Как мы уже разобрали в других уроках, попасть под санкции со стороны банка довольно легко. Вовсе необязательно для этого действительно совершать какие-то незаконные операции. Даже несоответствие юридического адреса реальному — уже красный флаг для банка.
Давайте резюмируем, на что нужно обращать внимание, чтобы не столкнуться с блокировкой счёта.
- Объём снятия наличных или переводов на счета физлиц. Чем меньше таких операций, тем выше доверие банка предпринимателю.
- Проведение хозяйственных платежей. Со счёта компании должна выплачиваться зарплата сотрудникам, оплачиваться аренда, логистика. Если у вас несколько счетов в разных банках, такие расходы должны быть по каждому из счетов.
- Уплата налогов. Не менее 0,9% от расходных операций по счёту должно приходиться на расходы, связанные с налогами.
- Репутация контрагентов. Никто из ваших контрагентов не должен быть уличён в отмывании доходов или другой деятельности, попадающей под требования 115-ФЗ.
- Совпадение юридического адреса и фактического. Если у вас ООО, юридическим адресом компании должен быть тот же, где компания реально находится и ведёт деятельность.
За какими-то из этих маркеров можно легко следить самостоятельно. Например, вы можете сразу указать правильный юридический адрес и быть спокойны, что не нарушаете закон. Но с остальными маркерами всё сложнее. Постоянно следить, какой процент расходов приходится на налоги, трудозатратно. Как и вручную проверять репутацию контрагентов, не оказались ли они замешаны в какой-то незаконной деятельности.
При этом требования закона и Центробанка постоянно меняются. Конечно, можно отдельно нанять бухгалтера под эти задачи — но это дополнительная расходная нагрузка, особенно обременительная на старте бизнеса.
Банки не заинтересованы в том, чтобы ограничивать доступ добросовестных предпринимателей к банковским услугам, — но они обязаны соблюдать закон. Поэтому, чтобы помочь предпринимателям в принципе избежать рисков блокировки интернет-банка и карт, банки создают отдельные сервисы.
Подобные сервисы есть у большинства крупных банков, и принцип работы у них схожий. Рассмотрим, как это работает на примере сервиса «Индикатор риска» от Альфа-Банка.