Top.Mail.Ru
Колонки

Давайте говорить правильно: не «виртуальная» реальность, а «альтернативная»

Колонки
Петр Левич
Петр Левич

Директор департамента взаимодействия науки, технологий и общества в Московском Технологическом Институте

Светлана Зыкова

Настает время виртуальности, неотличимой от реальности. В широком смысле — здесь и непроверяемые фейковые новости, и миры виртуальной реальности с полной реалистичностью. По сути это означает, что нам нужно пересмотреть понятие реальности, считает Петр Левич, директор департамента взаимодействия науки, технологий и общества в МИТ и основатель Future Foundation.

Давайте говорить правильно: не «виртуальная» реальность, а «альтернативная»

Пришла новость про очередной успех технологии глубокого обучения нейронных сетей: ученые из Университета штата Вашингтон обучили нейросеть на 14 часах выступлений Барака Обамы и она сгенерировала новое видео, неотличимое от настоящего, где экс-президент говорит любой наперед заданный текст.

Настает время виртуальности, неотличимой от реальности. В широком смысле — здесь и непроверяемые фейковые новости, и миры виртуальной реальности с полной реалистичностью. По сути это означает, что нам нужно пересмотреть понятие реальности.

Если какой-то спикер сказал А и его услышали 100 человек, а по интернету распространили искусственно созданное видео, в котором спикер говорит Б — и его увидели миллион человек, то насколько можно считать реальной реальность факта А? Перемножим на визуальную неотличимость — и получим, что можно заменить «виртуальная» реальность на «альтернативная» реальность.

Допустим, вы гражданин США и видите новость на сайте, которому доверяете (потому что он репрезентирует вашу политическую позицию — так работают информационные пузыри), в которой есть видео с заявлением президента США о, например, повышении налогов в два раза. Я бы назвал такое действие «информационным терактом». Но вы можете возразить, что такое содержание видео нереалистично и ему никто не поверит? В принципе, да, для США это верный контраргумент, но для России, например,  я бы не взялся отличить фейковую инициативу президента от настоящей — вспомните некоторые реальные российские законопроекты.

Что можно сделать?

На ум приходят кредиты доверия источников информации (на блокчейне, конечно, как же еще), но тут мало померить всем доверие и записать в реестр. Пока информация распространяется иерархически, доверие все равно может быть поляризовано между позициями — мы уже наблюдаем ситуацию, когда одна значимая часть общества (не маргинальное меньшинство) доверяет одному СМИ, другая часть — другому, а заявляют эти СМИ противоположные факты. Разница в том, что пока можно искать пруфы, например, видео. Но скоро уже и это не будет работать.

Кроме этого, всегда, когда есть иерархические вертикальные структуры, их можно взломать и подменить поток этой вертикальной информации. Поэтому виртуальность должна быть распределенной, примерно как идея в сериале Silicon Valley (про интернет, распределенный в смартфонах) или в реальности (если кто-то доверяет реальности все еще больше сериалов) — в недавней инициативе Google (распределённый ИИ для миллиарда смартфонов). Но тут важно не только вычисление, но и хранение — такой блокчейн-интернет, точнее с новым уровнем реалистичности графики и фактов, скорее, блокчейн-альтернативная реальность.

Подобная ситуация уже сложилась в социальных сетях — все пользователи могут быть источниками информации, уровень доверия исчисляется либо личным знакомством, либо количеством и «качеством» общих друзей.

И это отчасти решает проблему доверия к источникам, но создает новую — информационные пузыри. Они возникают по двум причинам — с одной стороны алгоритм соцсети показывает нам больше новостей, которые нам нравятся, чтобы повысить вовлеченность — понятная экономическая логика, с другой стороны — нам самим хочется видеть то, что нам нравится, с чем мы согласны.

Первая причина остается на совести авторов алгоритма и, по идее, может быть купирована блокчейн-соцсетью без явного бенефициара. А вторая причина — на нас с вами: умение работать с информацией — одна из важных компетенций будущего.


Материалы по теме:

Искусственный интеллект будет «доживать» за нас после смерти

Этические проблемы в генетике: о чем спорят ученые

Google сделала «фотошоп» для виртуальной реальности

Восемь революционных путей: как VR и AR повлияют на ваш бизнес (Инфографика)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Эти страхи вам знакомы: стоит ли бояться будущего
  2. 2 У роботов Boston Dynamics новый хозяин: что теперь будет?
  3. 3 5 новых HR-профессий на российском рынке
  4. 4 Пять трендов и кейсов будущего ритейла
  5. 5 VR – это ваш второй шанс, чтобы, наконец, сделать правильный выбор
Deep Food Tech Conference 2024
Все о новой food tech реальности
Стать участником