Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО

Пройдено: 0%
Модуль 1
Регистрация бизнеса: самозанятость, ИП или ООО
01
8 минут
Выбор формы ведения бизнеса
02
Как стать самозанятым?
03
9 минут
Как открыть ИП?
04
8 минут
Как открыть ООО?
Меню курса
Меню курса
Как открыть ООО?

ООО — форма ведения бизнеса, которая подходит для большинства компаний. Вы можете открыть компанию в одиночку или совместно с кем-то, выбрать почти любой вид деятельности (кроме деятельности, которой может заниматься только государство). Кроме того, у ООО нет ограничений по доходам (кроме компаний на УСН). Эта инструкция поможет вам зарегистрировать ООО самостоятельно, не выходя из дома.

Подготовка

Шаг 1. Придумайте название ООО

Название ООО будет фигурировать везде: в уставных документах, справочниках юридических лиц, в договорах, счетах. Однако в названии можно использовать не все слова: посмотреть список ограничений можно здесь.


Шаг 2. Выберите юридический адрес

Юридический адрес компании — это адрес, по которому живёт или работает учредитель или руководитель. В качестве юридического адреса вы можете выбрать адрес нежилого помещения или домашний адрес.

Выбирайте адрес, по которому с вами можно будет связаться, и по которому компания будет реально находиться. Именно на юридический адрес приходят документы, письма и другие бумаги. Кроме того, несоответствие юридического адреса реальному — одна из причин, по которым ООО может попасть под санкции Центробанка согласно 115 Федеральному закону.

Подробнее о действии закона можно узнать в курсе «Самое важное о 115-ФЗ» на нашей платформе.


Адрес нежилого помещения

Если вы уже арендовали или планируете арендовать помещение для офиса, адрес этого помещения стоит выбрать юридическим. Для этого налоговая попросит у вас:

копию свидетельства о собственности или выписки из ЕГРН,
гарантийное письмо на предоставление юридического адреса от собственника (если помещение принадлежит не вам или не только вам).

Домашний адрес

Это может адрес вашего дома, дома другого учредителя компании или руководителя. Для регистрации компании по домашнему адресу вам нужно будет предоставить налоговой:

свидетельство о собственности и выписку из ЕГРН,
письменное согласие от каждого собственника (если их несколько).
Лучше не регистрировать ООО на домашний адрес. ФНС может отказать в регистрации в жилом помещении. Если адрес регистрации изменится — вам придётся менять и юридический адрес тоже. Кроме того, так домашний адрес сможет узнать кто угодно, ведь ЕГРЮЛ (реестр юридических лиц) доступен всем.

Шаг 3. Выберите ОКВЭД

Для начала нужно определиться с видом деятельности, которой вы будете заниматься как предприниматель. Откройте классификатор и выпишите все подходящие коды. Позже все коды вы укажете в заявлении на регистрацию ООО — один основной (обязательно) и несколько дополнительных (по желанию). Дополнительных кодов может быть сколько угодно.


Выбирайте коды обдуманно: от них напрямую зависят налоги и страховые взносы. Определившись с кодами, проверьте, не попадают ли выбранные вами виды деятельности под лицензирование (посмотреть список лицензируемых видов деятельности можно здесь).

Если вы выберете коды неправильно, и они не будут отражать реальную предпринимательскую деятельность, вы можете столкнуться со штрафами, блокировкой банковских операций, проблемами с контрагентами.

В качестве основного выбирайте код той деятельности, которая будет приносить вам основной доход. Выбирая основной код ОКВЭД, помните:

Основной код должен соответствовать сути вашего бизнеса.
Государственные меры поддержки бизнеса, как правило, привязаны именно к основному коду.
От основного кода зависит размер страховых взносов.
Минимальная длина кода ОКВЭД в заявлении на регистрацию ООО — 4 цифры.

Шаг 4. Определите размер уставного капитала

Уставной капитал — это ваши первые и обязательные вложения в бизнес. Его минимальный размер — 10 000 рублей. Но есть исключения. Если вы хотите открыть тотализатор, букмекерскую контору, банк, страховую компанию или заняться производством или продажей алкоголя, размер уставного капитала будет гораздо больше.

Почему не стоит вносить минимальный капитал
Уставной капитал 10 000 рублей — один из признаков ненадёжных компаний и фирм-однодневок. Поэтому компании с минимальным уставным капиталом чаще других сталкиваются с отказом в открытии банковского счёта, повышенной комиссией за банковские операции, пристальным вниманием банка ко всем операциям по счёту.

Как понять, сколько денег вложить?

Самый универсальный подход, который обезопасит вас от проблем с банками и государственными органами, — посчитать уставной капитал по формуле: уставной капитал = минимальный размер уставного капитала + затраты на старт.


Минимальный размер уставного капитала можно внести только деньгами. Если вы хотите вложить больше, «остаток» можно внести имуществом. Оценку имущества должен проводить независимый оценщик.


После регистрации ООО уставной капитал можно тратить на нужды бизнеса. Но, начиная со второго года работы компании, важно следить, чтобы стоимость активов компании была выше размера уставного капитала. 


Уставной капитал складывается из номинальной стоимости долей участников ООО. Каждый учредитель свою долю в уставном капитале вносит самостоятельно. Например, помимо вас в ООО есть второй учредитель, Иван. В уставе вы зафиксировали, что вам принадлежит ⅗ ООО, а Ивану — ⅖. Вы также определили размер уставного капитала — 100 000 рублей. В этом случае вы должны будете внести на счёт компании 60 000 рублей, а Иван — 40 000 рублей.


Шаг 5. Выберите систему налогообложения

Выбор системы налогообложения — непростая задача, ведь уже на старте вам нужно понимать, каким будет бизнес: доходы, расходы, количество сотрудников, с кем будете работать и в каких странах. Если ошибиться, можно потерять деньги, ещё толком не начав работать.


Для ООО существует один общий режим налогообложения (ОРН) и 3 специальных — УСН (двух типов), ЕСХН и АУСН. Выбрать подходящий режим можно на сайте налоговой. Так как ЕСХН — налог, подходящий только для компаний, которые производят сельскохозяйственную продукцию, в сервисе он не упоминается. Прочитать подробнее про ЕСХН можно здесь.


Удобнее всего сделать выбор ещё до регистрации ООО — и подать заявление о выборе налогового режима вместе с остальными документами. Однако вы можете подать заявление не сразу — с момента регистрации у вас будет 30 дней на принятие решения.


Шаг 6. Подготовьте документы

Пакет документов зависит от количества учредителей ООО.

Пакет документов в зависимости от количества учредителей
Пакет документов в зависимости от количества учредителей

Вам также могут понадобиться и другие документы:

Квитанция об оплате госпошлины — если вы решили подавать документы лично.
Заявление о выборе специального налогового режима — если вы выбрали любой режим, кроме ОРН.
Согласие от собственников жилого помещения или гарантийное письмо от владельца нежилого — если вы регистрируете ООО в помещении, которое принадлежит не вам или не только вам.
Нотариальная доверенность — если будете подавать документы через представителя.
Разрешение или вид на жительство — для учредителей с гражданством других стран.
Документы о дееспособности несовершеннолетнего — если учредитель младше 18 лет.

Регистрация ООО

Самый простой способ подать документы — дистанционный, через сервис на сайте ФНС или мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Когда налоговая рассмотрит заявление, вы получите уведомление — останется только прийти в отделение налоговой и подписать документы.


Если у вас есть электронная цифровая подпись (ЭЦП), в налоговую можно не ходить вообще. В этом случае вы сможете подписать заявление сразу на сайте ФНС. Оформить ЭЦП бесплатно можно в приложении «Госключ».


Разобраться в том, как подать заявление онлайн, вам поможет эта пошаговая инструкция.

Как открыть ООО
1.89 Мб

Есть и другие способы подать документы.


Когда ООО зарегистрируют?

Налоговая рассматривает документы в течение 3 рабочих дней. О решении налоговой вы узнаете из электронного письма.


А что с документами?

После регистрации ООО вы получите:

лист записи ЕГРЮЛ,
свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе,
устав с отметкой налоговой (если вы отправляли свою версию устава, а не выбрали типовой).

Все документы, подписанные электронной подписью ФНС, придут на электронную почту заявителя. Если при подаче заявления вы выбрали вариант «Получить на бумажном носителе», получить бумажный экземпляр можно будет в налоговой, которая регистрировала ваше заявление.

Как вам урок?