Содержание
В начало
Способы приёма платежей
Что выбирают покупатели
Как многообразие вариантов оплаты влияет на лояльность

Способы приёма онлайн-платежей

Разбираемся, как выбрать тот, что подходит покупателям и удобен бизнесу

Интернет-эквайринг в России начал развитие именно как способ оплаты покупок онлайн с помощью ввода данных карты. Но к 2024 году за этим понятием скрывается куда больше способов принимать платежи через интернет. Разбираемся, какие способы есть и чем каждый из них интересен предпринимателям.

Способы приёма платежей


Оплата картой на сайте

Классический способ принимать онлайн-платежи от клиентов, привычный большинству покупателей. Для тех, кто помнит данные карты наизусть или хранит их в браузере или смартфоне, оплата картой по-прежнему удобна. Этот способ также часто выбирают покупатели, которые хотят получать кэшбэк от своего банка: кэшбэк начисляется только при оплате картой.

Есть несколько вариантов подключения:
Через платёжный модуль. Этот способ подключить легко, и он не требует дополнительной разработки, так как является частью систем управления сайтом.
Через платёжный виджет. Виджет подключается через добавление скрипта в код сайта, работает на самописных сайтах.
Через интеграцию с системами банка через протокол API. Интеграция технически сложная и требует помощи банка или IT-специалиста, но даёт бизнесу наиболее полную функциональность приёма онлайн-платежей.

Оплата через Систему быстрых платежей

Оплата через Систему быстрых платежей —  СБП — это удобный способ для покупателей, ведь для него не нужно ни помнить данные карты, ни вводить их вручную. Чтобы оплатить покупку, достаточно отсканировать QR-код, перейти в банковское приложение и подтвердить оплату. Предприниматели часто выбирают этот вариант из-за низкой, по сравнению с другими способами приёма платежей, комиссии.


Оплата через СБП почти сравнялась по популярности с оплатой картой, и подключить этот способ также можно в любом банке-участнике СБП. Сложность подключения зависит от того, где вы планируете размещать QR-код для оплаты.

Бесконтактная оплата через Alfa Pay, Mir Pay, Яндекс Пэй и другие методы

Бесконтактная оплата стала набирать популярность в России с 2019 года: многие люди перестали носить с собой пластиковые карты, оплачивая покупки смартфонами с помощью Apple Pay или Google Pay. Сервисы были крайне удобны и при покупках онлайн: данные карты хранились в смартфоне, для подтверждения покупки достаточно было отсканировать отпечаток пальца или лицо. Оба сервиса перестали работать в России в 2022 году, но привычка у покупателей осталась. 


За последние два года возможность бесконтактной оплаты добавили большинство крупных компаний и банков, тем самым вновь позволив покупателям платить привычным способом. Как и в случае с сервисами Apple и Google ранее, сегодня бизнес может добавлять Alfa Pay, Mir Pay и другие способы в платёжные формы на сайте. Принцип оплаты очень похож, подтверждения платежа происходит через банковское приложение или приложение Mir Pay.

Оплата по ссылке

Генерация платёжных ссылок позволяет предпринимателям отправлять счёт на оплату через социальные сети, мессенджеры, электронную почту, СМС — ни сайт, ни приложение для этого не нужны.

Как это работает:
Принимаете заказ от клиента: на сайте, по телефону, в чате.
Регистрируете заказ в личном кабинете банка.
Копируете и отправляете полученную ссылку клиенту.
Получаете подтверждение, как только заказ будет оплачен.
Оплата по ссылке полезна и для офлайн-бизнеса. Например, покупатель может прийти в магазин, но на кассе обнаружить, что он забыл карту дома или забыл ПИН-код от карты. Чтобы не потерять клиента и потенциальную продажу, можно предложить клиенту отправить ссылку на оплату, например, в СМС-сообщении.

Оплата частями

Часто покупатели не готовы расстаться с большой суммой сразу: им проще заплатить небольшими частями. При этом кредит на покупку — вариант, который подходит не каждому. На этот случай придуманы сервисы оплаты частями — например, Подели, «Долями» и другие.

Лучше всего этот вариант подходит компаниям, услуги или товары которых стоят дорого для среднестатистического покупателя. Например, медицинским клиникам, онлайн-школам, сервисам оплаты проезда и проживания.


Преимущество оплаты частями для бизнеса в том, что деньги за покупку приходят на следующий день после покупки — вся сумма полностью. Приём оставшихся платежей и коммуникация с покупателем при этом остаются задачами сервиса. Если покупатель по каким-то причинам перестанет платить, все риски также несёт сам сервис. Предпринимателя, давшего покупателю возможность заплатить частями, риски никак не касаются. 


Для подключения оплаты частями нужно только оставить заявку на сайте выбранного сервиса и настроить интеграцию. С интеграцией сервисы вам помогут.



Что выбирают покупатели

При подключении интернет-эквайринга предприниматель сам решает, какие именно способы оплаты предлагать покупателям: это может быть как один, так и несколько. Часто главный фактор при принятии решения — общий размер расходов на все подключённые способы. 


Покупатели же при выборе, как оплачивать, опираются на несколько факторов.

Как это работает на примере сервиса Подели:
Сумма покупки разбивается на четыре равных платежа.
Покупатель вносит первый платёж сразу, а остальные три — в течение следующих двух месяцев.
Комиссия за использование сервиса лежит на продавце, а не на покупателе.
Продавец получает всю сумму сразу.

Удобство оплаты

Сохранены ли реквизиты карты в браузере или нужно искать карту, чтобы ввести их? Если реквизитов под рукой нет, удобным вариантом становится оплата через СБП или Яндекс Пэй — у многих покупателей есть Яндекс-аккаунт с привязанной к нему банковской картой.


Наличие кэшбэка за покупку

Почти все банки предлагают клиентам повышенный кэшбэк на различные категории товаров. Клиенты, заинтересованные в кэшбэке, скорее выберут оплату картой, а не через СБП, ведь иначе кэшбэк не начислится.


Наличие специальных предложений от продавца при выборе конкретного платёжного способа

Например, многие компании заинтересованы в том, чтобы покупатели платили через СБП — так комиссия ниже. При этом покупатели охотятся за кэшбэком и согласны оплачивать покупки только картой. Чтобы замотивировать покупателей выбирать именно СБП, при выборе такого способа бизнес может предложить скидку на весь заказ или виртуальные бонусы.


Совместить желания покупателей с возможностями бизнеса помогают и банки, предлагая специальные технологические решения.

Подключая интернет-эквайринг, часто можно управлять видимостью способов оплаты. Например, Альфа-Банк предлагает гибко настраивать, какие способы оплаты клиент видит в первую очередь. Так, если для вас важно, чтобы клиенты преимущественно платили через СБП, вы можете первоочерёдно предлагать этот вариант, а остальные варианты показывать по клику на «Другие способы оплаты». Да, часть клиентов выберет их, но всё же многие выберут первый вариант, СБП, который был им предложен с самого начала.

Решение есть и для совсем небольших компаний, которые активно используют вариант оплаты по ссылке. Так как процесс генерации ссылки для оплаты происходит вручную, предприниматели могут предлагать разные варианты оплаты в зависимости от коммуникации с каждым конкретным покупателем. Как один из вариантов, по умолчанию можно отправлять ссылки, где единственный способ оплаты — СБП. А далее, если покупатель даёт понять, что этот способ ему не подходит, можно сформировать новую ссылку, уже с возможностью оплатить картой. 


Ещё одно преимущество гибкой настройки способов оплаты — предприниматели получают возможность адаптировать предлагаемые способы под текущие специальные предложения банка. Например, в конце 2023 года Альфа-Банк запускал акцию для бизнеса: 0% комиссии за платежи по карте на 3 месяца. Часть предпринимателей, особенно небольших, перестроили свои процессы с учётом акции и стали предлагать клиентам не СБП, как обычно, а именно оплату картой. Тем самым сэкономив деньги на комиссии.



Как многообразие вариантов оплаты влияет на лояльность

Главное, чем рискует бизнес, ограничивая покупателей в выборе способов оплаты, — лояльность покупателей. Когда покупатели могут сами решать, каким способом платить, это автоматически увеличивает конверсию в покупку, а также повышает процент повторных покупок. Отсутствие же привычного способа или в принципе отсутствие выбора может побудить покупателя отказаться от покупки совсем. Или, всё же оплатив неудобным способом, он за покупкой больше не вернётся. Как правило, предприниматели это понимают, и отдельной задачей для них становится поиск баланса между снижением расходов и сохранением покупательской лояльности. 


Степень того, насколько предприниматель готов идти навстречу покупателю в вопросе способов оплаты, сильно зависит от маржинальности и размера бизнеса. Вопрос комиссии встаёт острее всего перед небольшими компаниями, которые постоянно ищут способы снизить затраты. С этой же проблемой сталкиваются и компании с низкой маржинальностью, для которых даже небольшая переплата по комиссии критична. Не придают внимание вариативности способов оплаты и компании, ориентированные на разовые продажи. Удобство оплаты положительно сказывается на повторных покупках, но если у предпринимателя нет цели увеличить повторные продажи, то и мотивации нести дополнительные расходы у него может не быть.