Владимир Путин утвердил новый сбор для рынка интернет-рекламы: 26 декабря 2024 года президент подписал закон № 479-ФЗ, который обязал отчислять долю от дохода за некоторые услуги. Разберём, зачем это нужно, кого коснулись изменения, как легально не платить за распространение рекламы. Обсудим ответственность для нарушителей, возможные проблемы нововведения для всех участников рынка и способы решения.

Зачем ввели сбор
Реклама в интернете станет дороже благодаря статье 18.2, которую добавили в ФЗ-38. В ней описано, как платить за услуги по распространению рекламы. Авторы закона планируют развивать российский IT-сектор и отечественные сайты — их список правительство пока не опубликовало. На поддержку направят деньги из федерального бюджета, а источником финансирования станет новый сбор.
В ФЗ-479 формулировки «сбор» нет — вместо неё используется фраза «обязательные отчисления». Поэтому платёж называют так для простоты. К тому же, юридически нововведение не является сбором за распространение рекламы, потому что не прописано в Налоговом кодексе. В отличие от сбора, налог — безвозмездный платёж, потому что ФНС не предоставляет бизнесу деньги или что-то ещё взамен.
Кто должен платить новый сбор
Есть четыре категории компаний и ИП, которым придётся платить за размещение платного контента в интернете:
- Распространители. В эту группу входят владельцы российских соцсетей, сайтов, мобильных приложений и площадок, которые публикуют рекламу от предпринимателей. Блогеры тоже считаются распространителями, но если контент выложили в рамках взаимного пиара, сбор платить не придётся.
- Операторы. Это площадки, которые занимаются контекстной и таргетированной рекламой и её размещением, например, VK Реклама, myTarget и Яндекс Директ.
- Посредники. К ним относятся агентства и фрилансеры, которые создают текстовые материалы и медиа для клиентов и распространителей рекламы. Обычно это те, кто заключает с заказчиком агентский договор на оказание услуг.
- Некоторые заказчики. Сбор платят ИП и юрлица, если заказывают контент у иностранных компаний или частных лиц. Роскомнадзор опубликовал список зарубежных организаций, которые работают на территории РФ, на своём сайте. В перечень входят Телеграм, TikTok, Авиасейлс и другие. При работе с ними заказчику нужно самостоятельно удержать сумму сбора из вознаграждения и перевести в бюджет.
Как рассчитывается размер сбора
Сбор 3% нужно переводить с квартального дохода от услуг по распространению и размещению рекламы.
Посчитаем на примере. Представим, что доход ООО «Продвижение для бизнеса» во II квартале 2025 года составил:
- в апреле — 200 тысяч рублей;
- в мае — 350 тысяч рублей;
- в июне — 300 тысяч рублей.
Общая сумма — 850 тысяч рублей. Отчисления составят 3% — 25,5 тысяч рублей, которые нужно будет перевести в конце квартала.
Доход федерального бюджета может значительно увеличиться: в октябре 2024 года Роскомнадзор опубликовал отчёт на основе данных о маркировке платного контента. В нём сказано, что с января по июнь бизнес потратил 381 млрд рублей на онлайн-рекламу. Это могло бы принести российским IT-компаниям 11,43 млрд рублей. Для сравнения — почти такая же сумма выделена для развития Тамбовской области в 2025 году: по данным Интерфакса, она составит 11,2 млрд рублей.

Сроки уплаты
Сбор за распространение рекламы в интернете нужно будет платить ежеквартально. Так как ФЗ-479 вступил в силу 1 апреля 2025 года, первый платёж нужно сделать уже в июле — за апрель, май и июнь.
Контролировать ситуацию будет Роскомнадзор. Он начнёт отслеживать полноту и своевременность оплаты продвижения в Сети по маркировке, которую передают в Единый реестр интернет-рекламы — ЕРИР. Зачем нужна маркировка и как она работает, — тема одной из статей на платформе.
Кроме РКН, доступ к Реестру есть у налоговой и антимонопольной службы. ФНС будет определять, правильно ли рассчитали размер сбора, а ФАС — выполнять три функции:
- определять рекламу и нерекламу;
- проверять наличие маркировки интернет-рекламы;
- проверять наличие информации о рекламодателе.
Исключения и льготы
В целом от нового сбора освобождены:
- Заказчики, которые создают рекламу с помощью российских компаний.
- Посредники, которые помогают делать контент, но не являются агентами или распространителями.
- Маркетплейсы.
Поговорим о том, где размещать рекламу, чтобы не платить сбор.
Первая категория — сайты информационных агентств, например, «Интерфакс», «РБК», «ИТАР-ТАСС», «РИА-новости», а также платформы теле- и радиоканалов.
Вторая категория — сайты изданий и редакций, которые соответствуют одному из критериев:
- Часть уставного капитала платформы принадлежит федеральной или местной организации.
- В течение года сайт получал деньги от государства, региона или города в качестве поддержки.
- Работают как издание, редакция или учредитель в том числе печатных материалов, которые выпускаются с определённой периодичностью и тиражом.
Вот какие требования по совокупному тиражу в течение года и периодике установил п. 12 Федерального закона № 479.

Третья категория — общероссийские обязательные телеканалы и каналы с использованием позиций в мультиплексах. Их список есть в Указе Президента от 24.06.2009 № 715, например:
- «Первый канал»;
- «Россия-1»;
- «НТВ»;
- «Петербург — 5 канал»;
- «Россия — Культура»;
- «Россия-24»;
- «Карусель»;
- «ТВ ЦЕНТР — Москва»;
- Радиоканалы «Вести ФМ», «Маяк» и «Радио России».
Последствия неуплаты
Новый Федеральный закон № 479 вносит поправки в ФЗ «О рекламе», поэтому неуплату сбора за распространение рекламы в интернете регулирует Административный кодекс. По ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение предусмотрен штраф:
- для самозанятых — от 2 до 2,5 тысячи рублей;
- для ИП — от 4 до 20 тысяч рублей;
- для ООО — от 100 до 500 тысяч рублей.
Возможные проблемы и пути решения
Есть как минимум две группы вопросов, на которые пока нет официальных ответов.
Проблемы
Исполнение закона о распространении интернет-рекламы.
- Каким образом Роскомнадзор будет отслеживать, была ли реклама оплачена?
- Если сбор не перечислен, когда и как РКН передаст информацию налоговой службе?
- Будет ли ФНС самостоятельно на регулярной основе искать неплательщиков?
Двойное налогообложение из-за сбора за распространение рекламы.
- Для многих рекламная деятельность — источник дохода. Бизнес, который получает с неё прибыль, платит соответствующий налог. Как одной компании не платить дважды, учитывая сбор?
- Как не платить дважды за одну единицу контента? По новому закону получается, что это должны сделать агентство и распространитель рекламы одновременно.
- Повлияет ли дополнительная нагрузка на конечную стоимость продвигаемого продукта? Может получиться замкнутый круг: растёт нагрузка → повышается цена товаров и услуг → снижается спрос → увеличивается потребность в рекламе и так далее.
Решения
Вот как может звучать фраза о размере сбора.

Фото на обложке: master1305 / Getty Images.