Содержание
В начало
Зачем нужны гарантии
Участники
Виды банковских гарантий
Что должно быть указано в договоре
Этапы оформления банковской гарантии

Банковская гарантия

Банковская гарантия — это документ, который подтверждает, что банк обязуется выплатить определённую сумму заказчику, если исполнитель не выполнит условия договора.
2 минуты

Зачем нужны гарантии

Банковские гарантии защищают интересы обеих сторон контракта. 


Заказчики используют банковские гарантии, чтобы минимизировать риски: если исполнитель не сможет выполнить контракт, заказчик получит компенсацию от банка. Это гарантирует заказчику, что проект будет реализован вовремя и все условия будут соблюдены. 


Исполнителям же банковская гарантия позволяет избежать замораживания значительных сумм на расчётных счетах.

Участники

Принципал — это исполнитель, который обращается к банку за получением гарантии и обязуется выполнить условия договора с заказчиком. Если исполнитель не выполнит условия, банк выплатит заказчику деньги, а потом потребует их у исполнителя.


Бенефициар — это заказчик, который вправе требовать выплату от банка в случае, если принципал не выполнит свои обязательства.


Гарант — это банк, который выдаёт гарантию и берёт на себя риск невыполнения обязательств принципалом. Он может оценить его финансовое положение и принять решение о выдаче гарантии.

Виды банковских гарантий

Гарантия исполнения контракта. Обеспечивает выполнение условий договора со стороны исполнителя.
Гарантия возврата аванса. Защищает заказчика на случай, если исполнитель не вернёт аванс.
Гарантия обеспечения заявки. Нужна при подаче заявки на участие в госзакупках.
Гарантия качественного исполнения обязательств. Нужна после выполнения заказа, чтобы подтвердить качество работ или товаров.

Что должно быть указано в договоре

Если хотя бы одно из обязательных условий отсутствует, гарантия может быть признана недействительной.

Сумма гарантии, которую банк обязан выплатить в случае нарушения обязательств.
Обязательства принципала — описание обязательств исполнителя. Это поможет избежать споров о том, что является нарушением.
Условия выплаты — описание обязательств банка выплатить деньги в срок. Обычно здесь учитываются неустойки на случай, когда платёж не перевели вовремя.
Документы, которые бенефициар должен предоставить гаранту для получения оплаты.

Этапы оформления банковской гарантии

1.
Выбор банка. Принципал выбирает банк, который подходит для получения гарантии и учитывает требования заказчика.
2.
Подготовка документов. Принципал собирает пакет документов по запросу банка.
3.
Подача заявки. Обычно это можно сделать онлайн и подписать заявление электронной подписью.
4.
Согласование и подписание договора. После одобрения заявки стороны соглашаются с условиями и подписывают договор.
5.
Оплата комиссии за выдачу гарантии.

Гарантия вступает в силу с момента её оформления и должна действовать до окончания всех обязательств по контракту, а в случае госзакупок — минимум на месяц дольше, чем контракт.