Рената Джордж

Почему венчурные инвесторы должны вести персональные блоги

Колонка Ренаты Ахуновой в формате VC2VC: зачем венчурному инвестору вести личный блог


RusBase и РВК представляют рубрику VC2VC, в которой представители венчурных фондов и частные инвесторы будут вести авторские колонки, поднимая темы, важные для коллег, предпринимателей и венчурного сообщества в целом.

Первым автором стала Рената Ахунова — бизнес-ангел, Партнер в FormulaVC, член совета директоров 500 Startups, ментор Happy Farm Business Incubator.

Бывших шпионов не бывает, как не бывает бывших журналистов и предпринимателей. Эти профессии ведут к такой сильной профессиональной деформации, что остановиться практически невозможно. Поэтому иногда во мне просыпается журналист и заставляет меня писать снова. И каждый раз я задумываюсь, о чем должен писать венчурный инвестор…

Я имею в виду не корпоративные блоги фондов, которые цитируют важные международные и местные новости, а именно персональные блоги менеджеров фондов — уникального, полезного, ободряющего и практического содержания. Потому что публичный блог должен, прежде всего, приносить ценность читателям, а если этого нет, то, возможно, лучше не тратить свое время на блог вовсе.

Должен ли венчурный капиталист писать только о бизнесе? Или он может также писать о своей личной жизни? Хочет ли аудитория серьезного или более развлекательного контента? И вообще, что допустимо и недопустимо публиковать инвестору?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила обратиться к вам — читателям. И в качестве пищи для размышлений я хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями о том, как американские венчурные инвесторы превращают блоги в свои конкурентные преимущества, а также почему российские инвесторы не хотят заводить персональные блоги.

Поскольку я читаю десятки блогов американских венчурных капиталистов, я отчетливо вижу в них тенденцию к одушевлению брендов их фондов: ведь, в конце концов, каждому предпринимателю, который получит инвестиции от этих фондов, придется взаимодействовать не только с деньгами, но и с их менеджерами, поэтому американские инвесторы дают предпринимателям отличную возможность узнать их лично посредством блогов. Даже Марк Андресен — основатель одного из крупнейших и наиболее успешных венчурных фондов Кремниевой долины — недавно завел личный аккаунт в Twitter и даже «изобрел» новый вид твитов, которому аудитория быстро придумала название «твит-шторм».

Блоги американских венчурных капиталистов — это улица с двусторонним движением, выгодная обеим сторонам: здесь инвесторы более оперативно знакомятся с сотнями предпринимателей, а предприниматели лучше узнают потенциальных инвесторов и получают к ним прямой доступ.

Другая причина популярности блогов среди американских венчурных инвесторов — это высокая конкуренция за предпринимателей, поэтому блоги используются как инструмент их привлечения в своеобразный фан-клуб инвестора, а затем — установления контакта с наиболее яркими из них. Необходимо подчеркнуть, что инвесторы при этом вступают в диалоги со многими предпринимателями — теми, которые оставляют наиболее интересные комментарии. Тот же Марк Андресен получает огромное количество «реплаев» на свои твиты, и вы захотите поспорить, что у него просто не хватило бы времени, чтобы читать их… Но не забывайте, что общение с предпринимателями — это часть ежедневной работы венчурного инвестора, независимо от того, происходит это онлайн или офлайн.

Таким образом, блоги американских венчурных капиталистов — это улица с двусторонним движением, выгодная обеим сторонам: здесь инвесторы более оперативно знакомятся с сотнями предпринимателей, а предприниматели лучше узнают потенциальных инвесторов и получают к ним прямой доступ.

Я уже слышу, как со мной начали спорить некоторые из вас!..

Конечно, российские предприниматели не имеют такой роскошной возможности выбирать из дюжины инвестиционных предложений, и я уверена, что многие из них не будут отказываться от инвестиций только потому, что менеджер фонда не подходит им по гороскопу. С другой стороны, большинство российских венчурных инвесторов окружают себя армией секретарей, именуемых в США «gatekeeper», чтобы не тратить время на презентацию «очередного Васи Пупкина из ниоткуда». Возможно, это одна из причин, по которой никто из списка российских венчурных капиталистов, составленного Forbes.ru, не ведет активную жизнь в социальных медиа в целом и собственного блога в частности. Единственным исключением является, пожалуй, Александр Галицкий, который регулярно «твитит», комментируя последние технологические новости и иногда делится личными впечатлениями.

Примерно половина самых активных российских венчурных фондов представлена в социальных медиа их менеджерами. Однако обычно это лишь аккаунт в Twitter или Facebook, реже — Instagram, контент которых представляет собой солянку из сообщений на личные, политические, офисные темы, а также цитирование новостей, что в целом не придает ему большой ценности и уникальности. Я честно искала, но пока не нашла ни одного истинного блогера среди российских венчурных инвесторов!

Блог качеством и количеством аудитории показывает ценность своего автора, в то время как аудитория колонки того же автора в каком-либо СМИ — это аудитория, в большей степени, данного СМИ.

При этом, конечно, я знаю многих коллег, которые периодически пишут колонки в онлайн и офлайн медиа, делая вид, что это их блог. В этом вопросе, как и во многих других, Россия идет своим особым путем. И в целом, я нахожу это хорошим PR -решением, однако, говоря об истинных блогерах, я подразумеваю тех, кто ведет свой отдельный stand-alone блог.

Почему это принципиально? Потому что именно самостоятельный блог показывает качеством и количеством аудитории ценность своего автора, в то время как аудитория колонки того же автора в каком-либо СМИ — это аудитория, в большей степени, данного СМИ. Такой «прозрачный показатель» может пугать и останавливать людей от ведения stand-alone блога, но у этого есть и плюс: самостоятельный блог наверняка избавит автора от оравы медиа-троллей, которые достаточно ленивы, чтобы читать отдельные блоги, и предпочитают извергаться в более многочисленной толпе.

99% материалов американских капиталистов — вовсе не об их успехах, а больше об их ошибках и советах, как их избежать.

Одной из «официальных» причин, которую называют российские венчурные инвесторы, объясняя свое нежелание вести блог, является восприятие социальных медиа как инструмент исключительно корпоративного PR, а поскольку венчурных историй успеха в России не так много, то и гордиться пока нечем. С этим я, к слову, согласна. Однако 99% материалов американских капиталистов — вовсе не об их успехах, а больше об их ошибках и советах, как их избежать.

Я часто спрашиваю российских предпринимателей, хотят ли они, чтобы я раскрыла в своем блоге профессиональные вопросы как: структурирование сделок, юридические нюансы, анализ последних сделок на рынке… К сожалению, даже сходу ответив: «Конечно!» — при дальнейшем обсуждении они признают, что их интерес к таким темам довольно низкий. И я могу их понять: чтобы вникнуть в профессиональные темы, требуется время и внимание, которых у большинства из них нет… Они предпочитают рыскать в поисках ответов на подобные вопросы лишь тогда, когда дело доходит до потенциальной сделки в их компании, что резонно. Однако тот факт, что развлекательные посты с кошечками увлекают российских предпринимателей больше профессиональной тематики, собирая немыслимое количество лайков и наполненных таким же «глубоким» смыслом комментариев, меня настораживают.

Даже если смириться с тем, что у них нет времени на вдумчивое изучение серьезных вопросов, и писать поверхностно о таких вещах, как построение команды стартапа, привлечение инвестиций, создание продукта и т.п., — такое содержание блога я считаю довольно бесполезным: на эти темы было так много сказано, что еще один ресурс с таким контентом — это пустая трата битов.

Блог должен, прежде всего, приносить ценность читателям, а если этого нет, то, возможно, лучше не тратить свое время на блог вовсе.

И вот, как и многие венчурные инвесторы, которые хотят добавить ценности и смысла в жизнь предпринимателя, я вопрошаю нашу аудиторию, наших «потребителей»: С какими бизнес-вопросами венчурные инвесторы в своих блогах могут помочь разобраться предпринимателям? Хотят ли предприниматели знать о нас больше как о личностях, либо деньги — это основное, что их интересует? Какие еще «за» и «против» инвесторов-блогеров существуют, по вашему мнению?

Blogging-images via Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно