Никита Акимов

Фильм «Нерв» — это про наш стартап

Никита Акимов, генеральный директор интернет-проекта Eristica, рассказывает, как команда увидела идею своего приложения в фильме и решила использовать это для проведения customer development. И у них, кстати, получилось.


Я оказался в совершенно непредвиденной ситуации: Голливуд снял фильм Nerve. Сюжет в нем основан на приложении, которое до неприличия похоже на мой стартап.

Через наше мобильное приложение — Eristica — можно бросить вызов сделать что-то «на спор», а потом смотреть видеодоказательство выполнения задания. Мы существуем уже 2 года, у нас миллион зарегистрированных пользователей по СНГ. И тут, откуда ни возьмись, появляется этот фильм…

Но из любой ситуации нужно уметь извлекать выгоду. Поэтому мы воспользовались случаем и решили одну важную стоящую перед нами задачу — получили отзывы от возможных пользователей.


Что нам было нужно?

Мы планируем запускать Eristica в других странах, за пределами СНГ, но перед этим как раз собирались сделать серьезное обновление, добавить некоторые новые функции и изменить часть старых. А делать это без отзывов пользователей очень рискованно. Можно попасть в ситуацию вроде «редизайна кинопоиска» — помните этот скандал? Пользователи будут недовольны, или просто уйдут.

Вывод: перед стартом работ над обновлением необходим серьезный customer development. А с помощью фильма это можно сделать на совершенно новом уровне.

Мы решили узнать:

  1. У каких сегментов аудитории интерес к приложению а-ля Nerve выше, чем у других?
  2. Что привлекает в приложении Nerve, что мотивировало бы им пользоваться постоянно?
  3. Что не хватало в приложении из фильма, что можно было бы изменить?

Шаг 1: Мнение публики

Фильм посмотрело большое количество людей по всему миру, и очень многие из них высказывают в интернете свои впечатления от просмотра. Мы нашли несколько тысяч подобных постов на разных языках — от микроблогов простых зрителей до подробных обзоров от кинокритиков. Из них нужно было взять только те высказывания, которые относились не к самому фильму (актеры, эффекты, сюжет), а именно к идее приложения, которое в нем было показано.  


Нажмите, чтобы увеличить


По косвенной информации об авторах этих заметок нам удалось выявить сегменты аудитории, у которых интерес к приложению был намного выше, чем у других.

Мы брали в расчет только англоязычную аудиторию (США, Канада, Великобритания, Австралия) и получили следующие результаты:

  • Интерес к самому приложению проявляет целевая аудитория фильма, что логично. Это поколение миллениалов в возрасте 18-25 лет, а гендерное распределение примерно одинаковое — 55% женщин и 45% мужчин. При этом желающих стать Игроком существенно больше, чем Зрителем.
  • В пользу активного участия в игре высказывались примерно 70% писавших отзывы о приложении.

С одной стороны, это хорошо — больше людей утверждают, что хотят генерировать контент, но с другой — наш опыт и опыт наших конкурентов за рубежом показывает, что Зрителей в целом в полтора-два раза больше, чем Игроков. 

Отсюда вывод: мотивация у целевой аудитории есть, нужно использовать это в интерфейсе приложения – сделать UX создания видео для споров интуитивнее и проще.


Шаг 2: Интервью со зрителями



Конечно, получить полные ответы на все стоявшие перед нами вопросы через анализ отзывов невозможно. Но если самостоятельно пообщаться с некоторыми зрителями, от них можно получить намного больше полезной информации. Мы сконцентрировались на двух каналах:

  1. Ловили людей сразу на выходе из кинозала и брали интервью;
  2. Находили в соцсетях наиболее активных комментаторов и в дружеском диалоге обсуждали с ними фильм. 

Для большей эффективности на этом шаге мы старались общаться в основном с теми, кто попадал в сегменты аудитории, выявленные на первом шаге. Во время интервью мы не говорили ничего про Eristica, чтобы не создавать лишние «шумовые помехи» в представлении респондентов об «идеальном приложении для вызовов на спор».

Основные вопросы, на которые мы старались получить ответы:

  • Какими приложениями вы обычно пользуетесь? Для чего?
  • Как проводите свободное время?
  • Как часто вы участвуете в интернет-конкурсах?
  • Как часто заключаете с кем-нибудь пари «на слабо»? Что является ставкой?
  • Расскажите о наиболее запомнившемся пари между вашими знакомыми / пари знаменитостей / пари в фильме (книге).
  • Как часто вы смотрите в интернете видео, где кто-то выполняет действия «на спор».
  • И другие, по ситуации.

При увеличении числа респондентов постепенно складывался портрет пользователя и его интересы в интернете. Приведем тезисное описание такого пользователя:

  1. 14-20 лет, активный пользователь социальных сетей.
  2. Любимое приложение – VK, Instagram, YouTube.
  3. В среднем заключает 1-2 спора в месяц, большая часть из них — на деньги или на что-то символическое (щелбан, уважение, прочее).
  4. Любимые видео в интернете — компиляции FailArmy, интернет-челленджи аля WhisperChallenge, Don’tJudgeMe, пранки и Jackass.
  5. Он хотел бы поиграть в Nerve, если бы можно было выигрывать деньги или если бы там были селебрити.
  6. Как минимум два раза в компании он играл в игру «Правда или действие», где самое веселое всегда было действием.

На этом шаге мы больше узнаем о мотивации пользователя: в спорах нужны реальные призы, знаменитости, больше «жесткого» контента. 

В целом такой портрет можно назвать ожидаемым. По сути, это стандартные запросы для нашей ЦА: «Хлеба, лайков и зрелищ!».


Шаг 3: Знакомство с продуктом

Среди опрошенных оказалось много общительных и открытых к диалогу людей. Им мы решили показать Eristica, попросили им попользоваться и «в прямом эфире» оставлять впечатления.



Несмотря на то, что большинство опрошенных остались довольны нашим продуктом, они все равно подали очень много интересных идей по развитию его юзабилити, функционала и контентной стратегии проекта (конечно, они не использовали эти термины, а объясняли своими словами). Те же, кто был недоволен продуктом, дали довольно конструктивную критику, которую мы также занесли в свою базу знаний.

Из плюсов: хорошая скорость работы, интересный контент, понятная навигация, быстрое создание спора.

Из минусов: много интересного спрятано глубоко внутри приложения, нельзя спорить на деньги внутри приложения, непонятно, зачем нужны «Достижения» и «Карма», нельзя удалить спор.

Предложения: многим интересно иметь более широкий выбор для регистрации (почта, телефон, Twitter и так далее), туториал внутри приложения хотели бы пройти в игровой форме, пригодился бы раздел Featured как в AppStore, где можно всегда посмотреть топовый контент. 


Итог

Можно сказать, что была проделана колоссальная работа, результатом которой стало более четкое понимание ЦА и того, чем ее можно привлечь к нашему мобильному приложению (ценностное предложение).

Объединив и проанализировав все отзывы, касающиеся функционала, мы существенно скорректировали наш план по разработке обновления — некоторые функции оказались лишними, а без некоторых недостающих мы явно теряли часть заинтересованной аудитории. Так что — пришло время засучить рукава и приступать к доработкам!


Материалы по теме:

Большой стартап-гид по инкубаторам России

Чтобы узнать ценность вашего продукта, нужно задать пользователям всего один вопрос

Почему нужно выбрать стратегию lean startup?

Гид по запуску стартапа


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно