Подбор и адаптация сотрудников

Пройдено: 0%
Модуль 1
Определение потребности в сотруднике
01
5 минут
О чём этот курс
02
Как понять, что пришло время нанимать сотрудника
03
Первый наёмный сотрудник
04
Ещё один сотрудник в команду
05
Сколько стоит сотрудник
06
Как определить размер зарплаты
Модуль 2
Поиск сотрудников
Модуль 3
Наём и адаптация
Меню курса
Меню курса
Ещё один сотрудник в команду

Если у вас уже есть сотрудники, но вы хотите расширять команду, это хороший повод посмотреть на обязанности каждого сотрудника и проверить, насколько эффективно выстроен рабочий процесс. Часто в небольших коллективах, особенно на этапе развития компании, новые задачи распределяются между сотрудниками хаотично, в зависимости от того, у кого есть свободное время или похожий опыт. А потом так за ними и закрепляются. Постепенно сотрудников становится больше, как и новых задач, и такое нелогичное распределение обязанностей начинает тормозить работу, а сотрудники начинают чаще ошибаться.

Структурировать работу сотрудников можно с помощью таблицы. Скачайте её и заполните по инструкции ниже. Эта же таблица пригодится вам позже при управлении командой.

Таблица для структуризации работы сотрудников
50.39 Кб
Как заполнять таблицу
1.
Запишите обязанности каждого сотрудника и потенциальные задачи новичка.
2.
Разбейте обязанности по типам.
3.
Отметьте, что у каждого получается делать хорошо, а с чем чаще всего возникают сложности.
4.
Будет здорово, если вы также сможете указать, какие задачи нравятся сотруднику, а какие не вызывают энтузиазма. Понять, какая работа вызывает наибольший интерес, можно так: обычно это те задачи, которые сотрудник делает первыми, те, что он делает быстрее всего, или те, про которые он задаёт меньше вопросов.

Давайте разберём дальнейший процесс работы с таблицей на примере. Представим, что вы владелец компании, которая занимается оформлением праздников: как продажей готовых материалов, так и индивидуальным оформлением под заказ клиента. У вас сейчас два сотрудника, однако поток заказов растёт, и вы уже не справляетесь с объёмами, поэтому вынуждены отказываться от части заказов. Задумавшись о расширении команды, вы заполнили таблицу по инструкции выше.

Пример распределения задач внутри команды
Пример распределения задач внутри команды

Теперь можно проанализировать распределение задач между сотрудниками, при необходимости пересмотреть его и выделить задачи новичка.


Посмотрите, есть ли у сотрудников регулярные задачи, которые им неинтересны и в которых они регулярно допускают ошибки? Возможно, стоит отдать такие задачи кому-то другому. Или же есть тип задач, который не нравится никому из текущих сотрудников — тогда можно передать их новому сотруднику, прицельно найдя того, кому такая работа интересна.

Определитесь с логикой распределения задач

Чаще всего зоны ответственности распределяются по двум принципам: по типам задач и по этапам процесса. Если разделить задачи по их типу, то в нашем примере это может выглядеть так:

Сотрудник № 1 занимается коммуникацией: общается с клиентами, поставщиками и партнёрами, ведёт социальные сети.
Сотрудник № 2 разрабатывает дизайн, готовит композиции и материалы для оформления.
Сотрудник № 3 занимается доставкой, монтажом, демонтажом и закупкой оборудования.

Преимущества такого принципа в том, что у клиентов и поставщиков всегда будет одно и то же контактное лицо. Сотрудник, взаимодействующий с клиентом, будет иметь о нём полную информацию: какой был заказ, какие правки вносились, какие были договорённости по доставке, какие сложности возникали.


Есть и сложности. Каждый из сотрудников будет знать только свой блок работы, а значит, во время болезней и отпусков, скорее всего, процесс будет хромать, сроки могут съехать, а выручка упасть. Кроме того, если обсуждает заказ с клиентом один сотрудник, а само оформление и монтаж делает другой, может возникнуть эффект испорченного телефона.

При разделении задач по этапам процесса каждый из сотрудников отвечает только за свой этап и выполняет все задачи внутри этого этапа. Например, в примере выше помимо этапов «Заказ», «Изготовление», «Логистика» есть ещё и разные типы процессов: стандартные заказы и продажа готовой продукции и индивидуальное оформление с монтажом. Давайте посмотрим, как это может выглядеть:

Сотрудник № 1 ведёт социальные сети и отвечает на запросы клиента. Если это заказ готовой продукции или заказ стандартного оформления без монтажа, сотрудник сам изготавливает продукцию, договаривается об оплате и дате доставки. Если же заказ на индивидуальное оформление, сотрудник не обрабатывает запрос, а сразу передаёт клиента коллеге.
Сотрудник № 2 занимается всем, что связано с индивидуальными заказами. Он также сам общается с клиентом, разрабатывает и согласовывает дизайн, решает вопрос с оплатой, договаривается о датах, проводит монтаж и демонтаж.
Сотрудник №3 организовывает доставку как стандартных заказов, так и индивидуального оформления для монтажа. Этот сотрудник тоже будет общаться с клиентами на своём этапе, чтобы точнее договориться о способе доставки, удобном времени, а также будет решать вопросы с претензиями, возвратами и проблемами с доставкой.

Преимущества этого способа в том, что сотрудники более универсальны и проще заменяют друг друга. Есть и риски: передача информации между сотрудниками должна быть своевременной и корректной. Поскольку клиент на каждом этапе взаимодействия будет общаться с разными сотрудниками, важно, чтобы договорённости, например, по условиям доставки, достигнутые с Сотрудником № 1, совпадали с реалиями работы Сотрудника № 3.


Преимущества такого принципа в том, что у клиентов и поставщиков всегда будет одно и то же контактное лицо. Сотрудник, взаимодействующий с клиентом, будет иметь о нём полную информацию: какой был заказ, какие правки вносились, какие были договорённости по доставке, какие сложности возникали.

Пример распределения задач по этапам процесса
Пример распределения задач по этапам процесса

Что будет лучше в вашем случае, знаете только вы. Попробуйте разные варианты — вы увидите, в каком случае качество и скорость работы будет выше.


Перераспределите задачи и выделите задачи для новичка

Помните, что набор задач не должен требовать невозможного набора навыков. Разные по своей сути задачи — например, разработка дизайна и ведение финансового учёта — требуют очень разных навыков, которые редко гармонично уживаются в одном человеке. А, значит, риск ошибок возрастает.


Посмотрите на задачи для новичка

Они соответствуют какой-то конкретной профессии? Например, профессии специалиста по логистике или бухгалтера. Если нет, определите ключевые задачи — это понадобится вам для установления зарплаты сотруднику.

Как вам урок?