Команда Rusbase

Пивот: как все перевернуть и устоять на ногах


Множество компаний, которые выходили на рынок с грандиозной идеей, сталкивались не только с проблемами общего плана (нехватка бюджета, слабый фидбек и т. д.), но и с необходимостью закрыть/изменить выбранное направление. Cмена направления и открытие нового бизнеса кажется поначалу большой проблемой, требующей огромных затрат. Но истории известны примеры, когда именно такой подход оказывался успешным. Эрик Рис – идеолог данного пути и создатель теории «экономичного стартапа» (Lean Startup) называет такое изменение направления в бизнесе «пивотом».

Пивот – это не только перемена, это ещё и «разворот» в сторону более перспективного или нового направления, выбор иной дороги, по которой будет развиваться ваш бизнес. В последнее время он стал неотделимой частью не только стартаперской деятельности, но и развития устоявшихся компаний. Многие предприниматели видят в смене направления руку помощи или ещё один источник прибыли.

Что вы слышали о компании Odeo? Когда-то они хотели заниматься сбором новостей и информации с различных ресурсов на одной платформе, но вовремя остановились и развернулись в сторону социальных сетей. Теперь они называются Twitter - уже такой привычный и почти родной способ общения. Совсем недавно Twitter вышел на IPO, и цена акции поднялась с 26$ до 45$ в первые же минуты.

Компания Google изначально создавалась для внутрикорпоративных поисковых систем, но внезапно осознала, что зарабатывать деньги на рекламе – неплохое направление. Позднее, уже состоявшись как международная корпорация, Google совершила довольно предсказуемый и закономерный «разворот» в сторону развивающегося мобильного рынка. ОС Android и Google Glass у всех на слуху.

Примеров успешного пивота много. Но нужно учитывать, что делать «разворот» по прихоти, без аналитики и ресурсов – весьма опрометчиво. К смене направления нужно приступать постепенно, окончательно убедившись в том, что вы готовы к этому опыту. Вы не обязаны менять идеологию своей компании или искать новых инвесторов – поможет грамотно рассчитанный бюджет и продуманная тактика. Если разворот намечается в схожую отрасль, то можно будет избежать кардинальных изменений внутри компании. Следует рассчитать, имеются ли у вас необходимые ресурсы и кадры, готовые к развороту, есть ли устоявшаяся аудитория и база клиентов, которая может принять или не принять изменения.


Почему пивот?


Смена бизнес-модели часто воспринимается, как признак, что «у компании что-то пошло не так». Это распространённое заблуждение зачастую останавливает стартапы от пивота. Вот какие причины «разворота» выделяют эксперты (если предприниматель заметил хотя бы несколько из них - it's time to pivot):

  • Некоторые результаты перестают окупаться и требуют дополнительных усилий, зачастую слишком рискованных.

  • Есть фидбек только по одному продукту, в то время как другие товары или услуги игнорируются аудиторией.

  • Несмотря на талантливую команду, продукт не оправдывает ожиданий.

  • Компания находится в быстроразвивающейся отрасли, в которой любые изменения воспринимаются положительно.

  • Потребитель не осведомлён о том, как пользоваться услугой или продуктом, который компания производит.

  • Основная деятельность компании перестаёт оправдывать ожидания инвесторов.


Анализируйте показатели


Не спешите придумывать что-то диаметрально противоположное — иногда достаточно просто немного изменить курс в вашей же отрасли. Сравните существующие показатели и предполагаемые изменения.

У стартапов весьма ограниченные возможности в плане подбора команды.  Будьте готовы к тому, что не все готовы будут вложить свои силы новую идею.


Как убедить инвесторов


Не бойтесь ваших инвесторов — попробуйте их убедить, исходя из проанализированных показателей, и не скрывайте своих намерений. Позвольте поиграть с прототипами и альфа-версиями, как, например, поступила корпорация Google во время разработки Google Glass. Они не стали ждать презентации нового проекта с высоты презентационной трибуны — 2000 пар очков сразу нашли своих владельцев среди как разработчиков, так и инвесторов.


Подумайте еще раз


Не исключено, что «разворот» может плохо сказаться на вашем бизнесе. Не нужно просто гнаться за трендами и инновациями: рынок требует структурированного и сдержанного подхода. Иногда лучше переждать и выйти на арену с чётким видением проекта, а не с его относительной заготовкой в попытке исправить ситуацию внутри компании.

Материал подготовлен компанией Payler. Об опыте пивота Payler можно прочитать тут.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно