Содержание
В начало
Как использовать Телеграм в бизнесе
Особенности Телеграма, влияющие на продвижение бизнеса
Преимущества Телеграма для бизнеса
Как использовать Телеграм для бизнеса
Какие продукты можно продвигать через Телеграм
Способы раскрутки канала в Телеграме

Телеграм для бизнеса: как использовать

Изучаем крупнейший российский мессенджер и чем он полезен предпринимателям

Как использовать Телеграм в бизнесе

Аудитория Телеграма в России в январе 2025 года перешагнула порог 90 млн пользователей, что делает мессенджер одной из самых перспективных платформ для продвижения бизнеса онлайн.

Давайте подробнее разберём, как вести бизнес в Телеграме, какие возможности он даёт и как с его помощью можно продвигать свой бизнес.

Особенности Телеграма, влияющие на продвижение бизнеса

Раньше в Телеграме не было привычной рекламы. Но по мере развития мессенджера в нём появляется всё больше функций, полезных для предпринимателей.

За счёт них в Телеграме можно:
рекламировать товары и услуги;
развивать личный или корпоративный бренд;
приводить клиентов на другие площадки, например, в интернет-магазин;
продавать инфопродукты — курсы или вебинары;
информировать клиентов об акциях, скидках, промокодах.

По закону всю рекламу нужно маркировать — даже если это самореклама. Подробно весь процесс маркировки мы разобрали в отдельной статье.

Есть два основных формата взаимодействия с подписчиками.

Канал — это односторонняя связь. Вы публикуете посты, а подписчики их читают. Такой формат подходит, если вы хотите просто рассказывать о своих товарах, услугах или акциях. По сути, это витрина вашего бизнеса.

Чат — это двусторонняя связь. Здесь подписчики могут общаться и друг с другом, и с вашей компанией. Такой формат подойдёт, если вы хотите создать сообщество, выстраивать доверительные отношения с клиентами и получать обратную связь.

Что даёт предпринимателю продвижение бизнеса в Телеграме

Вы можете рассказывать о новых товарах, акциях и мероприятиях.
Можно отправлять сообщения и звонить клиентам из любой страны с минимальными затратами.
Вы можете проводить опросы и анализировать поведение целевой аудитории, чтобы лучше понимать её потребности.
Если у вас много подписчиков, вы можете зарабатывать на рекламе в своём канале.
Телеграм можно использовать для общения внутри команды, особенно если кто-то работает удалённо.
С помощью ботов можно настроить техподдержку, приём заказов и даже оплату.

Продавать в Телеграме можно прямо или косвенно. Эффективность обоих методов зависит от качества рекламных материалов и способов продвижения.

Прямая реклама подразумевает публикацию информации о самих продуктах — их преимуществах, способах применения, стоимости.
Косвенная реклама — нативная реклама, когда бизнес не продаёт ничего открыто, но мотивирует людей переходить по ссылкам и оформлять заказы.

Преимущества Телеграма для бизнеса

Телеграм — не единственный мессенджер, которым пользуются россияне — потенциальные покупатели товаров и услуг.

Но он отлично подходит для бизнеса, и вот почему.
Простой и удобный интерфейс.
Можно общаться одновременно на нескольких устройствах: планшете, смартфоне, компьютере.
Множество инструментов для бизнеса: групповые чаты, каналы, боты, интеграция с внешними сервисами.
Интеграция с CRM-системами для управления контактами, отслеживания сделок, сбора аналитики и данных о конверсии.
Подключение специализированных ботов, которые будут генерировать отчёты и анализировать статистику.
Настройка блока «О себе», в котором можно коротко рассказать о бизнесе, дать контакты и ссылку на сайт или соцсети.
Шаблоны быстрых ответов и функция «Нет на месте» пригодятся, чтобы автоматически информировать покупателей о времени работы компании, а также снять нагрузку с менеджеров.
Теги для постов помогут структурировать контент и облегчат поиск информации.
Можно запускать опросы и быстро собирать мнения сотрудников или клиентов.
Реакции на сообщения помогут сэкономить время на написание «Спасибо» или «Принято» в чате. А также позволят понять, насколько аудитории нравится тот или иной тип контента.
Но есть у Телеграма и недостатки:
Поисковые системы не индексируют контент из мессенджера. Для привлечения подписчиков придётся использовать платную рекламу, другие соцсети, размещать партнёрские публикации.
Пользователь может отключить уведомления от канала, и тогда у ваших постов будет меньше просмотров, реакций и комментариев.
Аналитика по каналу в Телеграме довольно примитивная. Для глубокого анализа данных нужно подключать внешние платные сервисы.

Как использовать Телеграм для бизнеса

Мессенджер можно использовать по-разному в зависимости от задач, которые нужно вам нужно решить.

Продвижение товаров и услуг

Чаще всего бизнес использует Телеграм как площадку для продвижения, но прямо предлагать товары или услуги — не лучшая идея. Люди не любят, когда им что-то навязывают. Вместо этого компании создают телеграм-каналы, где делятся полезным контентом. И лишь время от времени упоминают то, что продают.

В отличие от ВКонтакте или других соцсетей, в Телеграме нет общей ленты, где публикации перемешиваются с рекламой. Здесь всё внимание подписчиков сосредоточено на вашем канале. Но есть и минус: аудиторию нужно привлекать самостоятельно, так как случайные пользователи не увидят ваши публикации.

При всех своих преимуществах Телеграм — не универсальная площадка, он подходит не всем. Например, если у вас исключительно сезонный бизнес, вы вряд ли сможете круглый год стабильно публиковать интересный контент. А длительные паузы в публикациях плохо скажутся на вовлечённости подписчиков — люди начнут отписываться или добавят ваш канал в архив и в итоге пропустят новые сообщения.

Также от телеграм-канала не нужно ждать мгновенных бизнес-эффектов. На первых этапах придётся вкладываться в создание контента и продвижение, получая минимум продаж или не получая их вообще. Но со временем, когда аудитория вырастет, эти вложения окупятся.

Если вы решили использовать телеграм-канал для продвижения, что вот ваш примерный план действий.

1.
Определите целевую аудиторию: составьте портрет ваших клиентов. Без этого этапа вы не сможете определить, какой контент будет действительно интересен.
2.
Составьте контент-план: как часто и что именно вы будете публиковать. Заранее спланируйте, в какой пропорции вы будете публиковать информационный контент и контент, направленный на прямые продажи.
3.
Наймите сотрудника, который будет заниматься созданием и публикацией контента, а также общением с подписчиками. Вы также можете начать с найма: в этом случае первый и второй шаг станут задачами сотрудника.
4.
Выделите бюджет на рекламу и составьте план продвижения.
5.
Создайте канал и привлеките аудиторию. Например, если у вас есть соцсети, стоит проанонсировать канал там. Если у вас офлайн-бизнес, например, студия пилатеса, информацию о телеграм-канале можно разместить на стойке администратора.
6.
Начните регулярно публиковать контент согласно контент-плану. Публикации должны быть регулярными, чтобы подписчики не забывали про вашу компанию, но не слишком частыми, чтобы подписчики от них не устали. Публиковать что-то ради публикации тоже не стоит: каждый пост должен нести какую-то ценность для аудитории.

Внутренние коммуникации

Телеграм — отличный инструмент для общения внутри команды. Для этой цели можно создать приватный чат, вступить в который можно только по пригласительной ссылке. Такую группу невозможно будет найти через поиск в Телеграме, и контент в ней будет доступен только участникам. В такой группе можно, например, обсуждать рабочие вопросы, обмениваться файлами и фотографиями, ставить задачи.

Для удобства в группах также можно добавить темы — отдельные ветки обсуждений. Так вы сможете отделить, например, неформальное общение сотрудников от поручений руководства.

Коммуникации с внешней аудиторией 

Для этой задачи лучше всего подойдёт телеграм-канал. Причём он может быть как сугубо информационным, так и более развлекательным.

В первом случае в канале можно коротко делиться новостями компании, рассказывать о процессе производства товаров и способах их применения. Во втором — дополнять информирование мемами, опросами на отвлечённые темы, делиться закулисьем бизнес-процессов.

Но бизнес может создать и чат для общения клиентов. Правда, в этом случае обязательно понадобится модератор, который будет следить за порядком в чате, удалять спам и блокировать нарушителей, контролировать, чтобы общение было комфортным для всех участников.

Если в чате будет хаос или токсичная атмосфера, это испортит репутацию компании. Люди не станут что-то покупать, если им будет неприятно находиться в созданном вами сообществе.

Автоматизация бизнес-процессов

Если у вас есть бизнес-аккаунт в Телеграме, вы можете автоматизировать рутинные задачи с помощью ботов. Это позволит ускорить работу, снизить нагрузку на сотрудников и сократить расходы. Боты работают по заданным алгоритмам и выполняют задачи, которые раньше требовали участия человека.

Например, боты могут отвечать на типовые вопросы пользователей: рассказывать о характеристиках товара, способах оплаты или доставки. В этом случае клиент взаимодействует с ботом через контекстное меню, которое появляется на экране. Это экономит время сотрудников, ведь им не придётся повторять одно и то же каждому клиенту.

Боты полезны и для клиентов. Если бот интегрирован с CRM-системой, он может автоматически сообщать клиенту, на каком этапе находится его заказ. Например, бот уведомит, что заказ оплачен, собран или передан в доставку.

Какие продукты можно продвигать через Телеграм

Телеграм подходит для продажи практически любых товаров и услуг и эффективен как для онлайн-, так и офлайн-бизнеса.

Конечно, если вы продаёте что-то онлайн, конверсия в покупку будет выше. Ведь после принятия решения о покупке клиенту останется только кликнуть по ссылке и оформить заказ. С офлайн-бизнесом чуть сложнее. Да, клиент может в пару кликов записаться на тренировку. Но этого недостаточно — на тренировку нужно будет ещё и прийти, и на этом этапе часть клиентов можно потерять.

И всё же телеграм-канал офлайн-бизнесу пригодится. Студия красоты может рассказывать про мастеров и их опыт работы. Гончарная студия — показывать примеры работ посетителей. Детский гимнастический центр — показывать видео с тренировок и отвечать на популярные сомнения родителей.

Прежде чем начинать продавать что-то через Телеграм, продумайте воронку продаж и что именно будет делать потенциальный клиент на каждом из этапов. Например, нет смысла публиковать ссылку на товар на сайте, если, попав на сайт, человек не сможет быстро оформить заказ. Или если на сайте нет формы оплаты.

Способы раскрутки канала в Телеграме

Для увеличения охватов в Телеграме нужно привлечь к каналу как можно больше представителей целевой аудитории.

Основные способы привлечения аудитории:
Анонс запуска телеграм-канала в других социальных сетях и на сайте компании. Чтобы мотивировать людей перейти и подписаться, можно предоставлять им за это промокод или скидку на покупку.
Анонс публикаций в телеграм-канале в других канал контакта с аудиторией. Это поможет регулярно привлекать аудиторию, пока количество подписчиков невелико.
Взаимная реклама. Для неё нужно найти канал схожей тематики, чтобы получить нужную целевую аудиторию, после чего договориться о размещении постов друг друга. Обычно такая реклама происходит бесплатно, ведь по итогу оба канала привлекут новую аудиторию.
Платная реклама. Стоимость размещения зависит от количества подписчиков у рекламной площадки, тематики канала и других факторов.

Для каждой компании алгоритм продвижения будет своим. Лучше не копировать чужие методы точь-в-точь, так как они могут не сработать для вашей целевой аудитории. А ещё не стоит использовать «серые» методы накрутки подписчиков — Телеграм успешно распознаёт нечестные методы продвижения и может заблокировать ваш канал.

Фото на обложке: @user5391341/Freepik.