Условия прекращения франчайзинговых отношений регламентируются Гражданским кодексом РФ — и для тех случаев, когда их инициирует правообладатель, и для тех, когда из франшизы хочет выйти франчайзи. Условия разнятся в зависимости от того, какой тип договора был заключён между сторонами. Подробнее об основных типах договора франшизы читайте в уроке «Какие виды договоров бывают».
Как расторгнуть лицензионный договор (ЛД)
Кстати: если в лицензионном договоре не указан срок его действия, он автоматически истекает через пять лет.
Как расторгнуть договор коммерческой концессии (ДКК)
Условия расторжения договора раньше срока по инициативе одной из сторон могут и должны быть указаны в договоре. И тут всё зависит от воли франчайзера, который может установить драконовский отступной, и в случае конфликта суд встанет на его сторону.
Если такого пункта в договоре нет, то заключённый на определённый срок ДКК можно расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент, но уведомить об этом франчайзера нужно не позднее чем за 30 дней и заплатить ему отступной, размер которого должен быть прописан в договоре.
Если договор бессрочный, уведомить франчайзера нужно за полгода до вашего выхода из-под франшизы, если в договоре не прописан более длительный срок.
В обоих случаях уведомление о желании выйти из франшизы надо направить на юридический адрес франчайзера, если в договоре не прописан другой способ. Если уведомление не направить, роялти продолжат начисляться, и франчайзер получит их через суд.
Учтите, что намерение выйти из франшизы не избавит вас от финансовых обязательств перед франчайзером вплоть до момента официального расторжения договора. Иными словами, даже если вы не будете «дорабатывать» по франшизе оставшиеся шесть месяцев, обязательные платежи в пользу франчайзера всё равно придётся платить.
Расторжение Договора коммерческой концессии не отменяет условия о запрете вам как действующему или бывшему франчайзи вести конкурирующую деятельность по отношению к франчайзеру, если это условие было прописано в самом ДКК. А оно там, скорее всего, есть — так франчайзер страхуется от того, что вы откажетесь от франшизы, чтобы не платить ему роялти, и продолжите вести бизнес по его технологиям и с заработанной благодаря его бренду аудиторией.