Top.Mail.Ru
Колонки

Фильм «Нерв» — это про наш стартап

Колонки
Никита Акимов
Никита Акимов

Основатель Eristica

Никита Акимов

Никита Акимов, генеральный директор интернет-проекта Eristica, рассказывает, как команда увидела идею своего приложения в фильме и решила использовать это для проведения customer development. И у них, кстати, получилось.

Фильм «Нерв» — это про наш стартап

Я оказался в совершенно непредвиденной ситуации: Голливуд снял фильм Nerve. Сюжет в нем основан на приложении, которое до неприличия похоже на мой стартап.

Через наше мобильное приложение — Eristica — можно бросить вызов сделать что-то «на спор», а потом смотреть видеодоказательство выполнения задания. Мы существуем уже 2 года, у нас миллион зарегистрированных пользователей по СНГ. И тут, откуда ни возьмись, появляется этот фильм…

Но из любой ситуации нужно уметь извлекать выгоду. Поэтому мы воспользовались случаем и решили одну важную стоящую перед нами задачу — получили отзывы от возможных пользователей.


Что нам было нужно?

Мы планируем запускать Eristica в других странах, за пределами СНГ, но перед этим как раз собирались сделать серьезное обновление, добавить некоторые новые функции и изменить часть старых. А делать это без отзывов пользователей очень рискованно. Можно попасть в ситуацию вроде «редизайна кинопоиска» — помните этот скандал? Пользователи будут недовольны, или просто уйдут.

Вывод: перед стартом работ над обновлением необходим серьезный customer development. А с помощью фильма это можно сделать на совершенно новом уровне.

Мы решили узнать:

  1. У каких сегментов аудитории интерес к приложению а-ля Nerve выше, чем у других?
  2. Что привлекает в приложении Nerve, что мотивировало бы им пользоваться постоянно?
  3. Что не хватало в приложении из фильма, что можно было бы изменить?

Шаг 1: Мнение публики

Фильм посмотрело большое количество людей по всему миру, и очень многие из них высказывают в интернете свои впечатления от просмотра. Мы нашли несколько тысяч подобных постов на разных языках — от микроблогов простых зрителей до подробных обзоров от кинокритиков. Из них нужно было взять только те высказывания, которые относились не к самому фильму (актеры, эффекты, сюжет), а именно к идее приложения, которое в нем было показано.  


Нажмите, чтобы увеличить


По косвенной информации об авторах этих заметок нам удалось выявить сегменты аудитории, у которых интерес к приложению был намного выше, чем у других.

Мы брали в расчет только англоязычную аудиторию (США, Канада, Великобритания, Австралия) и получили следующие результаты:

  • Интерес к самому приложению проявляет целевая аудитория фильма, что логично. Это поколение миллениалов в возрасте 18-25 лет, а гендерное распределение примерно одинаковое — 55% женщин и 45% мужчин. При этом желающих стать Игроком существенно больше, чем Зрителем.
  • В пользу активного участия в игре высказывались примерно 70% писавших отзывы о приложении.

С одной стороны, это хорошо — больше людей утверждают, что хотят генерировать контент, но с другой — наш опыт и опыт наших конкурентов за рубежом показывает, что Зрителей в целом в полтора-два раза больше, чем Игроков. 

Отсюда вывод: мотивация у целевой аудитории есть, нужно использовать это в интерфейсе приложения – сделать UX создания видео для споров интуитивнее и проще.


Шаг 2: Интервью со зрителями



Конечно, получить полные ответы на все стоявшие перед нами вопросы через анализ отзывов невозможно. Но если самостоятельно пообщаться с некоторыми зрителями, от них можно получить намного больше полезной информации. Мы сконцентрировались на двух каналах:

  1. Ловили людей сразу на выходе из кинозала и брали интервью;
  2. Находили в соцсетях наиболее активных комментаторов и в дружеском диалоге обсуждали с ними фильм. 

Для большей эффективности на этом шаге мы старались общаться в основном с теми, кто попадал в сегменты аудитории, выявленные на первом шаге. Во время интервью мы не говорили ничего про Eristica, чтобы не создавать лишние «шумовые помехи» в представлении респондентов об «идеальном приложении для вызовов на спор».

Основные вопросы, на которые мы старались получить ответы:

  • Какими приложениями вы обычно пользуетесь? Для чего?
  • Как проводите свободное время?
  • Как часто вы участвуете в интернет-конкурсах?
  • Как часто заключаете с кем-нибудь пари «на слабо»? Что является ставкой?
  • Расскажите о наиболее запомнившемся пари между вашими знакомыми / пари знаменитостей / пари в фильме (книге).
  • Как часто вы смотрите в интернете видео, где кто-то выполняет действия «на спор».
  • И другие, по ситуации.

При увеличении числа респондентов постепенно складывался портрет пользователя и его интересы в интернете. Приведем тезисное описание такого пользователя:

  1. 14-20 лет, активный пользователь социальных сетей.
  2. Любимое приложение – VK, Instagram, YouTube.
  3. В среднем заключает 1-2 спора в месяц, большая часть из них — на деньги или на что-то символическое (щелбан, уважение, прочее).
  4. Любимые видео в интернете — компиляции FailArmy, интернет-челленджи аля WhisperChallenge, Don’tJudgeMe, пранки и Jackass.
  5. Он хотел бы поиграть в Nerve, если бы можно было выигрывать деньги или если бы там были селебрити.
  6. Как минимум два раза в компании он играл в игру «Правда или действие», где самое веселое всегда было действием.

На этом шаге мы больше узнаем о мотивации пользователя: в спорах нужны реальные призы, знаменитости, больше «жесткого» контента. 

В целом такой портрет можно назвать ожидаемым. По сути, это стандартные запросы для нашей ЦА: «Хлеба, лайков и зрелищ!».


Шаг 3: Знакомство с продуктом

Среди опрошенных оказалось много общительных и открытых к диалогу людей. Им мы решили показать Eristica, попросили им попользоваться и «в прямом эфире» оставлять впечатления.



Несмотря на то, что большинство опрошенных остались довольны нашим продуктом, они все равно подали очень много интересных идей по развитию его юзабилити, функционала и контентной стратегии проекта (конечно, они не использовали эти термины, а объясняли своими словами). Те же, кто был недоволен продуктом, дали довольно конструктивную критику, которую мы также занесли в свою базу знаний.

Из плюсов: хорошая скорость работы, интересный контент, понятная навигация, быстрое создание спора.

Из минусов: много интересного спрятано глубоко внутри приложения, нельзя спорить на деньги внутри приложения, непонятно, зачем нужны «Достижения» и «Карма», нельзя удалить спор.

Предложения: многим интересно иметь более широкий выбор для регистрации (почта, телефон, Twitter и так далее), туториал внутри приложения хотели бы пройти в игровой форме, пригодился бы раздел Featured как в AppStore, где можно всегда посмотреть топовый контент. 


Итог

Можно сказать, что была проделана колоссальная работа, результатом которой стало более четкое понимание ЦА и того, чем ее можно привлечь к нашему мобильному приложению (ценностное предложение).

Объединив и проанализировав все отзывы, касающиеся функционала, мы существенно скорректировали наш план по разработке обновления — некоторые функции оказались лишними, а без некоторых недостающих мы явно теряли часть заинтересованной аудитории. Так что — пришло время засучить рукава и приступать к доработкам!


Материалы по теме:

Большой стартап-гид по инкубаторам России

Чтобы узнать ценность вашего продукта, нужно задать пользователям всего один вопрос

Почему нужно выбрать стратегию lean startup?

Гид по запуску стартапа

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры
  2. 2 Мы выбрали узкую нишу, проверили гипотезу — и смогли конкурировать с ИТ-гигантами
  3. 3 Чтобы узнать ценность вашего продукта, нужно задать пользователям всего один вопрос
  4. 4 В кризис жизнь закончилась? Что-то я не согласен...
  5. 5 5 настольных книг бизнес-ангела