Если у вас нет гениальной идеи для бизнеса, но вы очень хотите начать своё дело, можно купить франшизу и развивать уже готовый бренд. В этом материале наш герой Тихон Сидоров, открывший пекарню по франшизе в комиксе «Бизнес на дрожжах», расскажет о том, какие франшиза имеет плюсы и минусы.

Что даёт франшиза
Технологии производства, готовая бизнес-модель, раскрученный бренд, инструкции, репутация бизнеса, стандарты работы и решения проблем — это и многое другое получает человек, купивший франшизу.

Плюсы и минусы покупки франшизы

Плюсы
Плюс №1
Франшиза — это уже придуманный и реализованный кейс, и франчайзи — покупателю бизнеса по франшизе, — не нужно с нуля прорабатывать бизнес-процессы, исследовать аудиторию, повышать узнаваемость бренда. Нужно просто продолжать дело, не снижая качество процессов.
Покупка франшизы — это не стопроцентная гарантия успеха, но большое подспорье для работы и развития бизнеса. Вероятность, что вы не закроетесь в первые полгода-год, гораздо выше именно в случае работы по франшизе.
Плюс №2

А ещё от франчайзера вы получаете готовый брендбук, план по маркетингу, помощь в оформлении документов и обучении сотрудников и другие плюшки для старта бизнеса.
У покупателя франшизы может мелькнуть шальная мысль: почему бы не скопировать все материалы и открыть похожее заведение самостоятельно, без покупки прав. Но так точно делать нельзя, и у франчайзера в договоре должен быть пункт на запрет открытия похожего заведения. Кроме того, франчайзи не может продать бизнес, только выйти из под франшизы, оставив торговую точку владельцу сети.
Плюс №3
Покупка франшизы — это относительно быстрый старт. Оформление документов и подготовка помещения, конечно, займут время, но можно ограничиться несколькими неделями. Если открывать бизнес с нуля — времени уйдёт больше.

Ещё франчайзи не нужно тратить время на получение лицензий и сертификатов, у бренда они должны уже быть. Кстати, проверить их наличие — святое дело при выборе франшизы.
Минусы франшизы
Их всего два. Но оба значительные.
Минус №1
Вы зависите от франчайзера в принятии решений, вы обязаны следовать его стандартам и не уходить в импровизацию. Залог успеха франчайзинговой сети — поддержание единой системы стандартов. Если вы работаете по франшизе, все нюансы вашей деятельности строго регламентируются — начиная от списка поставщиков и заканчивая цветом мебели. Если вы захотите внести какие-то изменения в работу вашей точки, их придётся сначала согласовать с франчайзером, иначе вас могут оштрафовать по условиям договора.
Минус №2
Покупка франшизы требует серьёзных затрат. Иногда их не меньше, чем при открытии собственного бизнеса. Есть несколько платежей по франшизе — паушальный взнос, роялти, маркетинговый взнос и другие. Роялти — самый «неприятный» платёж, потому что не разовый, а регулярный. Нужно каждый месяц отчислять часть прибыли франчайзеру.
Риски франчайзинга

Риск первый: зависимость от положения дел у франчайзера. Если он вдруг решит свернуть бизнес, отказать франчайзи в продлении договора или переиначить условия по франшизе, вы не сможете этого изменить.
Как минимизировать: прописать в договоре с франчайзером все подобные ситуации и условия расторжения договора в этих случаях.
Риск второй: ответ рынка. Если бизнес-модель франшизы отлично работает, например, в столице, он может не прижиться в регионах.
Как минимизировать: исследовать рынок, проверять гипотезы, подбирать такую франшизу, с которой реально выйти на прибыль в вашем городе или регионе.
Риск третий: скрытые условия договора. Вот почему нужно очень тщательно проверять франчайзера и заручиться поддержкой юриста на этапе проверки и составления соглашения — если не сделать этого, в договоре могут после открытия бизнеса обнаружиться невыгодные для покупателя франшизы условия.
Как минимизировать: как уже сказано выше — нанять юриста и досконально изучить все пункты договора.
Риск четвёртый: конкуренция франчайзи. Если владелец франшизы не ограничивает своих франчайзи по территориям, то можно оказаться «на одной улице» с конкурентом.
Как минимизировать: уточнить географию действия франшизы перед покупкой и изучить деятельность других франчайзи.
Как купить франшизу
Чтобы её купить, нужно сначала её найти. О том, где искать франшизы для открытия бизнеса, мы говорили вот в этом уроке курса.
