Мария Илюшина

Кремниевая долина уже не та


Автор оригинального поста на Wall Street Journal Вивик Вадхва — вице-президент Академии и инноваций в университете Сингуларити, директор исследовательского центра предпринимательства в университете Дьюка. Также Вадхва является приглашенным автором The Wall Street Journal, где он пишет о том, как интернет изменил мир венчурных инвестиций и что теперь не обязательно находиться в Кремниевой долине, чтобы добиться успеха.


silic

Oculus, последний технологический стартап, приобретенный за миллиарды долларов, базировался не в Кремниевой Долине, а в Ирвине, Калифорния. База Snapchat, чья стоимость, по оценкам, составляет также миллиарды, находится в Лос-Анджелесе. Этот район — отличное место для жизни и там всегда шикарная погода, но у него нет никаких реальных преимуществ как технологического центра. Эти компании могли бы быть откуда угодно и добиться такого же успеха. Нельзя предсказать, из какого технологического хаба выйдет следующий Oculus — и будет ли это вообще хабом. Кто угодно и где угодно — будет ли это инкубатор, гараж или навес — может создать технологию, которая  изменит мир.

Раньше венчурный капитал был необходимым условием для начинающей технологической компании. Оборудование, программное обеспечение и дисковые хранилища стоили миллионы. Предпринимателям для того чтобы начать что-то делать, приходилось писать детализированный бизнес-план и питчить его инвесторам. У Кремниевой долины было преимущество из-за концентрации инвесторов на Sand Hill Road. Но сейчас ситуация изменилась, так как цена на все это колоссально снизилась. Предприниматели могут выпросить или одолжить необходимую и сравнительно небольшую сумму денег у своих друзей или родственников. Или они могут прибегнуть к краудфандингу, так как это сделал Oculus на Kickstarter.

Американские технологические хабы, такие как Кремниевая долина, также имели огромное преимущество из-за концентрации специальных знаний. Университетские городки, такие как Бостон и Стэнфорд, являются гнездом для ведущих исследователей, и предприниматели могли слушать их лекции или встречаться с ними и задавать вопросы. Но весь этот океан знаний теперь доступен бесплатно в интернете. На самом деле, даже больше информации теперь доступно в интернете, чем было доступно ведущим ученым и исследователям всего лишь 15 лет назад, и включает в себя лекции из Стэнфорда, Гарварда и MIT. Научные и технологические блоги предоставляют более актуальную и значимую информацию, чем научные журналы, потому что доступ к последним был ограничен подпиской или возможностью почитать их в библиотеке. 

Стоимость необходимого оборудования также снизилась из-за сравнительно низкой цены на планшеты и ноутбуки, а также доступ к облачным сервисам. Поэтому изначально целью Oculus на Kickstarter было собрать всего 250 тысяч долларов. В других странах подобный проект бы начал с еще меньшей отметки — предприниматели, скорее всего, работали бы из дома и не получали зарплаты.

Недостаток менторов и налаженной коммуникации тянет предпринимателей в отдаленных уголках мира назад. Но они могут почерпнуть эти знания их опыта других CEO, венчурных инвесторов и экспертов на сотнях ресурсов — это сайты типа StackOverflow, Slashdot, Hacker News, PoetsandQuants и Quora. Вдобавок к этому, каждый может следить за передовыми лидерами в социальных сетях и учиться у них. Можно отправить email или твит кому-угодно.

Распространение продукта также стало легким как никогда опять же из-за интернета. Люди обычно не имеют ни малейшего понятия о том, где находится штаб-квартира компании, у которой они покупают ПО или оборудование. Мессенджер WhatsApp (который является самым дорогим технологическим приобретением в истории) родился в Маунтейн-Вью (Калифорния), но вполне мог начать свою историю и на Украине, откуда родом его основатель, или в Эстонии, где придумали Skype, или в Финляндии, где вылупились Angry Birds.

Так, предприниматели по всему миру имеют те преимущества, которые раньше были специфичны для определенного географического места, а это значит, что игра вышла на новый уровень. Уже не надо думать, как прорваться в Кремниевую долину или любую другую долину. Успешное предпринимательство все еще требует скромного сочетания из мудрости, дальновидности, осторожности, баланса, смелости, крутости, знаний и навыков. Но внешние ограничения гораздо слабее, чем они были, и предпринимательскому успеху теперь мешают только его собственные барьеры.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно