Доля онлайн-покупок неуклонно растёт: по статистике, сейчас это около 60% от общего числа. И всё чаще покупатели выбирают маркетплейсы, ведь это удобно и экономит время. Чтобы оформить заказ, достаточно сделать несколько кликов, а чтобы забрать его, нужно лишь посетить ближайший пункт выдачи.
Свои ПВЗ есть у крупнейших маркетплейсов: Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Lamoda. Любой желающий может открыть пункт выдачи и зарабатывать на процентах от выдачи заказов. Достаточно найти помещение, которое соответствует требованиям маркетплейса, отремонтировать его и запустить проект.
Рассказываем, как открыть пункт выдачи заказов, сколько это стоит, выгоден ли такой бизнес в 2024 году и какой доход приносит.
Что такое ПВЗ
Если вы хотите получать прибыль в сфере маркетплейсов, необязательно становиться продавцом — можно зарабатывать на пунктах выдачи.
Пункт выдачи заказов (ПВЗ) — это место, куда маркетплейс привозит покупки и откуда клиенты их забирают. Услугами курьеров пользуются не все, большую часть заказов покупатели забирают сами из пунктов выдачи.
Маркетплейсы разрешают предпринимателям открыть пункт выдачи заказов только в той локации, которая соответствует определённым условиям: расположению, площади и другим характеристикам помещения. За приём, выдачу и возврат заказов компания платит процент. Это и есть заработок владельца ПВЗ.
Чаще всего предприниматели открывают монобрендовый ПВЗ, то есть точку выдачи покупок из одного маркетплейса. Но есть и смешанный вариант — в один пункт привозят товары, купленные в разных магазинах. В этом случае доход будет выше.
По сути, открытие ПВЗ — это запуск бизнеса по франшизе. Компания-франчайзер (Ozon, Wildberries или другая) предлагает готовый формат сотрудничества, даёт подробные инструкции, как открыть ПВЗ, может предоставить материалы и оборудование по сниженным ценам.
Когда маркетплейсы только начинали развиваться, они сами держали пункты выдачи или доставляли товары курьерскими службами. С ростом бизнеса количество ПВЗ быстро увеличивалось, и маркетплейсы изменили стратегию: они предложили предпринимателям взаимовыгодное сотрудничество.
Подобный формат избавляет маркетплейсы от необходимости самим искать и выбирать локации, договариваться с арендодателями, тратиться на ремонт и оборудование, нанимать персонал. Все эти обязанности переходят к владельцам пунктов выдачи, а головные компании зарабатывают на поступлениях от селлеров или от продажи товаров под собственным брендом.
Открытие ПВЗ — привлекательная бизнес-идея, в том числе для начинающих предпринимателей. Стартовые вложения относительно невелики, подготовка помещения занимает немного времени, а формат бизнеса уже отлажен и проверен. Если выбрать удачное место, поток клиентов будет постоянным. При этом в ряде пунктов выдачи их владельцы получают комиссию не только за покупки, но и за возврат товара.
Наиболее распространены классические ПВЗ со стойкой выдачи, примерочными и небольшим складом.
Юридически пункт выдачи — это самостоятельное юрлицо, не связанное с маркетплейсом. И если покупатель недоволен качеством товаров, ему нужно обратиться непосредственно к селлеру или маркетплейсу, а не к персоналу ПВЗ или его владельцу.
Сколько стоит открыть ПВЗ
Расходы зависят от выбранной франшизы и условий маркетплейса, от типа помещения и цен на аренду в конкретной локации.
Открытие ПВЗ Ozon обойдётся примерно в 300–400 тысяч рублей, а на организацию точки Wildberries нужно не менее 800 тысяч рублей.
Расходы на открытие постамата существенно меньше, но и доходы тоже.
Эксперты советуют при открытии ПВЗ закладывать больший бюджет на непредвиденные траты. Ещё стоит учитывать, что не все точки сразу начинают приносить прибыль: некоторые работают в минус, пока не наберут популярность. Так что стоит иметь подушку безопасности на случай, когда больших доходов ещё нет, а всё равно нужно оплачивать аренду и выдавать зарплату сотрудникам.
На чём зарабатывают пункты выдачи
Источник заработка ПВЗ — выдача заказов. Чем больше товаров выдаёт точка, тем выше доходы владельца. За каждый выданный товар маркетплейс платит определённый процент.
Комиссия владельца пункта выдачи зависит от разных факторов, но редко превышает 5%. Например, Wildberries и Ozon учитывают географическое положение пункта выдачи. В крупном городе процент выше, чем в сельской местности. При этом есть верхние границы комиссионных, то есть дорогостоящие заказы не принесут сверхприбыль. Доход в большей степени зависит от количества выданных заказов, чем от их стоимости.
Некоторые маркетплейсы предлагают владельцам ПВЗ бонусы за активную работу. Например, Ozon даёт до 350 тысяч рублей в месяц на развитие бизнеса при достижении определённого оборота в точке. Точная сумма зависит от региона и локации пункта выдачи.
Выгодно ли открывать ПВЗ в 2024 году
Обычно пункты выдачи начинают приносить стабильный доход через несколько месяцев после открытия — это стоит сразу заложить в ваш бизнес-план.
В случае успеха ПВЗ будет приносить ежемесячную прибыль, не требуя постоянного внимания от владельца. По разным оценкам, пункт выдачи заказов окупается при обороте не менее 50–100 посылок в день в течение нескольких месяцев.
В мегаполисе относительно несложно достичь подобного результата, но в небольшом городе или в деревне всё зависит от расположения точки, платёжеспособности местного населения и его готовности к онлайн-покупкам.
Если вы планируете открыть один ПВЗ и управлять им самостоятельно, в первые месяцы будьте готовы к постоянной занятости и решению множества вопросов. Лучший способ подготовиться — пройти наш курс «Как открыть пункт выдачи заказов».
Срок окупаемости зависит от локации и формата пункта выдачи, но в среднем это 4–9 месяцев.
Пошаговая инструкция для открытия ПВЗ
Каждый маркетплейс даёт своим партнёрам подробные инструкции, отвечает на вопросы, а иногда даже поддерживает финансами. Мы составили универсальный алгоритм, который поможет понять, что нужно сделать, чтобы открыть пункт выдачи.
Шаг 1. Исследование рынка и выбор маркетплейса
Предварительное исследование рынка обязательно. Нужно оценить спрос в конкретной локации, узнать о конкурентах и ценах на аренду. По статистике, в 2024 году больше всего селлеров у Wildberries, на втором месте Ozon, замыкает тройку Яндекс Маркет. Это может косвенно влиять на количество заказов в потенциальном пункте выдачи.
Выбор франчайзера и типа ПВЗ зависит от бюджета и конкуренции в конкретной локации. Маркетплейсы не всегда блокируют зоны, в которых уже есть пункт выдачи, и не запрещают открывать аналогичные точки рядом, но владельцу стоит самому решить, будет ли коммерческий успех у такого соседства.
У каждого маркетплейса свои плюсы и минусы — выбор зависит от конкретных условий сотрудничества и ваших финансовых возможностей. Самые важные параметры: тарифы, схема заработка, требования к характеристикам и оформлению помещения, объём первоначальных вложений, пакет стартовой помощи. Особое внимание уделите системе штрафов. Детально сравните все возможные варианты и решите, какой партнёр подходит вам больше всего.
Шаг 2. Оформление документов и разрешений
Независимо от выбора маркетплейса, бизнес должен быть оформлен официально. Поскольку помещение будет использоваться в коммерческих целях, скорее всего, будет работать касса и вы наймёте персонал, нужно заранее зарегистрировать юридическое лицо.
В большинстве случаев для работы с ПВЗ достаточно статуса ИП — его несложно оформить, как и вести отчётность. При регистрации нужно будет выбрать систему налогообложения и коды деятельности ОКВЭД, например, связанные с розничной торговлей и складированием.
Ещё нужно будет зарегистрироваться в системе учёта выбранного маркетплейса. У большинства компаний для этого есть специальные приложения.
Шаг 3. Выбор локации и помещения
Один из наиболее значимых факторов успеха. В больших городах десятки и даже сотни ПВЗ — их можно увидеть на картах загруженности районов на сайтах маркетплейсов. На них указаны все открытые пункты в вашем городе и зоны, в которых можно открывать новые точки.
Если вы выбрали место, которое никак не обозначено на карте, проконсультируйтесь у специалистов маркетплейса.
Желательно, чтобы пункт располагался в месте с большой проходимостью. Ещё важно, чтобы рядом были парковка для покупателей и удобное место для разгрузки машин с товаром. Если район вам не знаком, стоит потратить время на его изучение. Для этого можно пройтись по нему пешком, рассмотреть окрестности на Яндекс Картах, Google Картах или 2ГИС, а ещё можно почитать районные группы в соцсетях.
У маркетплейсов довольно строгие требования к помещениям под ПВЗ. Wildberries разрешает открывать пункты в крупных городах на площади не менее 40 кв. м. Ozon — от 25 кв. м. Яндексу достаточно 20 кв. м. Большинство компаний не разрешают открываться выше первого этажа или, наоборот, в подвале. Важно также, чтобы был свободный доступ к входу — никаких домофонов и шлагбаумов.
Если пункт выдачи открывается не в городе, требования менее строгие. Можно открывать сельские ПВЗ в жилых домах, магазинах и даже в гаражах.
Шаг 4. Оборудование и оснащение
Каждый франчайзер предоставляет брендбук, в котором подробно описана концепция оформления пунктов выдачи и указаны элементы фирменного стиля. Ремонт нужно делать в строгом соответствии с требованиями маркетплейса. Обычно на него дают две недели.
Это минимальный набор — дополнительное оснащение зависит от требований конкретной компании. Например, могут потребоваться дополнительные вывески, плакаты и другие материалы от маркетплейса.
Шаг 5. Обучение персонала и старт работы
В ПВЗ вполне достаточно одного работника, но поскольку смены длительные и чаще всего пункты работают без выходных, понадобится сменщик. Иногда владельцы подменяют работника сами, что снижает издержки.
Если у сотрудников нет подобного опыта и подготовки, нужно обучить их выдавать заказы, оформлять выдачу и возврат, принимать товар от грузчиков, вести учёт и инвентаризацию. Учтите, что качество работы персонала — немаловажный фактор успеха. Если рядом расположены два ПВЗ одного бренда, клиент скорее выберет тот, в котором ему больше нравится обслуживание.
После открытия новых точек их продвигают сами маркетплейсы. Клиентам приходят уведомления об открытии пунктов на почту, в личные кабинеты на сайте и в приложении. Также ПВЗ добавляются на карты Яндекса и 2ГИС — здесь вы можете отслеживать отзывы о точке.