Как управлять финансами

Пройдено: 0%
Модуль 1
Как управлять финансами
01
9 минут
Каким бывает учёт и зачем он нужен
02
Управленческий учёт
03
Отчёт о движении денежных средств
04
Отчёт о прибылях и убытках
05
Баланс
06
Бизнес-решения на основе отчётов
Меню курса
Меню курса
Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт о прибылях и убытках, он же отчёт P&L (Profit and Loss Statement) — это таблица со списком статей доходов и расходов, формирующихся в процессе ведения деятельности. В сумме расходы и доходы дают финансовый результат — чистую прибыль или убыток за отчётный период. 


С помощью этого отчёта вы можете в динамике анализировать реальные прибыль и убыток, находить как неэффективные виды деятельности, бесполезно расходующие ресурсы, так и прибыльные, на которых стоит сфокусироваться.

В контексте управленческого учёта важно понимать, каким методом доходы и расходы могут учитываться. Всего есть два метода.


  • Метод начисления. В этом методе доходы и расходы учитываются по факту договорённостей и взаимных обязательств, вне зависимости от того, получили вы деньги или нет. Например, вы договорились продать товар на сумму 200 000 рублей, но плата за товар придёт только в следующем месяце. Метод начисления предполагает, что доход вы учтёте в месяце, когда вы договорились о продаже.
  • Кассовый метод. При таком подходе расходы и доходы учитываются по факту поступления денег на счёт. Если применить кассовый метод учёта к примеру выше, то доход будет учтён в месяце, когда вы получите оплату от контрагента. 


В отчёте о прибылях и убытках расходы и доходы учитываются методом начисления. Это позволяет правильно формировать информацию о задолженности контрагентов. Но если ваша деятельность не связана с торговлей и переносом срока оплаты, то выручку можно отражать и кассовым методом.

null

Выручка

Формула расчёта
Выручка = стоимость товаров, купленных за N рублей, увеличенная на наценку

Выручка — это доход, который вы получаете от продажи товаров или услуг. Например, вы продали 10 кг колбасы по цене 1000 рублей за килограмм — значит, получили 10 000 рублей выручки. При этом выручка не всегда равна деньгам, которые пришли в кассу. Так как выручка отражается методом начисления, под выручкой в отчёте о прибылях и убытках понимается именно сумма выполненных вами обязательств, деньги за которые могут прийти лишь спустя какое-то время.


Важно разделять выручку по разным видам деятельности или даже по видам товаров и услуг. Так вы сможете увидеть, что продаётся лучше, какие товары продаются в апреле, а не в июне, сформировать остатки на складах к сезону, понять, на что формируется спрос, где стоит поднять наценку, а где — снизить.



Себестоимость

Формула расчёта
Себестоимость = стоимость сырья для производства продукции или закупочная стоимость товаров

Себестоимость относится к переменным расходам и напрямую зависит от выручки. Чем больше вы продали товаров или оказали услуг, тем больше эта статья расходов. 


В отчёте о прибылях и убытках, в отличие от отчёта о движении денежных средств, в себестоимости учитывается только стоимость проданных товаров. Например, если у вас магазин одежды, и вы продали 500 юбок по закупочной стоимости 1000 рублей за юбку, то статья «Себестоимость» в ОПиУ будет равна 500 тыс. рублей. 


Размер выручки при этом зависит от наценки. В примере с юбками выручка при условии наценки 100% будет равна 1 млн рублей: 500 юбок * 1000 рублей + (1000 рублей * 100%).


Разница между выручкой и себестоимостью называется валовой прибылью.


Наценка может варьироваться в зависимости от видов товара — например, на юбки наценка 100%, на брюки и рубашки — 80%, на аксессуары — 20%. В этом случае отчёт лучше вести в разрезе номенклатур. Делать это вручную довольно трудоёмко, зато так вы получите детальную картину валовой прибыли в разрезе вашего ассортимента.



Валовая прибыль

Формулы расчёта
Валовая прибыль = выручка – себестоимость проданных товаров Валовая рентабельность = валовая прибыль / выручка

Эта статья отчёта позволяет вам оценить, какой доход приносит компания. Именно с валовой прибыли производятся все постоянные расходы бизнеса. Анализируя валовую прибыль в разрезе видов товаров и услуг, вы сможете понять, какие направления наиболее эффективны, стоит их развивать дальше или закрыть. Разберёмся, как это работает, на двух примерах.

Пример № 1
Игорь, проанализировав выручку в разрезе видов радиаторов, увидел что у биметаллических радиаторов средняя выручка — 900 тыс. рублей при средней себестоимости 600 тыс. рублей, а у алюминиевых — 100 тыс. рублей при себестоимости 85 тыс. рублей. Игорь решил посчитать валовые прибыль и рентабельность от каждого направления. У биметаллических радиаторов валовая прибыль равна 300 тыс. рублей, рентабельность — 33%, а у алюминиевых — валовая прибыль равна 15 тыс. рублей, рентабельность — 15%. Отказаться от продажи алюминиевых радиаторов нельзя, ведь нужно поддерживать ассортимент в магазине. Тогда Игорь стал разбираться с первичным учётом поставок и ценообразованием. И выяснил, что цена, установленная на алюминиевые радиаторы, устарела и не учитывала подорожание последней поставки.
Пример № 2
Компания «Тёплый дом» строит два вида домов: из бруса и из пеноблоков. Каждый дом из бруса успешно продаётся за 15 млн. рублей с себестоимостью 10 млн рублей, а дом из пеноблоков продаётся не дороже 12 млн рублей при себестоимости 9 млн рублей. Валовая рентабельность домов из бруса — 33%, а у домов из пеноблоков — 25%. Заниматься домами из бруса выгоднее, в том числе и потому, что спрос на них превышает предложение. Опираясь на эти данные, компания решает отказаться от постройки домов из пеноблоков.
null

Анализировать валовую прибыль нужно не только для того, чтобы выявлять самые эффективные направления. Объёма валовой прибыли должно хватать на покрытие всех постоянных расходов бизнеса, изъятия собственников, платежи по кредитам и лизингам.


Поэтому расчёты стоит делать от обратного: сначала определяете, сколько прибыли вы хотите получить, какой объём постоянных расходов, и так вычисляете целевой размер валовой прибыли. Зная, как считается валовая прибыль, вы сможете грамотно корректировать ценообразование, формировать план производства и продаж, выбирать инструменты продвижения.


Постоянные расходы

Постоянные расходы — это все расходы, которые вы несёте на регулярной основе

Расходы также учитываются методом начисления. Например, если вы по факту платите аренду за 12 месяцев вперёд, то общую стоимость годовой аренды нужно разделить на 12, тем самым получив месячный расход. Это же касается и годового налога. Такой подход позволяет вам просчитывать рентабельность бизнеса, оценивать его эффективность, а также определять точку безубыточности. 


После того как вы определите постоянные расходы, вы сможете ставить цели по продажам, чтобы зарабатывать сумму, превышающую размер ежемесячных постоянных расходов.

Советы по учёту расходов
Определите статьи расходов и выделите самые затратные.
Укрупните мелкие статьи. Например, уборку, бытовую химию и питьевую воду можно объединить в статью «Содержание офиса», а кофе, чай и подарки клиентам — в статью «Представительские расходы».
Проанализируйте влияние самых крупных статей на выручку и попробуйте эти расходы оптимизировать. Например, если вы много денег тратите на доставку, возможно, есть смысл купить свой транспорт в лизинг или кредит или нанять водителя.
Выделяйте расходы на продвижение. Если вы увидите влияние этой статьи расходов на выручку, то подтвердите её эффективность и сможете начать вкладывать в продвижение больше денег.

Какие расходы не учитываются?

Расходы инвестиционного характера. Например, расходы на закупку оборудования, мебели в офис, покупка склада или автомобиля. В бухгалтерском учёте эти расходы учитываются через амортизацию. В управленческом учёте такие расходы попадают в отчёт о движении денежных средств и баланс. У расходов инвестиционного характера длительный период окупаемости, а финансируются они за счёт свободной чистой прибыли компании. Помните: финансируя эти расходы за счёт операционного потока, вы снижаете оборотные возможности компании.
Расходы на личные цели.

Статьи расхода бывают самые разные, их набор зависит от специфики конкретного бизнеса. Приведём несколько примеров.

Зарплата и отчисления в фонды. При этом НДФЛ в эту статью расходов не включается, т.к., по сути, сотрудник этот налог платит сам.
Арендная плата и коммунальные расходы, в том числе охрана и уборка помещения.
Транспортные расходы: обслуживание автомобиля, запчасти, топливо, аренда транспорта, логистика.
Реклама.
Административные расходы: канцелярские товары, бытовая химия.
Обучение персонала.
Техобслуживание оборудования.
Представительские расходы: например, ужин с клиентом, подарки партнёрам, командировки.
Выплаты по кредитам. При этом в ОПиУ включаются только проценты, которые мы платим за использование заёмных денег. Взнос по кредиту не учитывается, т.к. мы его возвращаем.
Налоги, уплаченные одной суммой за год. Их нужно делить на 12 по количеству месяцев в году. Тот же принцип используется, если вы купили патент: его стоимость делится на количество месяцев действия патента.
Недостачи и потери, убыль, бой, порча. В первую очередь такая статья расходов актуальна для торговли спиртными напитками, продуктами питания, посудой.
Прочие расходы: обслуживание в банке, комиссии, мелкие расходы, не попадающие под другие статьи.

Иногда постоянные расходы могут зависеть от выручки, принимая облик переменных. Например, это относится к бонусам с продаж или транспортным расходам: вы будете нести эти расходы в любом случае, но размер расходов напрямую зависит от того, сколько вы продали или сколько потратили на логистику. Следите за этими расходами: они также должны быть учтены в цене вашего товара или услуги.



Чистая прибыль

Формулы расчёта
Чистая прибыль = прибыль до налогообложения – налоги Чистая рентабельность = чистая прибыль / выручка

Чистая прибыль — это абсолютный показатель, выраженный в деньгах. Чистая прибыль отражает эффективность выбранной стратегии ведения бизнеса. Относительный показатель чистой прибыли — чистая рентабельность. Зная процент рентабельности, вы можете прогнозировать будущую выручку и планировать, например, привлечение кредитов, лизинга или запуск новых проектов. 

С прибыли вы можете изымать дивиденды или вкладывать её обратно в бизнес. Вложенную прибыль вы увидите в балансе, когда рассчитаете собственный капитал и увидите его динамику. Если вы ничего не изымали из бизнеса, и по отчёту о прибылях и убытках у вас получился положительный результат в конце периода, то собственный капитал управленческого баланса вырастет ровно на величину чистой прибыли.

О чём важно помнить, работая с ОПиУ?
1.
Подводите итоги на ежемесячной или даже еженедельной основе, сравнивая текущий период с предыдущими. А если бизнес только начал развиваться, то ежедневный срез по цифрам поможет определить будущую стратегию.
2.
Разделяйте выручку по видам деятельности, номенклатуре товаров или услуг. Детализированная картина продаж поможет вам понять спрос, скорректировать подход к ценообразованию и ассортимент.
3.
Разделяйте расходы на переменные и постоянные. Оценивая влияние расходов на выручку и эффективность затрат на рубль выручке, вы сможете повысить рентабельность компании.
4.
Контролируйте основные статьи затрат. Уделяйте внимание объёмам основных затрат и их эффективности: это поможет вам сформировать платёжный календарь для комфортного управления ликвидностью, снизить риск штрафов, просрочек, потери деловой репутации.
5.
Не учитывайте инвестиционные расходы. Они финансируются за счёт чистой прибыли: если у вас её недостаточно для таких вложений, то финансирование будет происходить за счёт оборотного капитала. А это может привести к снижению объёмов бизнеса, проблемам с ликвидностью и контрагентами.
6.
В расходах на кредиты отражайте только процент. Не добавляйте в расходы основной долг: выплачивая основной долг, вы просто возвращаете привлечённые деньги. А вот проценты, которые вы платите за использование этих денег, отражаются в расходах компании как услуги.
7.
Изымайте дивиденды только в рамках прибыли. Подсчёт финансового результата за период поможет определить, сколько можно изъять из бизнеса без потерь. Изъятие свыше заработанной прибыли приведёт к снижению оборотного капитала и, как результат, к снижению объемов бизнеса и проблемам с ликвидностью.
Как вам урок?