Индивидуальное предпринимательство — более сложная форма ведения бизнеса, чем самозанятость. Индивидуальный предприниматель может нанимать сотрудников, более гибко подбирать систему налогообложения, у него копится трудовой стаж, а лимит на доходы может доходить до 200 млн рублей.
Если вы «переросли» самозанятость или уже на старте понимаете, что вам предстоит нанимать сотрудников, если вы уверены, что доходы от бизнеса превысят 2,4 млн рублей в год, оптимальный вариант для вас — открыть ИП. Как это сделать? Давайте разбираться.
Подготовка
Шаг 1. Выберите код ОКВЭД
Для начала нужно определиться с видом деятельности, которой вы будете заниматься. Откройте классификатор и выпишите все подходящие коды. Позже все коды вы укажете в заявлении на регистрацию ИП — один основной (обязательно) и несколько дополнительных (по желанию). Количество дополнительных кодов не ограничено.
Выбирайте коды обдуманно: от них зависят налоги и страховые взносы. Определившись с кодами, проверьте, не попадают ли выбранные вами виды деятельности под лицензирование (посмотреть список лицензируемых видов деятельности можно здесь), а также не требуется ли для регистрации справка об отсутствии судимости. Заказать ее можно на Госуслугах, изготовление справки займет 30 дней.
В качестве основного выбирайте код той деятельности, которая будет приносить вам основной доход. Выбирая основной код ОКВЭД, помните:
Шаг 2. Выберите систему налогообложения
Выбор системы налогообложения — непростая задача, ведь уже на старте вам нужно понимать объём доходов и расходов, будете ли нанимать сотрудников, с кем будете вести бизнес. Если ошибиться, можно потерять деньги, ещё толком не начав работать.
Для ИП существует один общий режим налогообложения (ОРН) и пять специальных. Чтобы определиться, какой из них лучше всего вам подойдёт, используйте сервис «Выбор подходящего режима налогообложения» от ФНС.
По умолчанию ИП открывается на общем режиме налогообложения. Если он вам подходит, ничего дополнительно делать нужно. Если же вы выбрали другой режим, подайте заявление о выборе специального налогового режима вместе с остальными документами. Вы также можете подать это заявление не сразу — если вы выбираете между ОСНО, УСН и ЕСХН, с момента регистрации у вас будет 30 дней на принятие решения.
Шаг 3. Подготовьте документы
Вам понадобятся:
Регистрация ИП
Самый простой способ подать документы — дистанционный, через сервис на сайте ФНС или мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Когда налоговая рассмотрит заявление, вы получите уведомление — останется только прийти в отделение налоговой и подписать документы.
Если у вас есть электронная цифровая подпись (ЭЦП), в налоговую можно не ходить вообще. В этом случае вы сможете подписать заявление сразу на сайте ФНС. Оформить ЭЦП бесплатно можно в приложении «Госключ».
Разобраться в том, как подать заявление онлайн, вам поможет эта пошаговая инструкция.
Подать документы можно и другими способами:
- Лично в МФЦ или отделении налоговой. Предварительно узнайте, к какой налоговой вы прикреплены, или выберите МФЦ, в котором можно зарегистрировать ИП.
- Почтой, отправив письмо с объявленной ценностью и описью вложения.
- Через нотариуса.
- Через банк.
Когда ИП зарегистрируют?
Налоговая рассматривает документы в течение 3 рабочих дней. О решении налоговой вы узнаете из электронного письма.
А что с документами?
После регистрации ИП вы получите эти документы:
Документы, заверенные электронной подписью ФНС, придут в электронном письме. Если при подаче заявления вы выбирали вариант «Получить на бумажном носителе», получить бумажный экземпляр можно будет в налоговой, которая регистрировала ваше заявление.