Как использовать Телеграм в бизнесе
Аудитория Телеграма в России в январе 2025 года перешагнула порог 90 млн пользователей, что делает мессенджер одной из самых перспективных платформ для продвижения бизнеса онлайн.
Давайте подробнее разберём, как вести бизнес в Телеграме, какие возможности он даёт и как с его помощью можно продвигать свой бизнес.
Особенности Телеграма, влияющие на продвижение бизнеса
Раньше в Телеграме не было привычной рекламы. Но по мере развития мессенджера в нём появляется всё больше функций, полезных для предпринимателей.
По закону всю рекламу нужно маркировать — даже если это самореклама. Подробно весь процесс маркировки мы разобрали в отдельной статье.
Есть два основных формата взаимодействия с подписчиками.
Канал — это односторонняя связь. Вы публикуете посты, а подписчики их читают. Такой формат подходит, если вы хотите просто рассказывать о своих товарах, услугах или акциях. По сути, это витрина вашего бизнеса.
Чат — это двусторонняя связь. Здесь подписчики могут общаться и друг с другом, и с вашей компанией. Такой формат подойдёт, если вы хотите создать сообщество, выстраивать доверительные отношения с клиентами и получать обратную связь.
Что даёт предпринимателю продвижение бизнеса в Телеграме
Продавать в Телеграме можно прямо или косвенно. Эффективность обоих методов зависит от качества рекламных материалов и способов продвижения.
Преимущества Телеграма для бизнеса
Телеграм — не единственный мессенджер, которым пользуются россияне — потенциальные покупатели товаров и услуг.
Как использовать Телеграм для бизнеса
Мессенджер можно использовать по-разному в зависимости от задач, которые нужно вам нужно решить.
Продвижение товаров и услуг
Чаще всего бизнес использует Телеграм как площадку для продвижения, но прямо предлагать товары или услуги — не лучшая идея. Люди не любят, когда им что-то навязывают. Вместо этого компании создают телеграм-каналы, где делятся полезным контентом. И лишь время от времени упоминают то, что продают.
В отличие от ВКонтакте или других соцсетей, в Телеграме нет общей ленты, где публикации перемешиваются с рекламой. Здесь всё внимание подписчиков сосредоточено на вашем канале. Но есть и минус: аудиторию нужно привлекать самостоятельно, так как случайные пользователи не увидят ваши публикации.
При всех своих преимуществах Телеграм — не универсальная площадка, он подходит не всем. Например, если у вас исключительно сезонный бизнес, вы вряд ли сможете круглый год стабильно публиковать интересный контент. А длительные паузы в публикациях плохо скажутся на вовлечённости подписчиков — люди начнут отписываться или добавят ваш канал в архив и в итоге пропустят новые сообщения.
Также от телеграм-канала не нужно ждать мгновенных бизнес-эффектов. На первых этапах придётся вкладываться в создание контента и продвижение, получая минимум продаж или не получая их вообще. Но со временем, когда аудитория вырастет, эти вложения окупятся.
Если вы решили использовать телеграм-канал для продвижения, что вот ваш примерный план действий.
Внутренние коммуникации
Телеграм — отличный инструмент для общения внутри команды. Для этой цели можно создать приватный чат, вступить в который можно только по пригласительной ссылке. Такую группу невозможно будет найти через поиск в Телеграме, и контент в ней будет доступен только участникам. В такой группе можно, например, обсуждать рабочие вопросы, обмениваться файлами и фотографиями, ставить задачи.
Для удобства в группах также можно добавить темы — отдельные ветки обсуждений. Так вы сможете отделить, например, неформальное общение сотрудников от поручений руководства.
Коммуникации с внешней аудиторией
Для этой задачи лучше всего подойдёт телеграм-канал. Причём он может быть как сугубо информационным, так и более развлекательным.
В первом случае в канале можно коротко делиться новостями компании, рассказывать о процессе производства товаров и способах их применения. Во втором — дополнять информирование мемами, опросами на отвлечённые темы, делиться закулисьем бизнес-процессов.
Но бизнес может создать и чат для общения клиентов. Правда, в этом случае обязательно понадобится модератор, который будет следить за порядком в чате, удалять спам и блокировать нарушителей, контролировать, чтобы общение было комфортным для всех участников.
Если в чате будет хаос или токсичная атмосфера, это испортит репутацию компании. Люди не станут что-то покупать, если им будет неприятно находиться в созданном вами сообществе.
Автоматизация бизнес-процессов
Если у вас есть бизнес-аккаунт в Телеграме, вы можете автоматизировать рутинные задачи с помощью ботов. Это позволит ускорить работу, снизить нагрузку на сотрудников и сократить расходы. Боты работают по заданным алгоритмам и выполняют задачи, которые раньше требовали участия человека.
Например, боты могут отвечать на типовые вопросы пользователей: рассказывать о характеристиках товара, способах оплаты или доставки. В этом случае клиент взаимодействует с ботом через контекстное меню, которое появляется на экране. Это экономит время сотрудников, ведь им не придётся повторять одно и то же каждому клиенту.
Боты полезны и для клиентов. Если бот интегрирован с CRM-системой, он может автоматически сообщать клиенту, на каком этапе находится его заказ. Например, бот уведомит, что заказ оплачен, собран или передан в доставку.
Какие продукты можно продвигать через Телеграм
Телеграм подходит для продажи практически любых товаров и услуг и эффективен как для онлайн-, так и офлайн-бизнеса.
Конечно, если вы продаёте что-то онлайн, конверсия в покупку будет выше. Ведь после принятия решения о покупке клиенту останется только кликнуть по ссылке и оформить заказ. С офлайн-бизнесом чуть сложнее. Да, клиент может в пару кликов записаться на тренировку. Но этого недостаточно — на тренировку нужно будет ещё и прийти, и на этом этапе часть клиентов можно потерять.
И всё же телеграм-канал офлайн-бизнесу пригодится. Студия красоты может рассказывать про мастеров и их опыт работы. Гончарная студия — показывать примеры работ посетителей. Детский гимнастический центр — показывать видео с тренировок и отвечать на популярные сомнения родителей.
Прежде чем начинать продавать что-то через Телеграм, продумайте воронку продаж и что именно будет делать потенциальный клиент на каждом из этапов. Например, нет смысла публиковать ссылку на товар на сайте, если, попав на сайт, человек не сможет быстро оформить заказ. Или если на сайте нет формы оплаты.
Способы раскрутки канала в Телеграме
Для увеличения охватов в Телеграме нужно привлечь к каналу как можно больше представителей целевой аудитории.
Для каждой компании алгоритм продвижения будет своим. Лучше не копировать чужие методы точь-в-точь, так как они могут не сработать для вашей целевой аудитории. А ещё не стоит использовать «серые» методы накрутки подписчиков — Телеграм успешно распознаёт нечестные методы продвижения и может заблокировать ваш канал.
Фото на обложке: @user5391341/Freepik.