Ирина Черепанова

Бизнес на Uber: как зарабатывают посредники известного сервиса

Как устроены привычные процессы с обратной стороны – разбираем на примере фирмы VipUber.

С владельцами компании-посредника Uber поговорила директор по развитию конструктора сайтов для бизнеса uKit Ирина Черепанова.


Мы встречаемя в «Старбаксе» на востоке Москвы. Кофейня у метро – одна из точек, из которых ведут свой бизнес два молодых человека лет двадцати трех. Приводить водителей в Uber они стали чуть меньше года назад. Свой нынешний штат – 40 активных таксистов – они называют «средним» для небольших посредников по столице.




«Денег нет, но вы держитесь»: первые вложения

Евгений и Илья – друзья со школы и «вынужденные» предприниматели. Первый работал менеджером в частной фирме, но в кризис компания закрылась. Второй после института не мог найти хорошо оплачиваемую работу по инженерной специальности.


Илья и Евгений


«О своем деле мы задумывались с институтских времен. Например, пробовали перегонять подержанные автомобили из Европы. – говорит Евгений. – Но к концу 2014-го из-за курса валюты заниматься этим стало не так выгодно».

Молодые люди стали искать новую нишу. Модель «такси через приложение» привлекала их и как обычных пользователей, и как предпринимателей. Почти все дела с контрагентами можно вести дистанционно. Да и порог входа показался низким.

«Яндексу и Gett мы не подходили: к ним нужно приходить с десятком-другим машин. В Uber для старта нужно было иметь только расчетный счет и юрлицо, чтобы заключать договоры с исполнителями, – рассказывают основатели. – Схема с посредником нужна водителю, чтобы не заморачиваться с регистрацией собственного ИП и быстрее получить таксомоторную лицензию, если ее нет».

Для старта ребята вытащили 170 тысяч рублей из сбережений. Бюджет заложили с запасом, чтобы подстраховаться. Например, сто тысяч были предусмотрены на выплату зарплаты водителям в случае, если бы возники задержки с переводом денег от Uber.

Первые расходы составили:

  • На регистрацию ООО (с указанной в ОКВЭД деятельностью службы такси) - 4800 рублей,
  • На открытие счета в «Промсвязьбанке» – 5000 за открытие счета и заверение документов, плюс порядка 1000 в месяц за обслуживание;
  • На создание и поддержку сайта - сайт собрали сами на конструкторе,  оплатили 2700 за премиум-функционал и 600 рублей за домен на год вперед;
  • На платный функционал Avito – 1500 в месяц;
  • На платный функционал HeadHunter – 1000 в месяц для публикации вакансиий и 3000 – за доступ к базе соискателей;
  • На расходы для водителей – 20 тысяч (выплаты от Uber происходят раз в неделю, и когда машина только выходит, водителю бывает нужен задаток: на бензин, мойку и т.п.).

Само подключение к системе прошло в два этапа. Сначала дистанционно: достаточно было отправить документы на компанию и данные счета. «После проверки нас пригласили в офис Uber, мы обменялись договорами и реквизитами, и получили аккаунт партнера, чтобы заносить заявки на подключение исполнителей и получать отчеты», – вспоминают ребята. То был единственный раз, когда потребовалась встреча: с тех пор все дела ведутся по интернету.

Бухгалтерию предпринимателям стал вести общий знакомый. Первый водитель пришел через неделю после старта. Первые деньги поступили через две недели.




«Пользователи ВК не бомбят на Uber»: привлечение водителей

К концу второго месяца у ребят было уже 15 водителей. Сначала подтягивались таксисты с опытом, потом пошли уволенные менеджеры частных компаний, госслужащие, попавшие под сокращение, и даже экс-полицейский. Сейчас водители так и делятся на две категории: половина – те, кто таксует профессионально и постоянно; половина выходит на линию несколько раз в неделю, чтобы подработать.

Первыми хорошо сработавшим каналом стал Avito. «Объявление о работе для водителя там можно публиковать в двух разделах – и как вакансию, и как услугу. Есть свой контекст и ретаргетинг. Плюс – до сих пор раз в две недели мы делаем выборку новых объявлений от соискателей и обзваниваем людей. Но конверсия довольно низкая, около 5%. Работать через приложение готовы далеко не все».



Из-за постоянных вопросов с Avito ребятам срочно пришлось развивать сайт: заводить FAQ, публиковать примеры документов для подключения, новости про Uber и статьи, почему быть их водителем – это хорошо. По словам Ильи, взявшего на себя все digital-вопросы, мелкие обновления проходят почти после каждого обзвона соискателей.

Из того, что не пошло для продвижения, молодые люди называют рекламу в соцсетях и специализированные форумы.

«Мы заходили с платными постами в паблики о недорогих иномарках, пробовали ретаргетинг – но только сливали бюджет. Пользователи «ВКонтакте», похоже, не бомбят на Uber, – считает Илья. – С форумами таксистов другая история. Там легко нарваться на негатив, в том числе от конкурентов: мол, барыги. Ведь себе мы забираем 7 до 4 процентов с заказов, в зависимости от опыта водителя, частоты, с которой он выходит на линию, и канала, по которому пришел…».


 

Негатив в сторону посредников на неофициальном форуме


Самую высокую конверсию дает переманивание. Выглядит это так: Илья вызывает машину и во время поездки старается разговорить водителя. Если получается выяснить, на каких условиях работает человек, предлагает 4% комиссии. По его словам, интерес проявляет каждый третий водитель.

Чтобы перейти от одного посредника к другому, водителю достаточно написать короткое письмо в российское представительство Uber и подождать 1-3 дня для переподключения.




Работа с водителями: рецепты и проблемы

Конкуренты не остаются в долгу. Процесс набора выглядит так: водитель отправляет заявку и документы посреднику, данные проверяются, человек добавляется в очередь на собеседование в Uber. Через два-три дня он должен вовремя явиться на встречу.

«Как-то раз нам поступило много заявок, которые мы передали дальше – но почти никто из водителей на встречу не пришел. Как предупреждение, наш аккаунт партнера заблокировали на две недели», – рассказывает Евгений.

Если же собеседование проходит хорошо, водитель получает аккаунт в приложении от Uber, подписывает договор с посредником и может выходить на линию.


Приложение водителя


Второй ключевой момент после найма – техническая поддержка водителей на линии. Ее взял на себя Илья. Основная проблема для новичка – разобраться в системе. 

Ребята рассказывают: «Сейчас на собеседованиях часто ставят ролик, который объясняет, как пользоваться приложением водителя. Человек, вроде, все понял, но когда выходит на маршрут, могут возникнуть вопросы. Также бывает, что после обновлений приложения вылезают баги – то кнопка пропадет, то еще чего. Их оперативно поправляют, но сложно разобраться, когда тебе звонит человек с Android, а у тебя iPhone. Так что мы думаем пересадить всех на одну модель смартфонов».

Одну «пересадку» ребята уже сдедали: чтобы ускорить выплаты, выпустили исполнителям карты «Тинькофф» и сами перевели бизнес туда.


Типовой договор между посредником и исполнителем


Неделя в Uber начинается и заканчивается ровно в 04:00 каждого понедельника. Средства, списанные с карточек пассажиров, исходно аккумулируются у компании. Раз в неделю она отправляет водителям и посредникам детализованную выписку по заказам и переводит заработок за вычетом своей комиссии.

Комиссия системы официально составляет 20%, но часть идет на бонусы водителям: за работу в пиковые часы и в пиковых зонах.

«Бонусы обычно перекрывают от половины комиссии Uber и выше», – рассказывает Евгений. Судя по форумам и блогам других посредников, бывает, когда комиссия нивелируется бонусами полностью. Пока это выглядит как инвестиция в рынок.

После получения средств на счет партнеры вычитают свой процент и отправляют остаток исполнителям.

Помимо бонусов от сервиса, удерживать водителей помогают «комплименты» от посредника: например, скидки на мойку и ТО в автосервисах.


 


Рассказывает Евгений: «Поработав в клининге и в автосалонах, могу сказать, что себестоимость услуги по обычной мойке низкая, а по химчистке – еще ниже. Мы пошли и договорились с одной из точек на востоке столицы. Автосервис может срезать маржу на мойке, зато гарантированно получает поток клиентов: водителям регулярно приходится чистить салон, да и вся машина должна быть чистой – это правило».




Правила и перспективы бизнеса

Отбить вложения удалось к началу четвертого месяца: тогда с партнерами работало уже 30 водителей. Затем появилась и прибыль: к новогодним праздникам Uber поднял тарифы и временно закрыл регистрацию новых машин. Но вот потом наступило затишье. Два партнера признают, что Москва – сильно конкурентный рынок, удерживать позиции и расширяться тут без серьезных вливаний сложно.

«Мы пробовали предложить Uber участие в региональном развитии – что мы будем выходить для них в новый город, настраивать все процессы. Но они не работают по франшизе. Компания сама открывает офисы в городах и сама запускает туда первых посредников. А в их число трудно попасть», – рассказывает Евгений.

Недавно ребята узнали, что часть их водителей летом собирается работать на Юге. Теперь они открывают филиал в Сочи, где Uber уже работает – надеются на всплеск внутреннего туризма летом и поток горнолыжников зимой.

Водитель или партнер, зарегистрированные в одном городе, не могут просто так взять и начать работать в другом: нужно оформлять новое юрлицо и привязывать машины к нему. В общем, проходить весь процесс старта заново.

Второй вариант для масштабирования, который они рассматривают – Восточная Европа: со времен бизнеса по перегону машин у них остался знакомый в болгарской Варне.

 


Материалы по теме:

Основатель Uber рассказал, как спасти Москву от пробок

Кто рулит на российском рынке такси

7 главных трендов этого года в шеринг-экономике

Беларусь – это 1,15 Uber'ов

Uber привлек $3,5 млрд и достиг оценки почти в $68 млрд

4 проблемы, которые пришлось решить Uber для выхода на международный рынок

Свяжись с героем материала
Ирина Черепанова
Ирина Черепанова
связаться
Rusbase Connect: медиа как сервис

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно