В России четыре крупнейших маркетплейса, и «Мегамаркет» — один из них. Разберём, кто может здесь работать, как стать продавцом и каких ошибок лучше не совершать.

Как зарегистрироваться на «Мегамаркете»
Чтобы работать на маркетплейсе, нужно сначала открыть своё дело: стать самозанятым, ИП или ООО.
Зарегистрироваться в качестве селлера можно за несколько шагов на сайте для партнёров.
Шаг 1. Заполните анкету
- Имя и контакты;
- ИНН для самозанятых и ИП;
- Категорию товаров — в списке 21 пункт;
- Название магазина, которое увидят покупатели;
- Отметить, если вы самозанятый,
- Ввести реферальный код, если он есть;
- Подтвердить, что согласны с условиями работы.

«Мегамаркет» создаст для вас личный кабинет и пришлёт логин и пароль для входа на электронную почту.

Следующие шаги проходят в кабинете селлера.
Шаг 2. Загрузите документы
Список зависит от формы бизнеса.

Шаг 3. Выберите схему работы
На маркетплейсе четыре схемы работы. Сначала можно выбрать только одну. От схемы зависят зоны ответственности за хранение товара, обработку и отправку заказов. Мы разберём варианты подробнее в разделе ниже.
Шаг 4. Загрузите товары в магазин
До регистрации на платформе нужно познакомиться с правилами, согласно которым некоторые товары нельзя продавать вообще или по определённой схеме, либо хранить на складах маркетплейса.
К запрещённым вообще обычно относятся категории, которые нельзя продавать на маркетплейсах по закону. Все категории есть в базе знаний «Мегамаркета».
Приведём несколько примеров того, что можно и нельзя продавать на «Мегамаркете».

Товары, которые можно продавать, загрузите на платформу. Есть два способа загрузки, которые можно комбинировать. Глобально они отличаются объёмами загрузки и работой с карточками товаров.
- В первом случае можно добавить множество позиций, но нужно связывать их с карточками маркетплейса. Обычно это происходит автоматически.
- Во втором случае загружают единичные позиции без работы с карточками.
Шаг 5. Подключите электронный документооборот
Это необязательный этап, но будет легче работать с документами в электронном виде. Если не настроить ЭДО, все бумаги придётся печатать, подписывать и отправлять получателям.
Шаг 6. Настройте график выплат
Селлеры выбирают один из трёх вариантов — ежедневные выплаты, раз в две недели или каждый месяц. За вывод денег маркетплейс берёт комиссию «за обработку платежей». Чем чаще выводить выручку, тем больше комиссия.
- Выплаты каждый день — 2%.
- Еженедельные выплаты — 1,8%.
- Выплаты раз в две недели — 1,5%.
Если комиссия невыгодная или график не подошёл, его можно поменять через 30 дней. Перейдите в раздел «Отчётность» → «Выплаты» → «Изменить». Выберите новый график → «Сохранить».

Шаг 7. Выберите инструменты продвижения
Это ещё один необязательный этап, но он работает на привлечение покупателей. Продвижение особенно важно на старте продаж. Продавцам доступны разные механики, но традиционно это кэшбэк, бонусы за отзывы, баннеры с вашим товаром в поисковой выдаче.

Кто может стать партнёром «Мегамаркета»
Мы уже коснулись того, как стать продавцом на маркетплейсе. Рассмотрим подробнее бизнес всех типов.

Какие выводы получаются из таблицы:
- Если вы рассматриваете маркетплейс как основной способ заработка, лучше сразу открывать ИП, чтобы было больше свободы для бизнеса.
- Если хотите сначала попробовать свои силы и много делаете своими руками, можно стать самозанятым продавцом.
- Если вы производите или перепродаёте большие партии товаров, лучше открыть ООО: так будет больше возможностей для развития и меньше риска потерять личное имущество.
Как загрузить товары на «Мегамаркет»
Рассмотрим, как работают два способа загрузки, о которых писали выше.

Первую загрузку товаров, если их несколько десятков, лучше делать файлом. Если у вас нет разработчика или системы 1С, лучше всего использовать Excel-файл, потому что «Мегамаркет» предоставляет шаблон и инструкции по его заполнению.
Отдельные позиции можно добавлять вручную — через каталог ассортимента на маркетплейсе.
Схемы работы с «Мегамаркетом»
FBS — Fulfillment by Seller
Это вариант, при котором маркетплейс только доставляет готовые заказы. Схема подходит самозанятым.
Селлер хранит товары на своём складе, готовит их к отправке и привозит в пункт приёма «Мегамаркета». Поэтому нужно складское помещение и команда, которая будет собирать и упаковывать заказы.
Преимущество в том, что не нужно организовывать доставку к покупателю.
FBO — Fulfillment by Operator
Это схема, когда маркетплейс берёт работу на себя: хранит товары, готовит к отправке и доставляет покупателям.
Продавцу нужно только привозить товары на склад «Мегамаркета».
Преимущество в том, что вы делегируете все обязанности и получаете прибыль.
DBS — Delivery by Seller
Схема, противоположная FBO: вы полностью занимаетесь хранением, подготовкой и доставкой, а «Мегамаркет» выступает виртуальной витриной для товаров. DBS подходит самозанятым.
Продавцу нужен склад, служба поддержки, команда для сборки и упаковки заказов и служба доставки. Можно организовать свою или найти подрядчика.
Преимущество в том, что стоимость и территорию доставки вы определяете сами.
C&C, P&C — Click & Collect и Pay & Collect
Вы храните и готовите товары к выдаче, но клиенты приходят за ними сами в ваши офлайн-магазины. Маркетплейс — способ привлечь клиентов в физические торговые точки, откуда можно выдавать заказы.
Продавцу нужны складские помещения и команда сотрудников.
Преимущество в том, что растёт офлайн-бизнес, вы не тратите ресурсы на упаковку и доставку.
В таблице собрали главное о схемах работы на «Мегамаркете».
.png?v4)
От чего зависит комиссия на «Мегамаркете»
Селлеры на маркетплейсе платят четыре вида комиссий:
- Связанные с платежами. «Мегамаркет» берёт процент с каждого проданного товара, а также за перевод дохода продавцу — это позволяет компенсировать затраты платформы на эквайринг.
- Связанные с товарами. Это различные платежи за хранение, обработку, подготовку к отправке и доставку. Тариф зависит от нескольких параметров, в первую очередь от схемы работы.
- Связанные с проблемами при покупке. Селлер платит, если товар вернули, не выкупили или отменили заказ. Если дата доставки изменилась по вине продавца, придётся уплатить штраф. Деньги не нужно платить отдельно — маркетплейс уменьшит ваш доход на размер комиссии, когда переведёт выручку.
- Связанные с другими услугами. В эту группу входят комиссия для селлера за ЭДО и продвижение товаров благодаря программе лояльности и повышенному кэшбэку.
Чтобы продавцы могли определить оптимальную стоимость товаров и расходы, «Мегамаркет» сделал калькулятор комиссий.
Например, вы продаёте детские товары. Стоимость каждого без скидки — 800 рублей, себестоимость — 400 рублей. Запланировано продать 1000 штук. Если ничего не вернут, выгоднее всего доставлять товары самостоятельно по модели DBS. Если у вас есть физические магазины, подойдут также C&C — «Закажи и забери» или P&C «Заплати и забери».
Преимущества «Мегамаркета»
Ниже конкуренция, чем на других площадках
«Мегамаркет» на четвёртом месте по продажам после Wildberries, Ozon и Яндекс Маркета, поэтому здесь меньше селлеров.
Много пунктов выдачи заказов
Если сравнивать с теми же маркетплейсами, у «Мегамаркета» 76 000 ПВЗ. На втором месте Ozon — 50 000 пунктов выдачи.
Уникальный способ привлекать покупателей
Только здесь можно оплатить часть заказа бонусами «Спасибо». Это особенно выделяет маркетплейс среди клиентов Сбера.
Есть схема работы без доставки
Можно показывать товары большому кругу людей, и они сами придут к вам за товаром и сэкономят ресурсы на доставку.
Недостатки «Мегамаркета»
Меньше аудитория
«Мегамаркет» появился позже Яндекс Маркета, Ozon и Wildberries, поэтому пока его посещает меньше людей.
Ниже ассортимент
Некоторых брендов или отдельных товаров из разных категорий на платформе нет. Однако это недостаток, вытекающий из первого, поэтому может исправиться со временем.
Нестабильная работа
Приложение и сайт могут «зависать», выдавать ошибки или выкидывать пользователя из личного кабинета. Разработчики стараются это исправить, но не всем клиентам хочется бороться с платформой.
Частые ошибки начинающих продавцов при выходе на «Мегамаркет»
Плохо разобраться в правилах площадки
В чём проблема. Например, вы узнали, что на маркетплейсе ниже конкуренция, решили попробовать онлайн-торговлю, но не хотите упаковывать и доставлять заказы. Поэтому решили работать по схеме «Закажи и забери». Однако у вас всего четыре магазина, а по условиям «Мегамаркета» их должно быть не меньше 10.
Как исправить. Перечитать базу знаний, пройти обучение, писать в поддержку, изучать опыт других продавцов — успешный и не очень.
Сразу продавать популярные товары
В чём проблема. Если вы новичок на маркетплейсе или продажах вообще, не стоит закупать товары, которые пользуются самым высоким спросом, либо можно начать с маленькой партии. Так вы «прощупаете» работу платформы, ценообразование и другие нюансы, которые нельзя узнать в теории.
Как исправить. Изучить спрос с помощью специальных сервисов, например, Seller24.
Продавать непопулярные товары
В чём проблема. Это другая крайность, при которой продавцы хотят отстроиться от конкурентов, но потом не могут реализовать товар.
Как исправить. То же, что и в первом случае, — исследовать спрос.
Уделять мало внимания карточкам товаров
В чём проблема. Несмотря на то, что у одного товара может быть только одна карточка, иногда нужно создавать новые. Карточки включают текст, фото и видео. Медиафайлы должны быть хорошего качества, а текст — быть понятным и отвечать на вопросы о товаре.
Как исправить. Сделать фото и видео с хорошим освещением, с разных ракурсов. Подумать, что важно узнать о товаре перед покупкой: размеры, цвета, материалы, способы использования и так далее.
Плохо упаковывать заказы
В чём проблема. Упаковка сохраняет товарный вид заказа, пока он едет к клиенту. Если покупка повредится, клиент вернёт заказ: вы не получите прибыль и заплатите лишнюю комиссию.
Как исправить. Использовать плёнку, коробки и пакеты согласно правилам маркетплейса, даже если хочется сэкономить на расходниках.
Демпинговать
В чём проблема. Снижать цену слишком сильно, порой ниже себестоимости, чревато для бизнеса. Если клиентов больше нечем удержать, выручка получится слишком низкой — соответственно низкой цене. Комиссия при этом никуда не денется. Если экономить на сервисе, чтобы снизить цену, это может отразиться на репутации, а возвращать клиентов тяжело. Плохой сервис только поможет конкурентам переманить покупателей.
Как исправить. Не работать с этим инструментом как единственным способом продвижения.
Отказаться от продвижения
В чём проблема. У начинающих продавцов может не хватать бюджета на рекламу, некоторые не хотят разбираться в механиках, другие не верят, это механизмы работают. Всё это время вы теряете прибыль там, где другие зарабатывают.
Как исправить. Выделять деньги на продвижение, обратиться в техподдержку или купить консультацию у специалистов, если не понимаете, с чего начать.