Ксения

Генеральный директор Fast Lane Ventures: "Я не вижу в России проблемы гендерной дискриминации"

Марина Трещова рассказала RB.ru, почему российским женщинам стоит пробовать себя в создании своего бизнеса именно сейчас


Fast Lane Ventures специализируется на разработке, запуске и продвижении новых интернет-бизнесов. Руководит компанией Марина Трещова, у которой есть опыт как операционного управления разными компаниями, так и опыт в предпринимательстве. О том, как удается совмещать материнство и напряженную работу, почему в правления компаний необходимо включать и мужчин и женщин, а также почему современным амбициозным женщинам стоит попробовать себя в предпринимательстве, Марина Трещова рассказала RB.ru.

- Марина, расскажите, пожалуйста, о своей карьере. Каким было ваше первое место работы? Было ли оно связано с инвестиционным бизнесом?

- Я окончила Вашингтонский университет в США, образование связано с бизнесом. Несколько лет работала в американских и российских компаниях на управленческих должностях - по сути, я начала заниматься управлением практически сразу по окончании университета. Вначале компании были маленькие, например, в телекоме, потом я попала в дистанционную торговлю. Работа в инвестиционном секторе - это уже по большей части опыт в рамках Fast Lane Ventures. Мой ключевой опыт до этого был в операциях, в управлении малым, средним и крупным бизнесом.

- Был ли сложным ваш карьерный путь? Тяжело ли было достичь того, что у вас есть сейчас?

- Было очень много работы, но сложно не было. Я была СЕО, управляющим директором достаточно крупного бизнеса, который начинали с нуля, и я понимаю, что такое руководить компанией, с какими проблемами сталкивается бизнес на ранних стадиях. Новой была (и в этом, наверное, был главный интерес) сама по себе работа в инвестиционном секторе, в венчурной компании.

- Как вы считаете, в России мужчинам проще достигать неких карьерных высот, нежели женщинам?

- В тех секторах, в которых я работала и имею практический опыт, такой проблемы, думаю, нет. Я считаю, что есть определенные индустрии, в которых сегодня не так много женщин-управленцев, - нефтяной, газовый сектор, например. Это больше мужские индустрии. Что касается работы с потребителем, с конечным пользователем, в интернете, в медийном бизнесе, то здесь в настоящий момент достаточно много женщин. Покупательная способность "определяется" в стране (уже сейчас, по-моему, статистика это подтверждает) в большей степени женщинами.



- А какие сферы вы назвали бы традиционно женскими?

- Много женщин в медиа-секторе, в ритейле - в определенных категориях, например, в продуктовом ритейле. Много женщин-руководителей в интернет-бизнесе.

- Сталкивались ли вы в ходе своей карьеры с какой-либо дискриминацией по гендерному признаку? Как вы думаете, является ли это проблемой в России?

- Я считаю, такой проблемы нет. Я являюсь членом женского клуба Forbes, и на ранней стадии формирования клуба много об этом говорили, но сошлись во мнении, что этой проблемы в России мы не видим.

- Как вы думаете, в чем женщина-руководитель может быть лучше мужчины? Какие компетенции у женщин лучше развиты?

- Я думаю, что женщина значительно более внимательна к деталям бизнеса, она может лучше разобраться в каких-то глубинных вещах, хорошо справляется с бизнес-процессами. У мужчин есть большой плюс - это способность брать на себя риск, когда он даже, скажем так, довольно неоправданный для компании, но в некоторых ситуациях действительно приводит к успеху. С этим женщине, с точки зрения моего практического опыта, сложнее, она более осторожна. В сложные периоды, в кризисные ситуации либо в самой компании, либо на рынке в целом женщины лучше подходят для того, чтобы сохранить то, что есть в бизнесе (пусть, например, уменьшив прибыльные показатели). Такие качества у женщин можно видеть довольно часто. Поэтому я приветствую и считаю правильным, когда есть возможность включать в правление компаний и мужчин и женщин, потому что они дополняют друг друга.

- В некоторых странах Европы действует закон о квотировании рабочих мест в правлениях и в советах директоров компаний. Как вы относитесь к такой практике? Была бы она эффективна в России?

- Я не вижу необходимости внедрения этой практики, не вижу проблемы. Возможно, у меня не было такого опыта, чтобы в какие-то бизнесы, с которыми я сталкивалась, женщины пытались бы попасть, но у них этого не получалось. Мое мнение таково, что в России на сегодняшний день такой проблемы не существует. Очень много владельцев и создателей бизнеса - мужчин, которые с удовольствием смотрят на то, чтобы активами управляли женщины. Но, может быть, и есть какие-то сектора, в которых квотирование было бы необходимо.

- Есть мнение, что если женщина успешно развивает карьеру или владеет и управляет бизнесом, то на полноценную семейную жизнь у нее уже не остается "ресурсов". Как вы думаете, возможно ли успешное совмещение того и другого?

- Это очень большой труд - качественно заниматься бизнесом и воспитывать детей. Наверное, это достаточно индивидуально. Можно найти разные примеры и успешных в семейной жизни руководителей, и наоборот. Те скорости, объемы информации и требований бизнеса, которые сегодня есть, они, конечно, ущемляют время любого человека, которое можно посвятить семье. Но найти какой-то баланс, который для каждой конкретной семьи будет нормальным, вполне можно. У меня есть сын, я нахожу время для семьи, но это непросто: наверное, кому-то достается больше времени и внимания, а кому-то меньше в разные периоды.

- А как вам удается достигать этого баланса, совмещать материнство и такую интенсивную и ответственную работу?

- Сейчас мой ребенок в каком-то смысле адаптировался под мой график. Он ложится спать в 11, чтобы иметь возможность вечером провести два часа со мной. Я могу найти возможность, чтобы он сопровождал меня в какие-то из командировок, в отпуск - однозначно. Может быть, будет сложнее позже, когда появится школа, тогда придется решать этот вопрос. Но сейчас есть ежедневное время, которое я могу уделить ребенку, и пока проблем с этим нет.

- Как примерно выглядит ваш рабочий день?

- Примерно в 7:30-8:00 я на работе. У нас очень много разных компаний, поэтому среднее количество встреч в день - от 10 до 15. Конечно, мы приветствуем прагматичный подход "есть проблема - находим решение". Вечер я провожу с семьей. В последние три года так выглядит мой стандартный день, если я не в командировке. Для спорта и увлечений в ежедневной жизни, к сожалению, времени почти нет. Я охотник, на это иногда остается время, но не очень много. Большую часть свободного времени провожу с семьей. В свободное время также встречаюсь с разными людьми, это могут быть поездки внутри страны и вне ее. Многие из них пересекаются с работой, потому что многие персональные встречи могут оказаться интересными с точки зрения бизнес-партнерства. Я уделяю этому время, потому что самое важное для нас - найти интересных, "правильных" людей.

- Какие советы по карьерному развитию вы могли бы дать читателям RB.ru?

- В течение последних трех лет моя работа связана с предпринимательством. Предприниматель - это первое лицо, руководитель компании, владелец, совладелец. Женщины в предпринимательстве есть, но их не так много, потому что есть как раз тот самый риск, к которому, возможно, не все женщины готовы. Я считаю, что сейчас уникальнейшее время в стране, когда интернет-сектор - один из самых важных в экономке. Я советую найти в себе силы и воспользоваться этим временем, заняться предпринимательством. У русских женщин сейчас есть для этого все шансы. В предпринимательстве много мужчин, но женщины им ни в коей мере не проигрывают. Сделать этот шаг не все решаются - может быть, по каким-то своим причинам. Но я думаю, есть уровень задач, которые женщины решают в корпоративном секторе, и в собственном бизнесе они не настолько страшны. Хотелось бы видеть больше женщин в предпринимательстве.

Почитать другие интервью с женщинами - руководителями можно здесь:

Основательница "Конфаэль": "Жертвовать семейной жизнью ради карьеры - неразумно"

Елена Мясникова: "Душевный комфорт дороже любых денег"

Партнер "Агентства Контакт": "Я - счастливый топ-менеджер"

HR-директор adidas Group в России: "На работе я стараюсь не позиционировать себя "женщиной"

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно