Бизнес-модель отвечает на несколько вопросов:
•
Какой товар или услугу вы будете продавать?
•
Кому вы это предложите?
•
Сколько денег потребуется на старт бизнеса?
•
Как вы на этом заработаете?
Разберём понятие на примере ресторана. Схематично бизнес-модель ресторана может выглядеть так: готовим вкусную еду → привлекаем голодных клиентов → они платят за блюда и напитки → мы получаем прибыль. Всё просто! Но чем сложнее ваш проект, тем больше деталей нужно учесть.
Зачем нужна бизнес-модель
Если коротко — чтобы не утонуть в хаосе идей и действий. Без чёткого понимания своей бизнес-модели вы рискуете потратить время и деньги впустую.
Вот несколько причин, почему она важна:
•
Понимание пути к прибыли. Вы точно поймёте, откуда будут приходить деньги и на что они пойдут.
•
Привлечение инвесторов. Без понятной модели бизнеса никто не захочет в него вкладываться.
•
Устойчивость бизнеса. Хорошая бизнес-модель помогает предвидеть проблемы и находить новые возможности для роста.
Виды бизнес-моделей
На самом деле их огромное количество — от классических до суперсовременных.
Вот несколько популярных вариантов:
•
Традиционная торговля.
Покупаете товар дешевле — продаёте дороже. Так работают розничные магазины одежды, продуктов, стройматериалов и многого другого.
•
Производство.
Вы самостоятельно производите товар или услугу и продаёте напрямую потребителям.
•
Подписка.
Клиенты регулярно платят фиксированную сумму за доступ к вашему продукту или услуге. Подписку оформляют на стриминговые сервисы.
•
Франшиза.
Вы покупаете право использовать чужой бренд и готовую систему работы.
•
Маркетплейс.
Вы соединяете продавцов с покупателями на одной платформе и берёте комиссию.
•
Freemium.
Предлагаете базовый продукт бесплатно, а за дополнительные функции взимаете плату. По такому принципу работают, например, приложения вроде Canva или Zoom.
Это малая часть моделей — выбирайте ту, которая лучше всего подходит под вашу идею.
Как составить свою бизнес-модель
Самый популярный шаблон разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье — канва бизнес-модели.
Это таблица из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса:
1.
Ценностное предложение: в чём уникальность вашего продукта или услуги? Почему клиенты выберут вас?
2.
Клиенты: кто ваша целевая аудитория?
3.
Каналы продаж: как клиенты узнают о вас? Где они смогут купить ваш продукт?
4.
Взаимоотношения с клиентами: как вы будете поддерживать связь с клиентами?
5.
Источники дохода: откуда придут деньги?
6.
Ключевые ресурсы: что вам нужно для работы?
7.
Ключевые действия: какие задачи нужно выполнять ежедневно для успеха бизнеса?
8.
Ключевые партнёры: с кем будете сотрудничать?
9.
Структура затрат: на что уйдут ваши деньги?