С 1 сентября 2025 года в России вступит в силу закон, запрещающий рекламу на иностранных интернет-ресурсах и в соцсетях, признанных экстремистскими или нежелательными, то есть запрещённых. К ним, например, относится Meta* и принадлежащие ей Instagram** и Facebook***. В этой статье расскажем, как закон скажется на предпринимателях и что делать, чтобы минимизировать влияние нововведения на бизнес.
Как будет работать закон о запрете рекламы на заблокированных ресурсах
По новому закону нельзя размещать рекламу:
С марта 2022 года российские компании не могут запускать таргетированную рекламу на площадках, которые принадлежат компании Meta* (по решению самой компании). Но закон ранее не запрещал покупать рекламу у блогеров. Теперь же будет запрещён любой формат продвижения.
Наказания предусмотрены как для тех, кто заказывает рекламу, так и для самих блогеров, которые эту рекламу размещают на своих ресурсах.
Бизнесу необходимо будет перенаправить рекламные бюджеты на те площадки, где рекламироваться всё ещё можно, например, в Телеграм или ВКонтакте.
Эксперты прогнозируют падение доходов блогеров, зарабатывающих на рекламе в запрещённых соцсетях, сложности для российских брендов с выходом на рынок, а также всевозможные обходы запретов и рост нативной рекламы по серым схемам.
Под какие виды рекламы попадает запрет
Под действие закона попадают все формы рекламы:
То есть под запрет попадает любая информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Упоминания брендов в публикациях могут не считаться рекламой, но решение о том, что считать рекламой, остаётся за контролирующим органом.
Кто обязан соблюдать новый закон
Закон обязателен для исполнения всеми субъектами, занимающимися рекламной деятельностью:
Какие штрафы предусмотрены за нарушение
- Для физических лиц: штраф до 2 500 рублей за каждый факт нарушения.
- Для должностных лиц: штраф до 20 000 рублей за каждый факт нарушения.
- Для юридических лиц: штраф до 500 000 рублей за каждый факт нарушения.
Рекомендации для бизнеса и блогеров
Есть несколько базовых рекомендаций:
Во-первых, стоит пересмотреть рекламные стратегии и исключить использование запрещённых платформ для продвижения товаров и услуг.
Во-вторых, нужно перенаправить бюджеты и инвестировать в рекламу на легальных и доступных в России ресурсах.
В-третьих, нужно не переставать следить за изменениями в законодательстве и быть в курсе актуальных норм и требований, чтобы избежать нарушений и связанных с ними санкций.
Новый закон о запрете рекламы на заблокированных ресурсах и в запрещённых социальных сетях существенно влияет на рекламный рынок России. Бизнесу, блогерам и частным лицам необходимо внимательно отнестись к этим изменениям, чтобы избежать штрафных санкций и перестроить свои рекламные кампании в соответствии с законодательными требованиями.
* Meta — организация, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
** Инстаграм (Instagram) — социальная сеть, принадлежащая организации Meta, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
*** Фейсбук (Facebook) — социальная сеть, принадлежащая организации Meta, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.