Содержание
В начало
Как работает франшиза
Как планировать расходы на франшизу
Примеры франшиз по объёму инвестиций

Сколько стоит купить франшизу

Как рассчитать инвестиции в покупку франшизы

Итак, вы собрались открыть бизнес по франшизе. Это отличный способ начать своё дело, не имея при этом собственной идеи или чёткого плана. Этим франшизы хороши вы получите готовые бизнес-планы, технологии, бренд, инструкции. Останется только всё это реализовать под руководством своего франчайзера. Открытым остаётся самый важный вопрос а сколько это всё стоит?

Как работает франшиза

Шаг 1. Покупатель выбирает сферу, в которой хочет работать.


Франшизы могут быть



  • производственные, когда вы можете выпускать продукцию под брендом;
  • товарные, когда вы можете продавать товары бренда;
  • сервисные, когда вы можете оказывать услуги под каким-то брендом.

Шаг 2. Покупатель изучает предложение франчайзера, знакомится с бизнес-моделью, условиями, расценками.



Здесь важно обращать внимание на историю франшизы, репутацию компании и владельца, отзывы о франшизе. С помощью сервисов проверки контрагентов оцените обороты компании. Сравните предложения с другими на рынке, учтите, что вам предлагает продавец за указанную сумму.

Шаг 3. Если предложение устривает, можно выходить на сделку с франчайзером. Важно внимательно изучить договор.

Шаг 4. Самостоятельно или при поддержке франчайзера покупатель выбирает помещение, делает ремонт, устанавливает оборудование, нанимает сотрудников и так далее.

Совместная работа с франчайзером может стать как плюсом, так и минусом при покупке франшизы. С одной стороны, это может быть поддержка на всех этапах бизнеса, а с другой, она может превратиться в контроль. Как сложатся ваши отношения, вы не сможете узнать заранее. Однако то, насколько франчайзер вовлечён в процесс открытия нового бизнеса, должно быть прописано в договоре. Также это можно узнать, поговорив с другими франчайзи.

Как планировать расходы на франшизу

При планировании покупки франшизы одна из главных задач правильно рассчитать и учесть все расходы. На стадии переговоров представитель компании-франчайзера присылает список расходов со стоимостью, спецификацию оборудования, данные по аренде и другие. Этот список носит рекомендательный характер, поэтому стоит ещё провести самостоятельную работу и рассчитать стоимость с учётом адаптации под конкретный город, где вы планируете открывать франшизу. На словах франшиза, конечно, всегда выглядит выгодно. Однако её стоимость часто завышают, поэтому особенно важно самостоятельно посчитать примерную окупаемость предприятия.

Первая оплата это паушальный взнос. Некая сумма, за которую вы получаете доступ к бизнес-модели продавца. Также большинство франшиз предполагают ежемесячную или ежеквартальную уплату роялти процент от дохода или какую-то фиксированную сумму.

По данным международной ассоциации франчайзинга, 6,5% — средняя величина роялти, которая меняется в зависимости от типа деятельности. В ресторанном и гостиничном бизнесе роялти могут быть в среднем 4,5%, для фастфуда — 10%. В сфере ретейла роялти — в среднем 6%, в продаже недвижимости — 7,5%, в образовании — 8,5%.

Роялти могут быть процентными, фиксированными или комбинированными. Иногда их может не быть вовсе. Однако это, скорее, тревожный звоночек.

Отсутствие роялти и высокий паушальный взнос могут говорить о том, что цель франчайзера заработать на продаже франшизы, а сам бизнес не такой прибыльный.

Чтобы правильно сформировать бюджет на франшизу, стоит разбить расходы по группам

1.
Предварительные расходы. Это то, что вам потребуется перед заключением договора на покупку франшизы: открытие юрлица, оплата аренды, командировки в центральный офис компании, оплата накладных расходов, услуги консалтинга, бухгалтера, юриста и прочих.
2.
Обязательные затраты. Это оплата паушального взноса, закупка и поставка оборудования, ремонт помещения, обучение и наём персонала, лицензии и другие разрешительные документы бизнеса, техническое оснащение, закупка товара, производство наружной вывески.
3.
Постоянные и операционные расходы. Оплата роялти, зарплата сотрудникам, налоги, расходные материалы, закупка товара, аренда помещения, платёж по кредиту, если он есть, коммунальные платежи.
4.
Дополнительные расходы. Логистика, рекламный бюджет для запуска, настройка рекламы в интернете, монтажные работы, страховка.

Иногда франчайзеры существенно занижают расходы, и многие позиции не озвучивают. Например, не говорят про стажировку персонала, комплексное обучение владельца бизнеса, проектирование и подбор помещения. Иногда компании занижают стоимость первичной закупки товара.

Все эти параметры влияют на рентабельность и окупаемость вложений. Их можно обсудить с действующими франчайзи, которые уже открыли бизнес. Узнайте, на чём сэкономили или что, наоборот, не учли. Нельзя полагаться только на продавца франшизы, поскольку его данные могут расходиться с реально понесёнными затратами на открытие отдельно взятой точки.

По итогу формируется сумма стартовых затрат, которая поможет реально оценить свои возможности, учесть наличие свободных или кредитныж средств и правильно распланировать бюджет.

Примеры франшиз по объёму инвестиций

Как мы поняли, нельзя с точностью до рубля сказать, во сколько вам обойдётся та или иная франшиза, это будет зависеть от огромного количества факторов. Но можно посмотреть среднюю стоимость франшиз в разных сферах.

Пекарня «Хлебничная»

Популярная сеть пекарен, в которой более 150 точек. Они работают в формате пекарни полного цикла или просто торговой точки.

Паушальный взнос: 350 000 рублей за пекарню полного цикла или 250 000 рублей за торговую точку.
Роялти: 3%.
Окупаемость: 6–10 месяцев.
Средний оборот в месяц: от 1,3 млн рублей.
Помещение: 60 м² для пекарни полного цикла или 20 м² для точки продаж.

Аптека «36,6»

Одна из крупнейших сетей аптек в стране более 2000 точек в 11 регионах.

Стартовые инвестиции: от 1,1 млн рублей.
Окупаемость: от 8 месяцев.
Паушальный взнос: 60 000 рублей.
Без роялти.

Кофейня «Шоколадница»

Известная кофейня, которая работает с 2000 года. Под вывеской «Шоколадницы» открыто более 500 заведений.

Инвестиции с учётом паушального взноса: от 6 до 15 млн рублей.
Роялти: 7% от выручки.
Окупаемость: 6–8 месяцев.

Ресторан быстрого питания «Вкусно и точка»

Один из самых известных ресторанов быстрого питания, пришедший вместо McDonald’s. Стоимость франшизы приблизительная и зависит от города.

Паушальный взнос: от 550 000 рублей.
Роялти: 5% от оборота.
Маркетинговый сбор оплачивается ежемесячно: 2% от общего оборота.
Стартовая стоимость проекта: от 2,8 млн рублей.
Окупаемость: 6–7 месяцев.

Салон маникюра и педикюра «Пилки»

Крупная сеть маникюрных, в которой за 10 лет открылось более 90 студий в двух странах: России и Узбекистане.

Стартовые инвестиции: от 2,5 млн рублей.
Паушальный взнос: • города с населением от 1 млн человек — 1 млн рублей; • города с населением от 500 000 до 1 млн человек — 690 000 рублей; • города с населением до 500 000 человек — 390 000 рублей.
Роялти: • города с населением от 1 млн человек — 5%, не менее 50 000 рублей; • города с населением от 500 000 до 1 млн человек — 5%, не менее 40 000 рублей; • города с населением до 500 000 человек — 5%, не менее 30 000 рублей.
Срок окупаемости: от 10 месяцев.
Оборот в месяц: от 1 580 000 рублей.

Фото на обложке: Charday Penn / Getty Images.