверки и составления соглашения — если не сделать этого, в договоре могут после открытия бизнеса обнаружиться невыгодные для покупателя франшизы условия.


Как минимизировать: как уже сказано выше — нанять юриста и досконально изучить все пункты договора.


Риск четвёртый: конкуренция франчайзи. Если владелец франшизы не ограничивает своих франчайзи по территориям, то можно оказаться «на одной улице» с конкурентом.


Как минимизировать: уточнить географию действия франшизы перед покупкой и изучить деятельность других франчайзи.


Как купить франшизу

Чтобы её купить, нужно сначала её найти. О том, где искать франшизы для открытия бизнеса, мы говорили вот в этом уроке курса.

Мой совет — сосредоточьтесь на знакомой для вас сфере бизнеса. Если вы ничего не понимаете в автомобилях и не интересуетесь этим, вряд ли вам будет легко открыть автомастерскую. Чем лучше вы знаете индустрию, тем быстрее выйдете на прибыль в бизнесе. Я вот всю жизнь мечтал печь круассаны, знаю в них толк, и поэтому пекарню открыл.
Тихон Сидоров, предприниматель, купил франшизу пекарен «Булочки на улочке»