Екатерина Бочкарева

Террористы могли использовать PlayStation 4 для планирования атак (Обновлено)

После пятничных терактов в Париже, которые унесли жизни 129 человек, власти расследуют то, как массовое убийство было спланировано. Возможно, одна из самых популярных в мире консолей Sony PlayStation 4 имеет к этому отношение, — пишет Forbes.

UPD: Заявление об использование террористами PlayStation 4 оказалось журналистской спекуляцией. Автор статьи на Forbes Поль Тасси признал, что это его журналистская ошибка. Он отметил, что официального подтверждения тому, что консоль нашли в числе улик, не было. А предположение о том, что для связи агенты ИГИЛ пользуются PS4, министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон дал за три дня до парижских событий, и Тасси неверно его интерпретировал. Впоследствии статью отредактировали и убрали из нее информацию о находке. 


После террористических атак полиция провела несколько рейдов в соседнем с Парижем Брюсселе. По имеющимся данным, в числе улик нашли как минимум одну консоль PlayStation 4.

Министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон напрямую заявил, что для связи агенты ИГИЛ пользуются PS4. Выбор пал именно на неё, потому что отслеживать консоль невероятно сложно. «PlayStation 4 даже сложнее отслеживать, чем WhatsApp», — сказал он. Когда вышло новое поколение консолей, то многие переживали за то, что они будут слишком небезопасны в плане конфиденциальности, поскольку c помощью внешних устройств вроде Microsoft Kinect и камеры PlayStation можно шпионить за пользователями (например, правительству).

Несмотря на то что идея напоминает антиутопии Джорджа Оруэлла, обмен данными на консолях без внешних устройств вполне может стать эффективным каналом связи для террористов. Относительно несложная технология может предложить куда более надёжные способы коммуникации, чем зашифрованные телефонные звонки, сообщения и электронные письма.

Хотя до сих пор не ясно, использовали ли парижские террористы ИГИЛ консоль PS4 для переговоров, существует несколько вариантов передачи данных, начиная от отправки сообщений через геймерский онлайн-сервис и голосовой чат PlayStation Network (PSN), заканчивая обменом информацией в отдельной игре. Документы, попавшие в руки Эдварду Сноудену в 2013 году, говорят о том, что АНБ и ЦРУ на самом деле внедрились в игры вроде World of Warcraft, для того чтобы выследить виртуальные встречи террористов.


По теме: Изменилось ли поведение людей в интернете после разоблачений Сноудена?


С PlayStation 4 даже обычная голосовая связь сработала бы на ура. Отслеживание голосовых систем на основе IP, по сравнению с обычными телефонами, по-прежнему остаётся сложной задачей для следователей. В 2010 году ФБР настаивало на предоставлении ему доступа ко всем видам связи в интернете, включая системы чатов в играх. Федеральная комиссия связи США этого не сделала, однако органы власти всё-таки создали своё оборудование для мониторинга онлайн-игр. Например, в тех случаях, когда педофил пытается выследить ребёнка через Xbox Live. Сегодня, в эпоху YouTube и живого потокового вещания, на большинстве консолей можно записать практически любые действия.

Идея состоит в том, что террористы могут просто вместе зайти в чат PSN и общаться вполне свободно, не боясь, что кто-нибудь их услышит, потому что такие виды связи правительству отслеживать трудно, и прибегает оно к этому не часто. Остаётся неясно, насколько неограниченным у правительства был доступ к PSN и Xbox Live. Однако, каким бы он ни был, спецслужбы, в основном, сосредоточены на отслеживании традиционных видов связи, например, телефонов и компьютеров.

По последним подсчётам, у одной только PSN около 110 миллионов пользователей, 65 миллионов из них активны, что само по себе уже немаленький объём людей. В то время как органы власти часто составляют профайлы на подозреваемых на основе данных из Сети, составить досье на основе использования консоли гораздо сложнее, даже если информация доступна. Мало кто из пользователей будет посещать экстремистские сайты в браузере PSN Web или хвастаться будущими атаками в игровом лобби. В эпоху, когда шутеры вроде Call of Duty становятся самыми продаваемыми играми года, не существует списка игр, которые могут вызвать подозрения о возможной связи с настоящими террористами. Как откопать информацию об игроке, если к ней не так легко получить доступ? А даже если удастся добыть необходимую информацию, то возможно, она ничего полезного не сообщит.


По теме: 5 «ньюсгеймов» на грани фола


Самое страшное в этом то, что сейчас по-прежнему существует ряд способов, с помощью которых террористы при желании могут обмениваться сообщениями, не говоря при этом ни слова. Агент ИГИЛ может расшифровать план атаки по монеткам в Super Mario Maker и поделиться им с другом, или же два игрока в Call of Duty могут писать друг другу сообщения исчезающими пулевыми отверстиями в стенах. Возможно, звучит это странно, но в играх существует множество способов для невербальной коммуникации, которую практически невозможно отследить. Для этого понадобится по одному агенту ФБР и АНБ, которые будут контролировать всю активность на консоли, а не только голосовые и текстовые сообщения в чате, что с технической точки зрения невозможно.

Несмотря на то, что создателей одноразовых мобильников часто критиковали за то, что они упростили для преступников способы коммуникации, кажется маловероятным, что Microsoft и Sony столкнутся с той же критикой. И всё-таки, возможно, они начнут предоставлять правительству упрощённые средства для отслеживания отдельных аккаунтов или консолей, чем те, что доступны сейчас. Поскольку сейчас большинство популярных геймерских гаджетов оказываются самым эффективным средством связи не только для друзей со всего мира, но и для врагов мира.


Примечание редакции. После выхода статьи в Forbes 14 ноября, в Твиттере разгорелась оживленная дискуссия. Автора материала обвиняют в том, что он сделал свои выводы только лишь на основании одной консоли, найденной на месте взрыва. И хотя предположение об использовании PlayStation 4 террористами высказал министр внутренних дел Бельгии, официальных доказательств этому нет.

UPD: Заявление об использование террористами PlayStation 4 оказалось журналистской спекуляцией. Автор статьи на Forbes Поль Тасси признал, что это его журналистская ошибка. Он отметил, что официального подтверждения тому, что консоль нашли в числе улик, не было. А предположение о том, что для связи агенты ИГИЛ пользуются PS4, министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон дал за три дня до парижских событий, и Тасси неверно его интерпретировал. Впоследствии статью отредактировали и убрали из нее информацию о находке. 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно