Отчёт о прибылях и убытках, он же отчёт P&L (Profit and Loss Statement) — это таблица со списком статей доходов и расходов, формирующихся в процессе ведения деятельности. В сумме расходы и доходы дают финансовый результат — чистую прибыль или убыток за отчётный период.
С помощью этого отчёта вы можете в динамике анализировать реальные прибыль и убыток, находить как неэффективные виды деятельности, бесполезно расходующие ресурсы, так и прибыльные, на которых стоит сфокусироваться.
В контексте управленческого учёта важно понимать, каким методом доходы и расходы могут учитываться. Всего есть два метода.
- Метод начисления. В этом методе доходы и расходы учитываются по факту договорённостей и взаимных обязательств, вне зависимости от того, получили вы деньги или нет. Например, вы договорились продать товар на сумму 200 000 рублей, но плата за товар придёт только в следующем месяце. Метод начисления предполагает, что доход вы учтёте в месяце, когда вы договорились о продаже.
- Кассовый метод. При таком подходе расходы и доходы учитываются по факту поступления денег на счёт. Если применить кассовый метод учёта к примеру выше, то доход будет учтён в месяце, когда вы получите оплату от контрагента.
В отчёте о прибылях и убытках расходы и доходы учитываются методом начисления. Это позволяет правильно формировать информацию о задолженности контрагентов. Но если ваша деятельность не связана с торговлей и переносом срока оплаты, то выручку можно отражать и кассовым методом.

Выручка
Выручка — это доход, который вы получаете от продажи товаров или услуг. Например, вы продали 10 кг колбасы по цене 1000 рублей за килограмм — значит, получили 10 000 рублей выручки. При этом выручка не всегда равна деньгам, которые пришли в кассу. Так как выручка отражается методом начисления, под выручкой в отчёте о прибылях и убытках понимается именно сумма выполненных вами обязательств, деньги за которые могут прийти лишь спустя какое-то время.
Важно разделять выручку по разным видам деятельности или даже по видам товаров и услуг. Так вы сможете увидеть, что продаётся лучше, какие товары продаются в апреле, а не в июне, сформировать остатки на складах к сезону, понять, на что формируется спрос, где стоит поднять наценку, а где — снизить.
Себестоимость
Себестоимость относится к переменным расходам и напрямую зависит от выручки. Чем больше вы продали товаров или оказали услуг, тем больше эта статья расходов.
В отчёте о прибылях и убытках, в отличие от отчёта о движении денежных средств, в себестоимости учитывается только стоимость проданных товаров. Например, если у вас магазин одежды, и вы продали 500 юбок по закупочной стоимости 1000 рублей за юбку, то статья «Себестоимость» в ОПиУ будет равна 500 тыс. рублей.
Размер выручки при этом зависит от наценки. В примере с юбками выручка при условии наценки 100% будет равна 1 млн рублей: 500 юбок * 1000 рублей + (1000 рублей * 100%).
Разница между выручкой и себестоимостью называется валовой прибылью.
Наценка может варьироваться в зависимости от видов товара — например, на юбки наценка 100%, на брюки и рубашки — 80%, на аксессуары — 20%. В этом случае отчёт лучше вести в разрезе номенклатур. Делать это вручную довольно трудоёмко, зато так вы получите детальную картину валовой прибыли в разрезе вашего ассортимента.
Валовая прибыль
Эта статья отчёта позволяет вам оценить, какой доход приносит компания. Именно с валовой прибыли производятся все постоянные расходы бизнеса. Анализируя валовую прибыль в разрезе видов товаров и услуг, вы сможете понять, какие направления наиболее эффективны, стоит их развивать дальше или закрыть. Разберёмся, как это работает, на двух примерах.

Анализировать валовую прибыль нужно не только для того, чтобы выявлять самые эффективные направления. Объёма валовой прибыли должно хватать на покрытие всех постоянных расходов бизнеса, изъятия собственников, платежи по кредитам и лизингам.
Поэтому расчёты стоит делать от обратного: сначала определяете, сколько прибыли вы хотите получить, какой объём постоянных расходов, и так вычисляете целевой размер валовой прибыли. Зная, как считается валовая прибыль, вы сможете грамотно корректировать ценообразование, формировать план производства и продаж, выбирать инструменты продвижения.
Постоянные расходы
Расходы также учитываются методом начисления. Например, если вы по факту платите аренду за 12 месяцев вперёд, то общую стоимость годовой аренды нужно разделить на 12, тем самым получив месячный расход. Это же касается и годового налога. Такой подход позволяет вам просчитывать рентабельность бизнеса, оценивать его эффективность, а также определять точку безубыточности.
После того как вы определите постоянные расходы, вы сможете ставить цели по продажам, чтобы зарабатывать сумму, превышающую размер ежемесячных постоянных расходов.
Какие расходы не учитываются?
Статьи расхода бывают самые разные, их набор зависит от специфики конкретного бизнеса. Приведём несколько примеров.
Иногда постоянные расходы могут зависеть от выручки, принимая облик переменных. Например, это относится к бонусам с продаж или транспортным расходам: вы будете нести эти расходы в любом случае, но размер расходов напрямую зависит от того, сколько вы продали или сколько потратили на логистику. Следите за этими расходами: они также должны быть учтены в цене вашего товара или услуги.
Чистая прибыль
Чистая прибыль — это абсолютный показатель, выраженный в деньгах. Чистая прибыль отражает эффективность выбранной стратегии ведения бизнеса. Относительный показатель чистой прибыли — чистая рентабельность. Зная процент рентабельности, вы можете прогнозировать будущую выручку и планировать, например, привлечение кредитов, лизинга или запуск новых проектов.
С прибыли вы можете изымать дивиденды или вкладывать её обратно в бизнес. Вложенную прибыль вы увидите в балансе, когда рассчитаете собственный капитал и увидите его динамику. Если вы ничего не изымали из бизнеса, и по отчёту о прибылях и убытках у вас получился положительный результат в конце периода, то собственный капитал управленческого баланса вырастет ровно на величину чистой прибыли.