Анна Лунь

Как делать проект с друзьями — советы Виктора Лысенко, «Рокетбанк»


Слева направо: Алексей Обровец и Виктор Лысенко

После ухода из Groupon Виктор Лысенко и Олег Козырев сняли небольшой офис и на год погрузились в изучение финансового сектора. Сдружившиеся за время работы, они привлекли еще двоих сооснователей неизвестного пока проекта — Алексея Колесникова и Михаила Провизиона, которые когда-то учились с Виктором на одном факультете.

Анализируя и отбрасывая модели западных финтех-проектов, они в итоге нашли одну, которая вдохновила четверку друзей на создание Rocketbank.

Недавно Виктор посетил стартап-коворкинг #tceh, где в сентябре-октябре показывают сериал Silicon Valley, чтобы рассказать о проблемах основания компании с «не просто коллегами» на просмотре второй серии сериала.

До показа эпизода Алексей Обровец, который работает в «Яндексе», провел с Виктором следующее интервью.

Наверняка в стартапе есть миллион причин для ссор и споров — на каждый день.

В каждом проекте, где я участвовал, конфликты были. Всегда. В принципе, большая часть молодых компаний, пожалуй — три четверти, разваливается не из-за того, что модель плохая, а из-за разногласий в команде.

Потому что любой проект — это люди и то, как они работают с идеями и выводами, их воплощением и перевоплощением.

Бывало, что у нас все заканчивалось не просто хлопаньем дверьми, а тем, что мы напрочь переставали общаться.

А с кем из сооснователей было больше конфликтов: девочками или мальчиками?

У меня не так много опыта с девочками... в плане бизнеса.

Зачем вообще начинать проект с друзьями, если их так легко обидеть, но так не хочется обижать?

На старте нужны соратники, а откуда они у тебя, как не из числа друзей? Ну, чаще всего: первого прохожего в проект не потащишь.

Другое дело, что в процессе вы можете столкнуться с ситуацией: вы тянете, а друг — нет. А сказать ему об этом психологически очень сложно.

Когда сказать другу, что он не справляется?

Это та ситуация, которую нужно проговаривать и исправлять быстро: да, тяжело выходить с претензией сразу через пару дней после того, как вы заметили, что что-то не так. Но поверьте — через две недели сделать это будет еще тяжелее.

Есть ли какой-то лайфхак, как озвучить свои претензии?

Да — озучить не как претензии, а как предложение. Не вставать в позу с криком: «Ты идиот с глупым отношением к делу», — а попросить человека взглянуть на дела и свою роль по-новому.  

А сколько причин конфликтов в стартапе вы можете насчитать?

Глубинных всего две. Либо вам есть, что делить, и вы грызетесь из-за этого — а если предмет спора вдруг исчезнет, то будете общаться как ни в чем не бывало. Либо вы ссоритесь в тот период, когда в проекте все плохо: модель не работает, денег нет и т.д. Кризис, в команде падает мораль: если в этот момент не выстроить диалог и дать делу дойти до серьезных стычек, проект можно заранее считать развалившимся.

Есть ли совет, который можно дать тем, кто не просто затевает проект с друзьями — но и делает первый проект в жизни?

Мне кажется, такая рекомендация подойдет всем, кто делает первый проект: начните с копии. Это сэкономит вам силы — и даст гораздо больше опыта. Потому что пробовать совершенно новую модель лучше там, где рынок больше, а не где твоя кровать.

Еще один совет: всегда начинайте просто с лендинга. Сайт Рокетбанка — до сих пор сайт-визитка. И я не думаю, что у нас когда-либо появится интернет-банк.

Бесплатные просмотры стартап-сериала Silicon Valley с предпринимателями и инвесторами — проект #tceh и сервиса «Амедиатека», проводящийся при поддержке Almaz Capital Partners (генеральный партнер), ИД «КоммерсантЪ» (партнер) и ФРИИ. Каждую неделю до 30 октября коворкинг показывает одну серию и приглашает людей с рынка поделиться интересными историями и опытом. Бесплатная регистрация на новые показы идет на сайте #tceh.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно